Дело № – 141/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> года г. Бикин Хабаровского края
Бикинский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Добродеевой Л.И.,
при секретаре Черменевой ФИО11
с участием:
истца ФИО1 ФИО12
представителя ответчика – Администрации <адрес> муниципального района <адрес> - адвоката Колтович ФИО13 действующей на основании ордера № от <дата>, предоставившей удостоверение №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО14 к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации, признании незаконными распоряжения администрации № от <дата>, № от <дата>, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 ФИО15 обратилась в <адрес> городской суд <адрес> с иском к Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации, признании незаконными распоряжения № от <дата>, № от <дата>, взыскании денежного содержания в размере № рубля, взыскании компенсации морального вреда в сумме № рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она является муниципальным служащим администрации Бикинского муниципального района с <дата>, с <дата> она назначена переводом из кадрового резерва на муниципальную должность начальника отдела правового обеспечения. Служебные обязанности исполняет в соответствии с трудовым договором (п. 8), должностной инструкцией, утв. постановлением администрации района от <дата>№, Уставом Бикинского муниципального района, Федеральными законами от <дата>№- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от <дата>№ – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», <адрес> от <дата>№ «О муниципальной службе в <адрес>» и другими законами регламентирующими деятельность отдела и органов местного самоуправления муниципального района. Представитель нанимателя совершил действия, противоречащие нормам ст.ст. 11, ч. 2 ст. 12, п. 8 ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 27 Федерального закона от <дата>№ –ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.п. 2,4,8 п. 2 ст. 40, п.п. 8 и 11 ст. 41, п. 15 ст. 42 Устава Бикинского муниципального района, нормам трудового законодательства, а также локальным актам администрации Бикинского муниципального района. Администрацией Бикинского муниципального района за подписью главы муниципального района <дата> изданы распоряжения № и №. Распоряжением от <дата>№ «О проведении мероприятий по отстранению от должностных обязанностей ФИО1 ФИО17.» определено изъять жесткий диск с компьютера ФИО1 ФИО16 Распоряжением от <дата>№ «Об отстранении» истец отстранена от исполнения должностных обязанностей с <дата> до момента окончания служебной проверки. Что послужило основанием для издания указанного распоряжения ей не известно. Данные действия работодателя незаконны, противоречат указанным нормам права, локальным актам администрации, нарушают ее личные неимущественные права, лишают ее возможности трудиться, а также получать денежное содержание за труд, и как следствие лишают источника единственного дохода, на который она содержит своих троих детей. Полагает, что с работодателя в ее пользу должны быть взысканы денежные средства в сумме № рублей за период с <дата> по момент отмены незаконного распоряжения, поскольку <дата> и <дата> она находилась на рабочем месте и работала. Действиями представителя нанимателя ей причинен моральный вред, на основании ст. 151 ГК РФ, ст. 237 ТК РФ сумму морального вреда она оценила в № рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 ФИО18. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что ею не совершались никакие действия, послужившие основанием для утраты к ней доверия и отстранения от должности, а также для изъятия жесткого диска с ее компьютера. Указанные распоряжения являются правовыми актами главы муниципального образования. Отстранение ее от работы было незаконным на основании докладной записки муниципального служащего администрации. По ее мнению, если бы она вовремя не обратилась в следственные органы, которые изъяли ее компьютер, то ей бы вменили подделку документа, который бы ей подложили на жесткий диск ее компьютера. Глава не имел права издавать оспариваемые распоряжения. Действиями администрации ей причинен моральный вред, выразившийся в том, что за длительный период ее работы в администрации, ею не совершались действия, которые могли бы повлечь недоверие. Ее неоднократно опрашивали следственные органы, что было для нее стрессом, в связи с чем в период с <дата> по <дата> она находилась на больничном, ввиду чего ей не в полном объеме была выплачена заработная плата, нежели она бы находилась на рабочем месте.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> муниципального района <адрес> – адвокат Колтович ФИО19., действующая на основании ордера с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого, администрация Бикинского муниципального района <адрес> считает, что истец необоснованно выдвигает исковые требования по следующим причинам: <дата> распоряжением администрации от <дата>№ назначена служебная проверка в отношении муниципального служащего, начальника отдела правового обеспечения ФИО1 ФИО21 распоряжением администрации Бикинского муниципального района от <дата>№ ФИО1 ФИО20 временно отстранена от замещаемой должности. Согласно п. 3.5 Положения о порядке проведения служебных проверок в администрации Бикинского муниципального района утвержденного распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>№-р - работник администрации, являющийся муниципальным служащим в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от занимаемой должности на время проведения служебной проверки с сохранением на тот период денежного содержания по замещаемой должности. Временное отстранение начальника отдела правового обеспечения ФИО1 ФИО22. оформлено распоряжением администрации Бикинского муниципального района от <дата>№ «Об отстранении». Из искового заявления следует, что ФИО1 ФИО25. <дата> и <дата> находилась на рабочем месте и работала, но нахождение на рабочем месте в момент отстранения является ее личным волеизъявлением. Также из искового заявления следует, что действия работодателя незаконны, противоречат указанным нормам права, локальным актам администрации, нарушают ее неимущественные права, лишают возможности трудиться, а также получать денежное содержание за труд, и как следствие лишают источника единственного дохода, на который ФИО1 ФИО23 содержит троих несовершеннолетних детей. Но распоряжением администрации от <дата>№ ФИО1 ФИО24 денежное содержание сохранено на период ее отстранения. В судебном заседании пояснила, что распоряжением № от <дата> была назначена проверка во всей администрации, в связи с чем была проверка и отдела правового обеспечения, в отношении которого была докладная записка муниципального служащего.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федеральным законом от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ст. 2 ФЗ от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч.1 ст. 10 Федеральным законом от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В силу ст. 4 Федеральным законом от <дата> №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из основных принципов муниципальной службы является ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать основные обязанности, в частности, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Согласно ст. 14.2 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан, в частности, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1); порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
В силу ст. 42 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Статьей 36 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).
Глава муниципального образования в пределах полномочий: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 4).
Как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании, <дата> между администрацией Бикинского муниципального района <адрес> в лице главы <адрес> муниципального района ФИО2 ФИО26 действующего в соответствии с Уставом Бикинского муниципального района <адрес> и ФИО1 ФИО27 заключен трудовой договор №.
Согласно п. 2 трудового договора ФИО1 ФИО28 назначена переводом, как состоящая в кадровом резерве, на должность муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения администрации <адрес> муниципального района. На неопределенный срок (п. 4). Срок действия договора с <дата> (п. 5). Как следует из п. 8 договора муниципальный служащий должен выполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
Как следует из должностной инструкции начальника отдела правового обеспечения администрации <адрес> муниципального района утвержденной главой <адрес> муниципального района <дата> г. начальник отдела правового обеспечения несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него настоящей Инструкцией обязанностей (п. IV).
<дата> между администрацией <адрес> муниципального района <адрес> в лице главы <адрес> муниципального района ФИО2 ФИО29 действующего в соответствии с Уставом <адрес> муниципального района <адрес> и ФИО1 ФИО30. заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору муниципального служащего № от <дата>, которым внесены изменения в пп. 9.1 и. 9 трудового договора.
<дата> от заместителя главы администрации – начальника финансового управления ФИО3 ФИО31 на имя главы <адрес> муниципального района ФИО2 ФИО32 поступила служебная записка с просьбой назначить служебную проверку в отношении муниципального служащего администрации <адрес> муниципального района ФИО1 ФИО34 по факту нарушения пп. 7 п. 3.4. Правил внутреннего трудового распорядка администрации Бикинского муниципального района, утвержденному распоряжением администрации Бикинского муниципального района от <дата>№-р, а также проверить рабочее место и рабочий компьютер ФИО1 ФИО33 и других работников отдела правового обеспечения, на наличие в нем какой – либо информации о «поддельном» документе.
Распоряжением Главы муниципального района ФИО2 ФИО35 от <дата> поручено назначить и провести служебную проверку по факту подлинности документа об образовании и совершения действий (бездействия), повлекшего значительные последствия для администрации.
<дата> Главой муниципального района ФИО2 ФИО36 издано распоряжение № «О проведении служебной проверки», которым назначено провести служебную проверку в отношении начальника отдела правового обеспечения ФИО1 ФИО37 по фактам указанным в служебной записке муниципального служащего администрации <адрес> муниципального района. Срок проведения проверки – с <дата> по <дата>.
Создана комиссия по проведению служебной проверки, в состав которой вошли: председатель комиссии ФИО4 ФИО40 – и.о. начальника отдела организационно- методической работы, архивной деятельности, делопроизводства и общих вопросов; члены комиссии ФИО5 ФИО39. – главный специалист сектора информационных технологий и защиты информации; ФИО5 ФИО38 – главный специалист сектора кадров. Комиссии поручено предоставить акт служебного расследования главе Бикинского муниципального района в срок до <дата>
В соответствии с п. 3.5. Положения о порядке проведения служебных проверок администрации <адрес> муниципального района, утвержденного распоряжением главы Бикинского муниципального района от <дата>№-р главой администрации муниципального района ФИО2 ФИО41<дата> издано распоряжение о сохранении денежного содержания, на время отстранения от замещаемой должности, в период проведения служебной проверки.
<дата> Главой муниципального района <адрес> ФИО2 ФИО42 в связи с недоверием к начальнику отдела правового обеспечения администрации <адрес> муниципального района издано распоряжение № «О проведении мероприятий по отстранению от должностных обязанностей ФИО1 ФИО43 Главному специалисту сектора информационных технологий и защиты информации администрации <адрес> муниципального района Игумнову ФИО45. поручено: изъять жесткий диск с компьютера ФИО1 ФИО44 закрыть доступ к системе электронного документооборота правительства <адрес>.
Распоряжением администрации <адрес> муниципального района <адрес> от <дата>№ начальник отдела правового обеспечения администрации Бикинского муниципального района ФИО1 ФИО46 от исполнения своих должностных обязанностей с <дата> и до момента окончания служебной проверки относительно работы данного сотрудника отстранена. С данным постановлением ФИО1 ФИО47 была ознакомлена под роспись <дата>
Таким образом, судом установлено, что основанием для проведения проверки послужила служебная записка ФИО3 ФИО49. с просьбой назначить служебную проверку в отношении муниципального служащего администрации Бикинского муниципального района ФИО1 ФИО48.
Из Положения о порядке проведения служебных проверок в администрации <адрес> муниципального района, утвержденного распоряжением главы муниципального района от <дата>№р следует, что решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами администрации – главой администрации как представителя (работодателя) в отношении всех работников администрации, руководителей муниципальных предприятий и учреждений (п. 2.1 ).
Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, указанных в п. 2 настоящего положения (п.2.2). Служебная проверка должна быть назначена со дня получения должностным лицом администрации, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, и закончена и закончена в срок, установленный должностным лицом администрации, назначившим служебную проверку. Окончание проведения служебной проверки является дата подписания заключения по результатам ее проведения (п. 2.5).
Работник администрации, являющийся муниципальным служащим, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности. Временное отстранением муниципального служащего оформляется распоряжением главы администрации района (п. 3.5).
В силу ст. 1 Устава <адрес> муниципального района Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, иные правовые акты не должны противоречит Уставу; Устав определяет организацию местного самоуправления, полномочия и организацию деятельности органов местного самоуправления в районе.
Часть 2 ст. 2.1 Устава определено, что муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории района и не должны противоречить Конституции, федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и <адрес>
Как следует из пп. 3 п. 1 ст. 32 Устава <адрес> муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов <адрес> муниципального района <адрес> от <дата>№ Глава муниципального района в пределах полномочий установленных Федеральным законом № – ФЗ, настоящим уставом, нормативными правовыми актами Собрания депутатов издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Согласно п. 2 ст. 32 Устава <адрес> муниципального района <адрес> Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района и осуществляет следующие полномочия: формирует администрацию муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) в соответствии со структурой, утвержденной Собранием депутатов, издает распоряжения о создании отделов, комитетов, управлений и других ее структурных подразделений, назначает и отстраняет от должности руководителей этих органов.
Из ст. 40 Устава следует, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определения статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Муниципальный служащий обязан, в том числе, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа (п. 21 ст. 42 Устава).
Как следует из п. 1.1 Регламента администрации <адрес> муниципального района, утвержденного постановлением администрации <адрес> от <дата>№, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования Бикинского муниципального района администрация является исполнительным органом местного самоуправления, ее деятельностью руководит глава Бикинского муниципального района на принципах единоначалия.
Согласно п. 9.1, 9.2, 9.3, 9.6, 9.7 Регламента, в соответствии с законодательством РФ, Уставом администрация в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Проекты постановлений и распоряжений издаются в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству. Подготовленные проекты распорядительных документов согласовываются должностными лицами, имеющими отношение к реализации изложенных в проекте вопросов. Проекты в обязательном порядке визируются заместителем главы администрации, курирующим данный вопрос, руководителем или специалистами отдела правового обеспечения, другими должностными лицами. В отношении проектов муниципальных правовых актов отдел правового обеспечения в течение 5 дней осуществляет юридическую экспертизу на предмет его соответствия законодательству и антикоррупционную экспертизу.
В силу Федерального закона от <дата>№ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с нормой ст. 2 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования.
Разрешая вопрос о нормативном характере Распоряжений, суд принимает во внимание разъяснения пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата>№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в соответствии с которыми признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Таким образом, указанные распоряжения были вынесены в пределах компетенции главы администрации муниципального района ФИО2 ФИО50 в связи с чем, распоряжения являются законными.
Статья 76 ТК РФ не содержит исчерпывающий перечень оснований для отстранения работника от работы, в соответствии с абз. 8 указанной статьи работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом необходимо учесть, что в силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Таким образом, нормы Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на муниципальных служащих с учетом особенностей специальных законов и при наличии не урегулированных в них вопросов.
В служебной записке, направленной на имя главы муниципального района содержались сведения о возможном нарушении одним муниципальным служащим права другого муниципального служащего, что дало основания для утраты доверия к работнику со стороны работодателя и отстранения от должности.
Доводы истца о том, что, действия работодателя лишили истца возможности получать денежное содержание за труд, и как следствие источника единственного дохода не нашло своего подтверждения, поскольку распоряжением администрации вынесено распоряжение о сохранении денежного содержания, на время отстранения от замещаемой должности, в период проведения служебной проверки.
В связи с тем, что судом не установлено нарушений в связи с изданием главой администрации <адрес> муниципального района распоряжений № от <дата> и № от <дата>, а также необоснованно заявлены требования о взыскании денежного содержания, то и требование о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 ФИО51 к администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконными действий администрации, признании незаконными распоряжения администрации № от <дата>, № от <дата>, взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Бикинский городской суд <адрес>.
Судья Л.И. Добродеева
Решение суда в окончательной форме принято <дата>