ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 140023-01-2019-000854-90 от 02.08.2019 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-741/2019 УИД № 14RS0023-01-2019-000854-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Олёкминск 2 августа 2019 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:

председательствующего судьи: Седалищева Г.А.,

при секретаре судебного заседания: Тороповой С.С.,

с участием старшего помощника прокурора Олёкминского района юриста 1 класса ФИО2,

административного истца: ФИО3,

представителя административного истца: адвоката Готье А.И.,

административного ответчика: председателя избирательной комиссии муниципального района «Олёкминский район» Республики Саха ( Якутия ) ФИО4,

заинтересованного лица: учредителя и и.о. главного редактора газеты «Вести Олекмы» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность главы муниципального района «Олёкминский район» ФИО3 к избирательной комиссии муниципального района «Олёкминский район» Республики Саха ( Якутия ) о бездействии избирательной комиссии муниципального района «Олёкминский район»,

у с т а н о в и л :

Кандидат на должность главы МР «Олёкминский район» ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального района «Олёкминский район» РС(Я) ( Далее – ИКМР ) о признании действия председателя ИКМР незаконным, о признании незаконным бездействия ИКМР, об обязании ИКМР вынести гласное и коллегиальное решение о нарушении со стороны газеты «Вести Олекмы» избирательного законодательства и его прав, как кандидата, об обязании ИКМР признать данный материал агитационным, об обязании ИКМР составить административный протокол в отношении главного редактора и учредителей газеты «Вести Олекмы» по факту незаконной агитации и размещения недостоверных сведений о нем, как о кандидате.

Определением Олёкминского районного суда РС(Я) от 29 июля 2019 года к участию в деле привлечена информационно-рекламная газета «Вести Олекмы» в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика.

Из административного искового заявления кандидата на должность главы МР «Олёкминский район» ФИО3 видно, что 19 июля 2019 года административным истцом было подано заявление о нарушении норм избирательного законодательства и получено административным ответчиком следующего содержания: 12 июля 2019 года административному истцу стало известно из публикации в районной газете «Вести Олекмы» ( № 27/1071 ) на второй странице под рубрикой «Основные сведения о выборах» об искажении фамилии административного истца как подавшего заявления о самовыдвижении на должность главы муниципального района «Олекминский район» РС(Я): «На 10 июля на должность главы МР «Олекминский район» заявление на регистрацию подали четыре кандидата, самовыдвиженцы: ФИО3....». Далее по тексту информационного материала перечисляются персональные данные административного истца, полностью идентичные с теми, что были представлены административным истцом при выдвижении 6 июля 2019 года на должность главы муниципального района «Олекминский район» Республики Саха ( Якутия ). Заканчивается данная публикация подписью «Собкорр ( данные взяты ЦИК PC(Я)». Административный истец при подаче заявления в адрес административного ответчика полагал, что произошедшее дает основания усмотреть признаки нарушения его прав гражданина РФ, в том числе, гарантируемых Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», включая его статьи 5-7, так и кандидата на должность главы муниципального района «Олекминский район» РС(Я). Неправомерные действия данного средства массовой информации по распространению ложных сведений об административном истце нарушают п.6 ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и частью 8.5 статьи 55 Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха ( Якутия ), статьи 150 ГК РФ, гарантирующие соблюдение охрану неимущественных прав и других нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона; уже привели к нарушению основополагающего принципа избирательного законодательства - принципа равенства прав и обязанностей всех кандидатов, заложенного в положении статьи 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Несоблюдение требований по достоверности размещенной информации об административном истце, как о кандидате, автоматически влечет за собой признание соответствующего материала агитационным и административную ответственность за нарушение условий проведения предвыборной агитации. Данная правовая обязанность возложена законом на административного ответчика, как избирательной комиссии, организующей выборы на должность главы муниципального района «Олёкминский район» РС(Я), согласно п/п 2 «Г» и «Е» ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и статьи 55 Закон Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха ( Якутия )». Данная недостоверная информация подпадает под распространение информации, в которой явно преобладают сведения о кандидате в сочетании с негативными, что в свою очередь представляет собой деятельность, способствующая созданию отрицательного отношения избирателей к нему как административному истцу и как кандидату, выдвинувшемуся в порядке самовыдвижения на должность главы муниципального района «Олёкминский район» РС(Я) на момент сбора подписей среди избирателей Олёкминского района и негативно влияет на проведение его предвыборной агитации в агитационный период, начавшийся на следующий день с момента моего выдвижения. Согласно пункта 1 статьи 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и нрава не участие в референдуме граждан РФ», ИКМР обязана осуществлять на территории муниципального района контроль за соблюдением избирательных прав. Анализ федерального закона, так и Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха ( Якутия )», позволяет сделать вывод, что полномочия принятия коллегиального решения по заявлению административного истца как кандидата законодателем отнесены как форма и принцип деятельности административного ответчика. Базовым принципом, который повышает степень легитимности выборных органов публичной власти и должностных лиц, является коллегиальность деятельности избирательной комиссии как противоположность принципу единоначалия. Общим признаком коллективности и коллегиальности принятия решения является его обсуждение на заседании большинством голосов его членов. Но деятельность коллегиальных органов отличается от коллективных. Под коллегиальностью в широком смысле понимается форма принятия решений, при которой учитывается коллективное мнение, используется метод общественного обсуждения и решения вопросов в пределах компетенции большинством голосов при наличии кворума, способствуя всестороннему анализу различных точек зрения

В системе избирательных комиссий принцип коллегиальности имеет особое содержание. В соответствии со пунктом 1 статьи 28 ФЗ и статьи 30 Закона РС(Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха ( Якутия )» деятельность избирательной комиссии осуществляется коллегиально. Организационной формой коллегиального рассмотрения вопросов являются заседания избирательной комиссии, в которых участвуют все ( или большинство в 2/3 ) ее члены. Принцип коллегиальности подразумевает непосредственное гласное рассмотрение вопросов компетенции избирательных комиссий на заседаниях (заочное голосование не допускается). Эффективная реализация принципа коллегиальности обеспечивается сохранением самостоятельности каждого члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и равного правового положения ее членов. В соответствии с пунктом 22 статьи 29 ФЗ член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением некоторых прав. Таким образом, считает, что административный истец проигнорировал его заявление от 19 июля 2019 года и не рассмотрел его законным образом с соблюдением принципа гласности и коллегиальности. Данное нарушение прямым образом затрагивает его права и законные интересы, как кандидата, свидетельствует о нарушении со стороны административного ответчика принципов коллегиальности и гласности в подготовке и проведению выборов главы муниципального района «Олёкминский район» 8 сентября 2019 года. ИКМР в лице председателя превысила установленные компетенции, а значит осуществила неправомерные действия, противоречащие закону и без рассмотрения коллегиально и гласно, без обсуждения на заседании и обсуждения на заседании всего состава административного ответчика. Поэтому просит признать действие председателя административного ответчика, не организовавшей гласное и коллегиальное обсуждение моего заявления, не основанным на норме закона и незаконным. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика по факту обращения без соблюдения принципа коллегиальности, гласности и на заседании всех членов административного ответчика. Просит обязать административного ответчика вынести гласное и коллегиальное решение о нарушении со стороны газеты «Вести Олекмы» избирательного законодательства и его прав, как кандидата. Просит обязать административного ответчика признать данный материал агитационным. Просит обязать административного ответчика составить административный протокол в отношении главного редактора редакции газеты «Вести Олекмы» и учредителей данного СМИ по факту незаконной агитации и размещения.

Административный истец ФИО3 поддержал административное исковое заявление в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца адвокат Готье А.И. поддержал административное исковое заявление. При этом пояснил, что права его доверителя нарушены, т.к. его заявление на нарушение избирательных прав не рассмотрено избирательной комиссией. Административный ответчик не провел заседание избирательной комиссии и не вынес коллегиальное решение. По сути административный ответчик скрыл от рабочей группы факт обращения его доверителя. Представитель административного ответчика не вправе принимать единоличные решения, а деятельность рабочей группы должна осуществляться в соответствии с Положением коллегиально. Полномочия на возбуждение административного производства у административного ответчика есть. ЦИК РС(Я) не была проинформирована о факте нарушения избирательных прав. При этом его доверитель не просил ИКМР воздействовать на редакцию газеты. Объяснительные у представителей средств массовой информации представитель административного ответчика не вправе брать. Газета сформировала негативное мнение, негативный образ его доверителя у избирателей, т.к. в то время проводилась избирательная кампания, и его доверитель встречался с избирателями. Формирование газетой негативного мнения о его доверителе повлияло на избирателей, что вынудило его доверителя оправдываться перед избирателями. Его доверитель просил вынести решение, а не дать ответ. Решение должно было быть вынесено коллегиально с участием его доверителя. Поэтому просит удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Представитель административного ответчика председателя ИКМР ФИО4 в ходе судебного разбирательства не признала административное исковое заявление. При этом пояснила, что 19 июля в ИКМР поступило обращение ФИО3, по которому она провела проверку. Об обращении ФИО3 ЦИК РС(Я) не информировала. В газете «Вести Олекмы» была дана информация о выдвинутых кандидатах, что не является агитационным материалом, а носит информационный характер. Были взяты объяснения у представителей газеты ФИО1 и ФИО5. Газетой была допущена ошибка в написании фамилии кандидата ФИО3, что является технической ошибкой. Заседания рабочей группы и избирательной комиссии не собирали. ФИО3 дала письменный ответ. Редакция газеты опубликовала в другом номере правильную фамилию ФИО3 и принесли извинения в письменном виде. Поэтому просит в удовлетворении иска отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица ФИО5 пояснила, что в газете была опубликована информация на в то время 4-х кандидатов с открытого сайта ЦИК РС(Я) в интернете. Это не был агитационный материал. При верстке газеты, у них свое оборудование, в написании фамилии ФИО3 была допущена ошибка. По этому поводу председатель избирательной комиссии ФИО4 вызвала ее, сказала, что поступило обращение. Она написала объяснительную. Ошибку в неправильной написании фамилии ФИО3 признает. В номере № 29 исправили ошибку в написании фамилии ФИО3 и принесли письменные извинения.

Выслушав выступление сторон, а также заключение прокурора об отказе в удовлетворении административного искового заявления, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующих обстоятельств:

Решением районного Совета депутатов муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) № 10 от 11.06.2019 назначены выборы на должность Главы и Совета депутатов муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия) на 8 сентября 2019 года.

ФИО3 6 июля 2019 года подал в избирательную комиссию МР «Олёкминский район» РС(Я) документы о выдвижении на должность главы муниципального района «Олёкминский район», что подтверждается сторонами.

В № 27 ( 1071 ) информационно-рекламной газете «Вести Олекмы» в рубрике «Основные сведения о выборах» 12 июля 2019 года на странице № 2 опубликована информация о четырех кандидатах, самовыдвиженцах, на должность главы МР «Олёкминский район», с указанием персональных данных, в том числе с указанием фамилий, имен и отчеств. В пункте под номером 1 указан ФИО3.

Между тем, в соответствии с данными паспорта серии фамилия выдвинутого кандидата указана ФИО3.

19.07.2019 по поводу неправильного указания фамилии от кандидата на должность главы муниципального района «Олёкминский район» РС(Я) ФИО3 в адрес ИКМР поступило заявление о нарушении избирательного законодательства со стороны газеты «Вести Олекмы». Заявитель просил провести проверку и принять предусмотренные меры, вынести решение, возбудить административное производство, признать данный материал агитационным, просил проинформировать ЦИК РС(Я) и проинформировать его о принятых мерах.

21 июля 2019 года учредитель газеты «Вести Олекмы» ФИО5 и и.о. главного редактора газеты «Вести Олекмы» ФИО1 написали на имя председателя ИКМР ФИО4 объяснительные о допущении ошибки в написании фамилии ФИО3 и об исправлении допущенной ошибки и принесении письменных извинений в следующем номере газеты.

О принятых мерах представитель административного ответчика проинформировала административного истца в установленный законом срок.

В № 29 ( 1073 ) информационно-рекламной газете «Вести Олекмы» в рубрике «Основные сведения о выборах» 26 июля 2019 года на странице № 2 вверху опубликована поправка, что фамилию самовыдвиженца на должность главы МР «Олёкминский район» вместо ФИО3 следует читать ФИО3. Редакция газеты «Вести Олекмы» принесла извинения ФИО3 за допущенную ошибку.

В соответствии с п.4 ст.20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67 от 12.06.2002 ( Далее – ФЗ № 67 ), комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Об этом же указано и в п.7 ст. 20 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия )», что избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

В установленный п.4 ст.20 ФЗ № 67 срок избирательная комиссия провела проверку доводов жалобы кандидата ФИО3, приняла по нему надлежащие меры и дала заявителю ответ.

Газета «Вести Олекмы» приняла исчерпывающие меры по устранению ошибки в написании фамилии кандидата ФИО3 с указанием в ближайшем номере газеты правильной фамилии кандидата и принесла ему письменные извинения.

В ходе судебного разбирательства свидетель ФИО1 показала, что в то время работала и.о. главного редактора газеты «Вести Олекмы». Рубрику «Основные сведения» готовила она сама. Сведения о кандидатах взяла из сайта ЦИК РС(Я). Во время верстки газеты, бывает, что компьютер делает ошибки. Была допущена техническая ошибка. В воскресенье 21 июля на рабочий телефон ей позвонила ФИО4 и сказала, что поступило заявление. Она пошла к ФИО4, ознакомилась с заявлением. Сама написала объяснительную. Там был еще мужчина, который представился, но она его не знает. Не знает и ФИО4. Заседания комиссии не было. Ошибку признает. Допущенную ошибку исправили, написали правильную фамилию ФИО3 и принесли ему письменные извинения.

Требование кандидата ФИО3 о коллегиальном рассмотрении его обращения не может быть признано обоснованным, так как нарушений действующего избирательного законодательства административным ответчиком не допущено, поскольку исходя из характера обращения и допущения технической ошибки в написании фамилии кандидата ФИО3 в рубрике «Основные сведения о выборах», носящего информационный характер, не требовало коллегиального рассмотрения, т.е. председатель ИКМР была вправе рассмотреть обращение кандидата ФИО3 без вынесения вопроса на рассмотрение рабочей группы и комиссии. Проверка заявления проводилась и обстоятельства дела не требовали назначения заседания комиссии и приглашения кандидата ФИО3 и представителей газеты «Вести Олекмы» на него. Редакция газеты «Вести Олекмы», допустившая техническую ошибку в написании фамилии кандидата ФИО3, после его обращения в избирательную комиссию, в ближайшем номере газеты исправила ошибку, опубликовав в газете правильную фамилию кандидата ФИО3, и принесла ему письменные извинения.

Статья 2 ФЗ № 67 определяет понятие предвыборной агитации, осуществляемой в период избирательной кампании, как деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него ( них ).

Признаки предвыборной агитации, осуществляемой в период избирательной кампании, названы в пункте 2 статьи 48 ФЗ № 67.

Согласно данной норме предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а ) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б ) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель; в ) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г ) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; е ) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

При этом суд приходит к выводу, что текст информации, опубликованный в 27-ом номере газеты «Вести Олекмы» носит информационный характер, а допущенная ошибка в написании фамилии ФИО3 вместо ФИО3 относится к технической ошибке. Сама по себе информационная заметка о 4-х кандидатах, какой-либо информации, способствующей созданию положительного либо негативного отношения избирателей к кандидату ФИО3, не содержит.

При этом суд учитывает и то, что суд не может в рамках КАС РФ обязать ИКМР составить административный протокол в отношении главного редактора и учредителей газеты «Вести Олекмы» по факту незаконной агитации и размещения недостоверных сведений об ФИО3, как о кандидате, поскольку признаков предвыборной агитации в информационной заметке не усматривается. Вопросы привлечения виновных лиц к административной ответственности разрешаются в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л :

В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность главы муниципального района «Олёкминский район» ФИО3 к избирательной комиссии муниципального района «Олёкминский район» Республики Саха ( Якутия ) о признании действия председателя избирательной комиссии муниципального района незаконным, о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального района, об обязании избирательной комиссии муниципального района вынести гласное и коллегиальное решение о нарушении со стороны газеты «Вести Олекмы» избирательного законодательства и его прав, как кандидата, об обязании избирательной комиссии муниципального района признать данный материал агитационным, об обязании избирательной комиссии муниципального района составить административный протокол в отношении главного редактора и учредителей газеты «Вести Олекмы» по факту незаконной агитации и размещения недостоверных сведений о нем, как о кандидате, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) в течение 5 ( пяти ) дней со дня вынесения.

Председательствующий судья: п/п

Копия верна:

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев