ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 140028-01-2022-000299-83 от 28.07.2022 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-223/2022

УИД № 14RS0028-01-2022-000299-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Хандыга 28 июля 2022 года

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайлова А.П., с участием:

представителя истца – адвоката Алексеева А.В.,

при секретаре Тарабукиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Городскому поселению «*Адрес*» *Адрес* «*Адрес*» Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности включить в список на возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение, выплатить компенсацию за изымаемое жилое помещение согласно рыночной стоимости, взыскании расходов за проведение оценки,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ГП "*Адрес*, ГКУ РС(Я) "Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)», о возложении обязанности включить в список на возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение, выплатить сумму возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение, о взыскании расходов по договору на проведение оценки рыночной стоимости имущества. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником жилого помещения – квартиры общей площадью 44,9 кв.м. находящейся по *Адрес* кадастровый *Номер*. Данная квартира принадлежит ей на основании договора купли-продажи квартиры от *Дата* на праве собственности, зарегистрированного в ЕГРН *Дата* за *Номер*. Заключением межведомственной комиссии *Номер* от *Дата* дом *Адрес*, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем данный дом был включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от *Дата**Номер*. Способ реализации данной программы истец выбрал – путем выкупа администрацией указанного жилого помещения, в связи с чем для определения рыночной стоимости жилого помещения истец произвела независимую оценку жилого помещения в ООО «Аартык Консалтинг». Согласно отчета произведенного в ООО «Аартык Консалтинг» *Номер* от *Дата* размер возмещения за жилое помещение составил *...* рублей. Письмом *Номер* от *Дата* из администрации ГП «*Адрес*» она получила уведомление, о том, что *Дата* исх. номером *Номер* ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) по заявке МР «*Адрес*» о внесении изменений в заявку на участие в этапе 2019 года Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», органу местного самоуправления по квартирам расположенным *Адрес* отказано в реализации права граждан на предоставление иного жилого помещения взамен аварийного или предоставления денежной компенсации, поскольку реализация этапа 2019 завершена *Дата*. Таким образом, ей было отказано в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу или предоставлении денежной компенсации в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», поскольку реализация этапа 2019 года завершена *Дата*. Истец считает, что решение вынесенное главой ГП «*Адрес*» К.Л.А., которым ей отказано в предоставлении денежной компенсации в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» или другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, незаконным, поскольку она является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном в 2015 году в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и включенном в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» с планируемой датой расселения – *Дата*. Кроме того, на основании постановления Главы МО «*Адрес*» от *Дата**Номер* земельный участок с кадастровым номером *Номер*, общей площадью *...* кв.м., занимаемым многоквартирным жилым домом *Адрес* признанный аварийным и подлежащим сносу и изъят для муниципальных нужд. Истец считает, что ее право как собственника жилого помещения нарушено, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы). Просит обязать ГП «*Адрес*» в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» включить в список на возмещение за изымаемое жилое помещение – квартиру расположенную по *Адрес* Обязать ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» согласовать с ГП «*Адрес*» и ФИО1 сумму возмещения исходя из рыночной стоимости жилого помещения в размере *...* рублей. Взыскать с ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» в пользу ФИО1 расходы по договору на проведение оценки рыночной стоимости имущества в размере *...* рублей.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело с участием представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца – адвокат Алексеев А.В. исковые требования истца поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, суду пояснил аналогично изложенному, в иске.

В судебное заседание ответчик ГП «*Адрес*» К.Л.А. не явилась, надлежаще судом о времени и месте судебного заседания извещена, направила ходатайство о рассмотрении гражданского дела без их участия.

В судебное заседание представитель ответчика ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» ФИО2 по доверенности не явилась, надлежаще извещена, направила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать, ссылаясь на доводы изложенные в возражении на исковое заявление в котором указала, что во исполнение Федерального Закона от *Дата**Номер* «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от *Дата**Номер* утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Согласно условиям программы ответчик ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» обеспечивает осуществление выплат по соглашениям о возмещении, заключенным между собственниками жилых помещений, ответчиком и муниципальными образованиями – участниками Программы. Программой предусмотрено, что Участники Программы распределяют, оформляют жилые помещения гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. Многоквартирный жилой дом по *Адрес* признан аварийным и подлежащим сносу в 2015 году и включен в Программу. Согласно Программе срок подлежащий переселению до *Дата*. Согласно п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ в размер возмещения могут быть включены и убытки, понесенные собственником в связи с изъятием, к которым могут относиться расходы собственника по составлению отчета о рыночной стоимости изымаемого имущества, если он используется для определения размера возмещения. Вопрос предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение с органом местного самоуправления не отрегулирован, документы на рассмотрение в ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» представлены не были. В адрес ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства РС(Я)» истец не обращалась, в связи с чем Дирекция является ненадлежащим ответчиком. Исковое требование о согласовании суммы возмещения за изымаемое жилое помещение с указанием размера возмещения является преждевременным. Просит отказать в удовлетворении исковых требований истца.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, общей площадью *Адрес* кадастровый *Номер*, общей площадью *...* кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от *Дата*. Право собственности зарегистрированного в ЕГРН за номером *Номер*.

Указанная квартира, расположенная по *Адрес* общей площадью *...* кв.м. принадлежит ей на основании договора купли-продажи от *Дата* заключенного между А.Е.А. в лице «Продавца» и ФИО1 в лице «Покупателя» за *...* рублей.

Заключением межведомственной комиссии от *Дата**Номер* по результатам рассмотренных документов и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, вследствие физического износа конструкций здания и в совокупности обнаруженных дефектов конструкций многоквартирный жилой дом, расположенный по *Адрес* признан аварийным, подлежащим сносу.

Согласно Постановлению Правительства РС(Я) от *Дата* N50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», согласно которой многоквартирный жилой дом, расположенный *Адрес* был включен в республиканскую адресную программу с указанием о признании его аварийным *Дата*, и планируемой датой окончания переселения *Дата*.

Постановлением Главы муниципального образования от *Дата**Номер* земельный участок с кадастровым номером *Номер*, общей площадью *...* кв.м., занимаемым многоквартирным жилым домом *Адрес*) признанный аварийным и подлежащим сносу и изъят для муниципальных нужд.

Истец выбрал способ реализации данной программы – путем выкупа указанного аварийного жилого помещения, в связи с чем для определения рыночной стоимости жилого помещения истец произведена независимая оценка жилого помещения в ООО «Аартык Консалтинг». Согласно отчета произведенного в ООО «Аартык Консалтинг» *Номер* от *Дата* размер возмещения за жилое помещение составил *...* рублей.

*Дата* за исх. *Номер* Глава ГП «*Адрес*» К.Л.А. уведомила истца об отказе в предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, поскольку реализация этапа 2019 завершена *Дата*, в связи с чем истцу отказано во включении его квартиры в этап реализации 2022-2023 года Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

Отказывая в удовлетворении заявления истца, глава ГП «*Адрес*» исходила из того, что администрация ГП «*Адрес*» *Дата* исх. *Номер* обратилось в МР «*Адрес*» для направления заявки о внесении изменений в этап 2019 года в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на *Дата* годы». *Дата* исх. *Номер* МР «*Адрес*» обратился в адрес к ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» с заявкой о внесении изменений в этап 2019 года с целью переноса адресов, (в т.ч. жилого дома истца) на текущий этап реализации программы. *Дата* исх. *Номер* ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» по заявке МР «*Адрес*» о внесении изменений в заявку на участие в этапе 2019 года Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» по квартирам, расположенным *Адрес* отказало в реализации права граждан на предоставление иного жилого помещения взамен аварийного или предоставления денежной компенсации, поскольку реализация этапа 2019 завершена *Дата*.

Между тем, данное решение главы ГП «*Адрес*» К.Л.А. об отказе в предоставлении истцу другого равноценного жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу и включенного в республиканскую адресную программу нельзя признать законным.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5- 9 данной статьи.

В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 указанной нормы).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от *Дата**Номер* «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истцом был избран способ обеспечения их жилищных прав путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Частью 2.1 ст. 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных чч. 2 и 2.1 названной статьи, не допускается.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от *Дата**Номер* утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Согласно данной Программе переселения планируемая дата окончания переселения многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира *Номер*, принадлежащая истцу на праве собственности, дома *Номер*, расположенного по *Адрес*, указана *Дата*. Таким образом срок расселения наступил *Дата*, однако меры к расселению согласно Программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда ответчиками не предприняты, что свидетельствует о нарушении права истца ответчиками на обеспечение его жилищных прав, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, исключение квартиры истца из этапа реализации *Дата* года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одного жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в указанную программу, действующим законодательством не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав.

Таким образом, уведомление *Адрес* от *Дата**Номер*, направленное в адрес истца нарушает право истца, как собственника квартиры *Адрес* на обеспечение его жилищных прав по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Представленный истцом отчет оценки жилого помещения, произведенный в ООО «Аартык Консалтинг» *Номер* от *Дата* с размером возмещения за жилое помещение в сумме *...* рублей составлен в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от *Дата* № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки, отвечает целям и задачам установления рыночной стоимости названного объекта, исключает неполноту и неоднозначное толкование его результатов.

Ответчики ГП «*Адрес*» и ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» данный отчет по определению размера возмещения за жилое помещение не оспаривали, доказательств, опровергающих его выводы, не представили, ходатайство о назначении повторной оценочной экспертизы не заявляли.

При определении стоимости выкупной цены жилого помещения вследствие признания дома аварийным и изъятия его для муниципальных нужд, суд руководствуется представленным отчетом, поскольку отчет по определению размера возмещения суд относит к относимому, допустимому и достоверному доказательству, поскольку отчет об оценке соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от *Дата* № 135-ФЗ, отчет оценщика, производившего данную оценку мотивирован, последователен, отчет подписан компетентным должностным лицом, имеет печати, имеет соответствующую лицензию на оценочную деятельность, у суда нет оснований сомневаться в его правильности.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации *Дата*, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Доводы ответчика ГКУ РС(Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» ФИО3 о преждевременном возложении на ответчиков обязанности по предоставлению возмещения за изымаемое жилое помещение не могут быть приняты во внимание судом, поскольку срок расселения указанного многоквартирного жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу наступил *Дата*, кроме того, исковыми требованиями истца являются не требование о внеочередном предоставлении возмещения за изымаемое жилое помещение, а в отказе в реализации права граждан на предоставление иного жилого помещения взамен аварийного или предоставления денежной компенсации в сроки до *Дата* установленные в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», поскольку уведомлением *...* от *Дата**Номер* направленным в адрес истца отказано во включении его квартиры в этап реализации 2022-2023 года Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

При таких обстоятельствах суд находит, что имеются правовые основания для удовлетворения иска ФИО1 к ответчикам ГП «*Адрес*» о включении их в список на возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение и обязании ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» выплатить истцу сумму возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение исходя из рыночной стоимости жилого помещения в размере *...* рублей.

Истцом ФИО1 также заявлено требование о взыскании расходов по договору на оказание консультативных услуг по оценке в размере *...* рублей, что подтверждается договором на оказание консультативных услуг по оценке *Номер* от *Дата* и квитанцией к приходному кассовому ордеру *Номер* от *Дата*.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на проведение оценки причиненного ущерба, которые судом признаются необходимыми.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГП «*Адрес*», ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности включить в список на возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение, выплатить компенсацию за изымаемое жилое помещение согласно рыночной стоимости, взыскании расходов за проведение оценки, в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Городскому поселению «*Адрес*» *Адрес* «*Адрес*» Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности включить в список на возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение, выплатить компенсацию за изымаемое жилое помещение согласно рыночной стоимости, взыскании расходов за проведение оценки – удовлетворить.

Обязать Городское поселение «*Адрес*» муниципального района «*Адрес*» Республики Саха (Якутия) в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства РС (Я) № 50 от *Дата* включить ФИО1 в список на возмещение за изымаемое аварийное жилое помещение - квартиру, расположенную по *Адрес*

Обязать Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства РС (Я) № 50 от *Дата* выплатить ФИО1 сумму возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение – квартиру, расположенную по *Адрес* исходя из рыночной стоимости жилого помещения в размере *...*.

Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» в пользу ФИО1 расходы по договору *Номер* от *Дата* на проведение оценки рыночной стоимости имущества в размере *...*

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: п/п А.В. Михайлов

Копия верна

Судья: А.В. Михайлов

Секретарь: С.С. Тарабукина

Решение в окончательной форме принято *Дата*