ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 140033-01-2022-000437-83 от 15.07.2022 Чурапчинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-348/2022

УИД №14RS0033-01-2022-000437-83

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чурапча 15 июля 2022 года

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Матвеева Г.Г.,

при секретаре Платоновой Л.Г.,

с участием истца – ФИО1,

представителя ответчика – Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании права на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) о признании права на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры, с общей площадью 40.6 кв.м, расположенный по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от . Указанную квартиру она приобрела по договору купли-продажи от за 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей. Данный многоквартирный жилой года постройки, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на годы» с планируемой датой переселения до . Администрацией МО «Чурапчинский наслег» вынесено распоряжение об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу в МО «Чурапчинский наслег». В приложении к данному распоряжению указана квартира, расположенная по адресу: . ею получено уведомление Главы Администрации МО «Чурапчинский наслег» от ФИО5 о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. В уведомлении указано, что на основании ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ в связи с тем, что право собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: , зарегистрировано после признания МКД в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, мне отказано в предоставлении жилого помещения по РАП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Также в уведомлении от указано, что она имеет право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с положениями части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. ею был подан в адрес Администрации МО «Чурапчинский наслег» отказ от возмещения ей денежной компенсации за жилое помещение и заявление о том, что она выбирает право воспользоваться своим правом на предоставление другого жилого помещения. Администрация МО «Чурапчинский наслег» предоставило ответ о том, что ей отказано в удовлетворении моих требований и указало, что она имеет право исключительно на денежную компенсацию в размере суммы, по которой она приобрела квартиру. Просит суд признать за ней право на предоставление другого жилого помещения на праве собственности в замен жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства РС(Я) от .

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала полностью.

Представитель ответчика – Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского района РС(Я) по доверенности ФИО2 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что отказ в предоставлении истцу жилого помещения основан на нормах действующего жилищного законодательства, просил в удовлетворении иска отказать.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» в судебное заседание не явились, представили в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что решением Чурапчинского районного суда РС (Я) от по делу установлено прво Истца на предоставление жилого помещения взамен изымаемого в порядке и сроки, предусмотернные Программой. Кроме того, просят суд рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

При данных обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение сторон, суд считает возможным провести судебное разбирательство и вынести решение по делу в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)».

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

На основании ч.3 ст. 16 Федерального закона от № «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что истец является собственником квартиры, с общей площадью 40.6 кв.м, расположенный по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от . Указанная квартира приобретена ФИО1 по договору купли-продажи от за 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей. Данный многоквартирный жилой года постройки, был признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».

В соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы» планируемой датой окончания переселения граждан из признанного аварийным многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: , является .

Администрацией МО «Чурапчинский наслег» вынесено распоряжение об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу в МО «Чурапчинский наслег». В приложении к данному распоряжению указана квартира, расположенная по адресу: .

истцу направлено уведомление Главы Администрации МО «Чурапчинский наслег» ФИО5 о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. В уведомлении указано, что на основании ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ в связи с тем, что право собственности на жилое помещение - квартиру по адресу: , зарегистрировано после признания МКД в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, ей отказано в предоставлении жилого помещения по РАП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на годы». Также в уведомлении от указано, что истец имеет право исключительно на денежную компенсацию в соответствии с положениями части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

ФИО1 подан в адрес Администрации МО «Чурапчинский наслег» отказ от возмещения ей денежной компенсации за жилое помещение и заявление о том, что она выбирает право воспользоваться своим правом на предоставление другого жилого помещения.

Администрация МО «Чурапчинский наслег» предоставило ФИО1 ответ о том, что ей отказано в удовлетворении её требований и указано, что она имеет право исключительно на денежную компенсацию в размере суммы, по которой она приобрела квартиру.

Указанные обстоятельства сторонами в суде не оспариваются.

Между тем, суд считает, что отказ Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского района РС (Я) в предоставлении истцу другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу основан ответчиком на неправильном толковании норм материального права.

Так, Администрацией МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) не учтено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от № «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление ему другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Истец является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу в 2015 году, включенном в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы». Истцом избран способ обеспечения их жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, о чём она заявила, обратившись с соответствующим заявлением в Администрацию МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я).

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что ч.2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Федеральный закон от № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», которым введена в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, вступил в законную силу со дня его официального опубликования – . При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.

Исходя из вышеизложенного, положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, на которую ссылается Администрация МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) в своем отказе в предоставлении истцу жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, к жилищным правам истца и в связи с признанием в году многоквартирного жилого дома, в котором находится их жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку их право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действие данной нормы .

В связи с этим, доводы ответчика Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о том, что оснований для предоставления истцу ФИО1 другого жилого помещения не имеется, подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы закона и представленные на рассмотрение суда доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 исковых требований, в связи с чем, иск подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 данного Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, истец понес судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей при подаче указанного судебного иска, что подтверждается квитанцией от , имеющийся в материалах дела.

Таким образом, учитывая требования ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию ее расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) о признании права на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного жилого помещения – удовлетворить.

Признать за ФИО1, года рождения, уроженкой , (паспорт ) право на предоставление другого жилого помещения на праве собственности взамен жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , в рамках реализации Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от .

Взыскать с Администрации МО «Чурапчинский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС(Я) (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу ФИО1, года рождения, уроженки , (паспорт ) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Г.Г. Матвеев

Решение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2022 года