УИД № 14RS0016-01-2022-000386-70
Дело № 2-317/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года г. Мирный РС (Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Макаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» к ФИО1 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
у с т а н о в и л:
ООО «МПЖХ» обратилось в суд с иском к ФИО1, которым просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 60 920,69 руб., пени в размере 1015,15 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1029 руб.
Иск мотивирован тем, что истец обращался к мировому судье судебного участка № 50 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1; определением от 04.02.2022 (Дело №) судебный приказ отменен, задолженность по настоящее время не погашена; на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от 08.02.2007 ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РС(Я), <адрес>; являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, ответчик имеет задолженность за предоставленные ЖКУ за период с 10.04.2020 по 30.09.2021 в размере 60 920,69 руб.; неисполнение обязательства по оплате за ЖКУ в период с 10.04.2020 по 30.09.2021 влечет за собой начисление пени в размере 1015,15 руб.; при подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 1029 руб.
Представитель истца ФИО2 на судебное заседание не явилась, ходатайством от 19.04.2022 просила рассмотреть дело без участия представителя истца, исковые требования к ответчику поддерживает.
Ответчик ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом; согласно письменному отзыву от 18.04.2022 на исковое заявление, присутствовать в судебном заседании не имеет возможности по семейным обстоятельствам (находится за пределами <адрес>); указала, что «эта история длится три года, и ни разу ответчик не видела платежки, соответствующей признакам финансового документа - ГОСТ 6.30-97, в штрих коде не должны быть указаны зарубежные страны (1 и 3 цифры), в случае оплаты попадает на УК РФ 275 ст. и ФЗ 115 и УК 175 (ответчик не имеет их квитанции и не может посмотреть куда уходят средства). Согласно Конституции ст. 3. и ст. 24 п. 2, истец обязан предъявить документы, подтверждающие право собственности на землю, здание, чего сделать не могут (актов передачи собственности, земель, водопроводов, электросетей от СССР в РФ не существует). ФИО3 издан приказ № 79 «О применении специальных экономических мер» в связи с недружественными действиями США и примкнувшим к ним иностранных государств и международных организаций. Согласно ст. 10 УК РФ, не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу. 05.03.2022 за № 430К издан перечень не дружественных стран и организаций и, т.к. основой взаимоотношений хозяйствующих субъектов является «Договор об управлении общим домовым имуществом в многоквартирном доме» - юридический акт, который должен быть зарегистрирован в Росреестре. Согласно № 218 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», а именно ст. 42 «Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество», на сегодняшний день такая регистрация не произведена. Поскольку это положение ни у кого не выполнено, то так называемые договоры, заключённые, как так называемыми собственниками, так и управляющими компаниями, являются недействительными. Управляющая компания ООО «ЖКХ» не имеет права заключать договор управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений, т.к. указанное влечет переход, прекращение права недвижимого имущества или ограничение такого права. Отсутствие такого договора, согласно требованиям ст. 161 и 162 Жилищного Кодекса РФ, лишает юридическое лицо статуса управляющей компании. У такой организации нет права на оказание услуг и права на обращение в суд. Обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, указанная в ч. 1.ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственников помещений не в силу закона, а исключительно в силу договора управления многоквартирным домом, заключенного в письменной форме (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Счета на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг, присылаемые управляющей компанией, являются незаконными и необоснованными, а оплаченные ранее - попадающими под ст. 164 УК РФ «Вымогательство. Неосновательное обогащение и преступный сговор» (наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом). Управляющая компания должна произвести перерасчет и выплату в пользу собственников жилых помещений за весь период незаконного получения средств, после чего выдать незаконно полученные денежные средства под расписку каждому собственнику».
Суд, изучив и исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (п. 9.), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, структура платы за коммунальные услуги установлена законодательно.
В соответствии с п.п. 1, 2, 2.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.
Как следует из ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п.п. 5, 6.1, 6.2 ст. 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (п. 1 Правил).
Таким образом, обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предполагает, прежде всего, соблюдение плательщиками установленных законодательством сроков внесения платы; обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник или наниматель жилого помещения, но и граждане, проживающие совместно с нанимателем жилого помещения, которые наряду с нанимателем являются потребителями коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, собственником жилого помещения - квартиры № расположенной по адресу: <адрес>, является ответчик ФИО1, <дата> года рождения, дата государственной регистрации права 08.02.2007 (л.д. 12, 40-41). Согласно адресной справке от 15.03.2022, ФИО1, <дата> г.р., значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, дата регистрации: с 26.08.2014 по настоящее время (л.д. 24).
Согласно оборотной ведомости за период с апреля 2020 г. по сентябрь 2021 г. по адресу: <адрес>, собственник ФИО1, имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги всего в размере 60 920,69 руб. (л.д. 7).
Определением мирового судьи судебного участка № 18 Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 04.02.2022 отменен судебный приказ от 03.11.2021, выданный по делу № о взыскании с должника ФИО1 задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 60920,69 руб. за период с 10.04.2020 по 30.09.2021, пени в размере 1 015,15 руб. за период с 10.04.2020 по 30.09.2021 и судебных расходов в размере 1029 руб., постановлено судебный приказ от 03.11.2021 отозвать в дело (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 11 статьей 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 14 ст.155 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается
В силу вышеизложенных норм и положений, требования стороны истца в части взыскания с ответчика суммы задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и пени за просроченные платежи по коммунальным услугам суд находит обоснованными и состоятельными, поскольку стороной ответчика не оспаривается то обстоятельство, что оплата за предоставленные жилищно-коммунальные услуги за вышеуказанный период не производилась.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу п. 30 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 06.05.2011 № 354 (ред. от 13.07.2019) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Разрешая исковые требования, оценив представленные сторонами доказательства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчик надлежащим образом не исполняет свои обязанности по своевременному внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, вместе с тем последняя, как собственник жилого помещения, в силу прямого указания закона обязана нести бремя по содержанию имущества, в том числе надлежащим образом исполнять обязанность по оплате коммунальных платежей; оснований для освобождения ответчика, являющейся собственником квартиры в многоквартирном доме, от оплаты услуг, которые ей оказываются, и собственник их фактически получает, не имеется, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию сумма задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги за указанный в иске период в размере 60920,69 руб.
Факт наличия задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг на рассчитанную истцом сумму установлен судом; объем предоставленных ответчику услуг подтвержден материалами дела; расчет задолженности, произведенный истцом, судом проверен и признается правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку он составлен подробно и полно, с использованием действующих нормативно-правовых актов, регулирующих начисление и оплату жилищно-коммунальных и связанных с ними услуг (л.д. 8-11), в опровержение указанного и установленного каких-либо допустимых и относимых законодательством доказательств, как и доказательств полной или частичной оплаты задолженности, стороной ответчика не представлено, материалы дела не содержат.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, по существу сводятся к несогласию с исковыми требованиями и не подтверждены доказательствами, в связи с чем, признаются судом несостоятельными, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При изложенных и установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу положений статьи 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче иска, в размере 1029 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» сумму задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 60 920 руб. 69 коп., пени в размере 1015 руб. 15 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1029 руб., всего взыскать 62964 (шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят четыре) рубля 84 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 28.04.2022 г.
Председательствующий Иванова С.Ж.