Дело № 158/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Тернейский районный суд <адрес> РФ, в составе председательствующего судьи Скачковой Л. В., при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тернейского района, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>», Департаменту образования и науки <адрес>, Департаменту финансов <адрес> о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда,
установил:
Прокурор <адрес>, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» (далее МКОУ «СОШ <адрес>), Департаменту образования и науки <адрес>, о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями, произвести финансирование укомплектования библиотечного фонда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования в части обеспечения учащихся МКОУ «СОШ <адрес>» учебниками и учебными пособиями, предусмотренными федеральной программой. В ходе проверки установлено, сто в нарушение требований законодательства об образовании, библиотечный фонд МКОУ «СОШ <адрес>» не укомплектован учебниками, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессу в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013- 2014 учебный год. Поскольку в 2013- 2014 учебном году в МКОУ «СОШ <адрес>» обучается 90 учеников, из которых 26 или 72% от общего количества учащихся обеспечены учебниками и учебными пособиями библиотечного фонда, укомплектованность образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями составляет 78%, учреждение нуждается в доукомплектовании 152 учебниками, что не соответствует законодательным нормам и нарушает права несовершеннолетних на бесплатность и общедоступность основного, общего, среднего ( полного) общего образования.
Просит возложить обязанность на МКОУ «СОШ <адрес>» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных к использованию, в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Департамент образования и науки <адрес> и <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, профинансировать за счет средств бюджета <адрес> мероприятия, направленные на укомплектование библиотечного фонда МКОУ «СОШ <адрес>» в полном объеме учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам, в соответствии с федеральным перечнем учебников допущенных и рекомендованных к использованию.
В порядке подготовки дела, определением суда от 16. 06. 2014г. в качестве соответчика по иску привлечен Департамент финансов <адрес>, поскольку именно он является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами края.
В судебном заседании представить истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 иск поддержал, в объеме заявленных исковых требований, но учитывая, что суд привлек в качестве соответчика по иску Департамент финансов, просит обязать <адрес>, Департамент финансов <адрес> выделить необходимые денежные средства Департаменту образования и науки <адрес>, для предоставления расходов на поставку учебников и учебных пособий для МКОУ «СОШ <адрес>» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. МКОУ «СОШ <адрес>» обеспечить на 2014- 2015 учебные годы полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметами основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - директор МКОУ «СОШ <адрес>» ФИО3 в судебное заседание не явился в связи с дальностью расстояния, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. С иском согласен, указав в отзыве на иск, что библиотечный фонд школы полностью не укомплектован учебниками и учебными пособиями по причине недостаточного финансирования.
Представитель ответчика - Департамента образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился в связи с дальностью расстояния, обратился в суд с заявлением, о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду отзыве на иск указал, что Департамент не согласен с привлечением его в качестве ответчика в деле. В 2012 и 2013 годах, учебники для учащихся начальной школы края закупались Департаментом централизовано. С 2006г по 2013г. Департамент образования и науки в полном объеме произвел финансирование расходов общеобразовательных учреждений Тернейского муниципального района, на пополнение библиотечных фондов учебниками. Было закуплено и доставлено 1681 учебник для учащихся третьих и четвертых классов. Норматив расходов на приобретение учебников включает учебные расходы из расчета 250 рублей на одного учащегося в год. Считает, что учебные учреждения должны самостоятельно выступать в суде по искам.
Представитель ответчика - Департамента финансов <адрес> в суд не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. С иском не согласен. Указав в отзыве на иск, что в 2013 году Департамент финансов <адрес> выполнил в полном объеме свою обязанность по доведению предельных объемов финансирования по субвенции до Департамента образования и науки <адрес> на основании заявок в кассовый план. На 2014год объем субвенции для муниципальных общеобразовательных учреждений Тернейского муниципального района увеличены, и составляют 92469, 60 тыс. руб. Законом о бюджете на 2014г. главным распорядителем средств краевого бюджета в отношении субвенции на реализацию дошкольного, общего и дополнительного образования в МОУ по основным общеобразовательным программам является Департамент образования и науки <адрес>, а не Департамент финансов <адрес>. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представитель ответчика - Администрации Приморского края в отзыве на иск указал, что согласно Приложению № 34 к Закону края о бюджете на 2014г. от 19. 12. 2013г. № 334-КЗ, норматив расходов на обеспечение учебного процесса для муниципальных общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах, расположенные в районах, приравненных к районам Крайнего Севера (к которым относится и Тернейский район ПК), для общеобразовательной программы составляет от 2840, 50 руб. до 4203, 95 руб., в зависимости от уровня программы в расчете на одного учащегося. Общий объем субвенции бюджету Тернейского муниципального района на 2014г. предусмотрен в размере 92469, 60 тыс. руб. Эти средства предусматриваются именно Департаменту образования и науки <адрес>, как органу, осуществляющему государственное управление в сфере образования на территории <адрес>, в полномочия которого входит организация обеспечения муниципальных образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями. С исковыми требованиями не согласен, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Тернейского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями прокурора согласен в полном объеме.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО2, выяснив доводы ответчиков в отзывах на иск, изучив имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Конституции РФ, а также ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ», установлено, что каждый имеет право на образование, та также гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статья 3 Федерального закона «Об образовании в РФ», определяет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, среди которых имеется принцип обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, согласно ст. 18 ФЗ «Об образовании в РФ», в целях обеспечения реализации образовательных программ, формируются библиотеки. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе, устанавливаются соответствующими образовательными государственными стандартами. В силу требований ст. 28 ч. 2 п. 1 ФЗ «Об образовании в РФ», к компетенции образовательных учреждений относится материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса. В соответствии с п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 04. 10. 2010г. № 986 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», в перечень требований к учебно- методическому обеспечению учебного процесса входят наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимся их составной частью, учебно – методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также к фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно - популярная, справочно- библиографические и т.д.), сопровождающие реализацию основной образовательной программы..
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании в РФ" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. При этом на основании п. 2 ст. 5 этого же Закона, право граждан на образование обеспечивается путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов РФ (пп. 13 п. 2 ст. 26.3).
Согласно пп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом, в том числе, для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.
На основании закона Приморского края от 19. 12. 2013г. № 327-КЗ «О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края» норматив на учебные расходы в расчете на одного учащегося. Согласно Приложению № 34 к Закону края о бюджете на 2014г. от 19. 12. 2013г. № 334-КЗ, норматив расходов на обеспечение учебного процесса для муниципальных общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах, расположенные в районах, приравненных к районам Крайнего Севера ( к которым относится и Тернейский район Приморского края), для общеобразовательной программы составляет от 2840, 50 руб. до 4203, 95 руб., в зависимости от уровня программы в расчете на одного учащегося.
Постановлением Администрации Приморского края от 14. 01. 2014г. № 4-па утвержден порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, где указано, что субвенции направляются, в том числе на приобретение учебников, учебных пособий и т. д. (п. 4).
Как следует из материалов дела, потребность в учебниках на 2014-2015 учебный год в МКОУ «СОШ <адрес>» составляет в среднем 316 экземпляров учебников. Рабочими тетрадями библиотечный фонд школы не обеспечен, в том числе и в начальной школе, субвенция на учебные расходы составляет 259 рублей на одного ученика в год (л д. 64)..
Из справки – информации управления образования Администрации Тернейского муниципального района следует, что за счет субвенции на реализацию общего и дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях по основным программам в 2014году, муниципальный контракт на поставку учебников и учебных пособий в МКОУ «СОШ <адрес>» на 02. 07. 2014г. не заключен (л. д. 98).
Для полной комплектации библиотеки МКОУ «СОШ <адрес>» (л. д. 96-97), имеется потребность в следующих учебниках:
Математика (автор ФИО4) 6 класс – 5 шт.
Геометрия (автор ФИО5) 7-9 классы – 8 шт.
Русский язык ( ФИО6, ФИО7) – 6 и 7 классы по 5 экз.
Русский язык (автор ФИО7) – 8 класс 5 экз.
История средних веков (автор ФИО8) – 6 класс 5 экз.
Всеобщая история. История нового времени (ФИО9 ФИО10) – 7 и 8 класс по 5 экз.
Обществознание (автор ФИО11) -6,7 и 8 класс по 5экз.
Биология (автор ФИО12) - 6,7,8 классы по 5 экз.
Биология ( авторы ФИО13, ФИО21, ФИО12) – 9 класс 5 экз.
География (автор ФИО14) - 6 класс 5 экз.
География (автор ФИО15 ) - 7класс 5 экз.
География (автор ФИО16) - 8 и 9 класс по 5 экз.
Физика (автор ФИО17) - 6, 7. 9 классы по 5 экз.
МХК (автор ФИО18) - 8, 9, 10, 11 классы по 5 экз.
Информатика (автор ФИО19) - 7, 8, 9, 10, 11 классы по 5 экз.
Литература (автор ФИО20) - 6, 7, 8, 9 классы по 5 штук.
Поэтому, исковые требования прокурора <адрес>, в части возложения обязанности обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями, по всем обязательных предметам основной образовательной программы, в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных на МКОУ «СОШ <адрес>», обоснованы и подлежат удовлетворению.
Пункт 10 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ в области образования обеспечивать учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников аккредитованные образовательные учреждения. Данное положение также закреплено в п. 8. 5 Положения « О Департаменте образования и науки <адрес>».
Суд считает несостоятельными доводы ответчика Департамента образования и науки <адрес>, в отзыве на иск, что согласно Закону Приморского края от 23. 12. 2005г. № 320 – КЗ, муниципальным образованиям края ежегодно выделяются субвенции на учебные расходы, согласно нормативов и расчета 250 руб. на одного учащегося в год, и ответчиком по иску является именно учебное учреждение, а не Департамент образования, поскольку он в полном объеме произвел финансирование расходов на пополнение библиотечных фондов школ учебниками с 2006 по 2013год (л. д. 69-71).
Ссылка ответчика на вышеуказанный Закон Приморского края № 320 – КЗ от 23. 12. 2005г. несостоятельна, поскольку данный закон утратил силу с 01. 01. 2014г., в связи с принятием Закона Приморского края от 19. 12. 2013г. № 327 –КЗ «О субвенциях на обеспечение на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края» и норматив на учебные расходы в расчете на одного учащегося исчисляется по другой методике и другой сумме.
Во – вторых, выделение субвенции на учебные расходы предусматриваются Департаменту образования и науки, как органу, осуществляемому государственное управление образования на территории Приморского края и организация обеспечения учебниками и учебными пособиями является полномочием Департамента образования, согласно п. п. 16 ст. 8 Закона ПК «Об образовании в Приморском крае».
В – третьих, пунктом 8. 17 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2009 N 171-па, к полномочиям Департамента, как органа исполнительной власти Приморского края, отнесены полномочия по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. Кроме того, в силу п. 8. 29 Положения, в полномочия Департамента входит осуществление функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных и на реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МКОУ "СОШ <адрес>" Тернейского муниципального района <адрес> бесплатной учебной литературой в 2014 году, поэтому, суд с учетом названных положений вышеуказанного Закона считает необходимым возложить на Департамент образования и науки <адрес> обязанность по финансированию мероприятий учебного учреждения МКОУ «СОШ <адрес>» по обеспечению его необходимой учебной литературой на 2014 -2015учебный год.
Согласно п. 1 Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление финансовыми ресурсами Приморского края. В соответствии с п. 7.2 раздела II Положения о Департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па, Департамент финансов ПК осуществляет планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета, либо субъектам бюджетного планирования; организацию исполнения краевого бюджета и управление средствами на едином счете краевого бюджета в пределах существующего остатка в установленном им порядке.
С учетом изложенного, суд считает, что в обязанность Департамента финансов <адрес>, как органа осуществляющего управление финансовыми ресурсами <адрес>, входит и выделение денежных средств Департаменту образования и науки <адрес>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по настоящему делу, в части требований о возложении обязанности обеспечить МКОУ «СОШ <адрес>» денежными средствами, с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда школы, обеспечения учеников учебниками и иными учебными пособиями по общей основной образовательной программе, является именно Департамент образования и науки <адрес>, а по выделению ему денежных средств на данные мероприятия - Департамент финансов <адрес>.
Обязанность субъекта Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования обусловлена фактом обеспечения этой гарантии, которая может быть прекращена только путем её исполнения.
Суду не представлено доказательств о финансировании МКОУ «СОШ <адрес>» для обеспечения учащихся данного учебного учреждения, учебниками и учебными пособиями на 2014 -2015 учебный год, в полном объеме Департаментом финансов <адрес>.
Суд полагает, что гарантии учеников МКОУ «СОШ <адрес>» на получение ими общедоступного и бесплатного образования, закрепленные Конституцией РФ, в связи с недостаточным размером выделяемых средств, для приобретения учебников и учебных материалов, необходимых для учебного процесса, могут быть нарушены.
Недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с вышеуказанными названными нормативами, не является основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Доводы в отзывах на иск Департамента образования и науки <адрес> и Департамента финансов <адрес>, о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета, не состоятельны, поскольку указанное противоречит положениям пп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 12.11.2012) "Об образовании".
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора о возложении обязанности на Департамент финансов <адрес> выделить денежные средства Департаменту образования и науки <адрес> для предоставления субвенции МКОУ «СОШ <адрес>»с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учреждения и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по общей основной обязательной программе, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, следует, что Администрация Приморского края не является органом, осуществляющим финансирование реализации образовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях. Потому исковые требования прокурора, в части возложения обязанности на Администрацию Приморского края по финансированию расходов на учебники и учебные пособия за счет средств краевого бюджета, являются необоснованными, поскольку Администрация Приморского края, не может являться надлежащим ответчиком по иску, поэтому в данной части исковых требований надлежит отказать.
Исходя из требований ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и полагает достаточным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных, рекомендованных и обязательных, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент образования и науки <адрес> обеспечить Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» денежными средствами с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда учреждения и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам по основной общеобразовательной программе, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент финансов <адрес> выделить денежные средства Департаменту образования и науки <адрес> для предоставления Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» с целью обеспечения полной укомплектованности библиотечного фонда и обеспечения учеников учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам по основной общеобразовательной программе, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований к <адрес>, о возложении обязанности профинансировать за счет средств бюджета <адрес> мероприятия, направленные на укомплектование библиотеки Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» учебниками и учебными пособиями по всем учебным предметам по основной общеобразовательной программе, в течение 2- х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца через Тернейский районный суд.
Решение вынесено 02. 07. 2014г.
Судья Л. В. Скачкова