ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 140035-01-2019-002256-98 от 14.03.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

УИД № 14RS0035-01-2019-002256-98

Дело № 12-455/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Якутск 14 марта 2019 г.

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Кузьмина М. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ________ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Якутагрохолдинг» ФИО1,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ____ г. генеральный директор ООО «Якутагрохолдинг» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указано, что ООО «Якутагрохолдинг» является дочерним предприятием АО «___», с которым заключен договор аренды производственных и офисных помещений от ___. Оплата по данному договору не осуществлялась ввиду отсутствия денежных средств. В связи с чем отсутствие платёжных документов не является подтверждением отсутствия договора аренды с АО «___». Полученная ООО «Якутагрохолдинг» субсидия была использована по назначению. Сырье, купленное на средства субсидии, на момент проверки надзорным органом было реализовано. Административным органом неверно произведен расчет суммы административного штрафа. Протокол об административном правонарушении составлен с процессуальными нарушениями. Просил признать оспариваемое постановление незаконным, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 и его защитник Захарова А. И. доводы жалобы поддержали в полном объеме. Представили дополнение к жалобе, согласно которым постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ____ г. ООО «Якутагрохолдинг» был привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ виновное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по данной статье, в случае если его действия подпадают под признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. В связи с указанным считают привлечение его и ООО «Якутагрохолдинг» к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ незаконным.

Представитель административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил. Из письменного отзыва, имеющегося в материалах дела, следует, что ООО «Якутагрохолдинг» фактически не арендовало производственные мощности по заготовке и переработке пантов и боя рогов и получило субсидию в размере 17 000 000 руб. будучи несоответствующим условиям предоставления субсидии, установленным пп. «б» п. 5.3.3 Порядка № 100.

Суд, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из протокола комиссии по отбору получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики от ____ г. следует, что ООО «Якутагрохолдинг» признан прошедшим отбор получателей субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в ___ г.

____ г. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики и ООО «Якутагрохолдинг» заключили соглашение ___ о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по закупу, заготовке и переработке продукции домашнего оленеводства (пантов, боя рогов). Предметом данного соглашения явилось предоставление ООО «Якутагрохолдинг» в ___ г. субсидии в целях финансового обеспечения части затрат по закупу, заготовке и переработке продукции домашнего оленеводства (пантов, боя рогов) в размере 17 000 000 руб. пунктом 3.1 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы» (далее – Порядок № 100).

Субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) поступила на расчетный (лицевой) счет ООО «Якутагрохолдинг» в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от ___ на сумму 10 000 000 руб. и от ___ на сумму 7 000 000 руб.

В ходе проверки соблюдения условий предоставления субсидии административным органом установлено, что документы, подтверждающие оказание услуг по аренде помещений отсутствуют, оплата за аренду не производилась, в цехе отсутствовали работники ООО «Якутагрохолдинг», бой рогов отсутствовал, в холодильном оборудовании находились панты, принадлежащие ООО «___», документально переработка пантов и боя рогов не подтвердились. В связи с чем административный орган пришел к выводу, что ООО «Якутагрохолдинг» получило субсидию в размере 17 000 000 руб. будучи несоответствующим условиям предоставления субсидии, установленным Порядком № 100, и составил протокол об административном правонарушении.

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ____ г. генеральный директор ООО «Якутагрохолдинг» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, - и влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно ч. 2 вышеназванной статьи субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанной статьей БК РФ в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 N 1619-З № 791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)», государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 № 934, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.03.2017 № 100 утвержден Порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы».

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 9.2 устава ООО «Якутагрохолдинг», утвержденного протоколом Общего собрания учредителей № ___ г., единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор.

Из материалов дела следует, что за проверяемый период по настоящее время ответственным за финансово-хозяйственную деятельность ООО «Якутагрохолдинг» является его генеральный директор, то есть ФИО1 на основании приказа о вступлении в должность № ___

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены. В связи с чем доводы жалобы заслуживают внимания.

В соответствии с пунктами 5.3.1 и 5.3.2 целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат по закупу, заготовке и переработке продукции домашнего оленеводства (пантов, боя рогов). Получателями субсидии являются юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно п. 5.3.3 Порядка № 100 условиями предоставления субсидии для претендента являются: 1) наличие плана заготовки и переработки пантов, боя рогов на начало текущего финансового года; 2) наличие в собственности или в аренде производственных мощностей по заготовке и переработке пантов и боя рогов; 3) заготовка и переработка пантов, боя рогов в текущем финансовом году.

Судом установлено, что ____ г. между АО «___» и ООО «Якутагрохолдинг» заключен договор № ___ аренды цеха переработки и оборудования цеха БАД. В соответствии с п. 1.1 данного договора ООО «Якутагрохолдинг» принял в аренду: офисное помещение, расположенное по адресу: г. ____; помещение цеха БАД, расположенное по адресу: г____; 40-футовый контейнер для хранения товара; оборудования для переработки БАД. Исполнение сторонами договора аренды подтверждается актом приема-передачи, перечнем поставленного оборудования цеха.

При этом вышеуказанный договор аренды в установленном законом порядке недействительным не признан, доказательств его ничтожности не представлено, последствия недействительности сделки в судебном порядке не применены, следовательно, данный договор аренды является действующим. Как пояснил в судебном заседании ФИО1, оплата арендной платы не производилась из-за отсутствия денежных средств. Отсутствие оплаты по договору аренды не означает его недействительности (ничтожности), если это прямо не предусмотрено законом или договором, чего в данном случае нет. Данное обстоятельство является гражданско-правовым спором между арендодателем и арендатором.

В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Представленными в дело доказательствами бесспорно не подтверждается вывод административного органа о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Поскольку по делу не доказано нарушение должностным лицом – генеральным директором ООО «Якутагрохолдинг» ФИО1 условий предоставления субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, следовательно, оно подлежит отмене.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 января 2019 г. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ____ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Якутагрохолдинг» ФИО1 – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующий судья п/п М. А. Кузьмина

Копия верна

Судья М. А. Кузьмина