Дело № – 1593/2019 УИД№25RS0003-01-2019-000844-32 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 апреля 2019 года г. Владивосток Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Каленского С.В. при секретаре Акушевич В.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первореченского района гор. Владивостока в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр содействия семейному устройству детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей №2» о возложении обязанности, установил: Прокурор Первореченского района гор. Владивостока обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Первореченского района проведена проверка соблюдения действующего законодательства при управлении имуществом несовершеннолетних граждан, находящихся в краевом государственном казенном учреждении «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2 г. Владивостока» (далее – КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока»), по результатам которой установлено следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Согласно части 2 ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с п. 1 ст. 37 ГК РФ. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Согласно подпункту "х" пункта 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, организация для детей-сирот предоставляет в орган опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан". Представление в орган опеки и попечительства отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, является обязанностью организации для детей-сирот. Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д. Проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. является воспитанником КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока». Однако, в нарушение ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» отчет о состоянии имущества ФИО1 и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления его имуществом, и расходах, произведенных за счет имущества опекаемого ФИО1 КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока» не составлялся и в органы опеки и попечительства Департамента образования и науки Приморского края к 01.02.2019 за 2018 год не представлен. Представитель прокуратуры Первореченского района ФИО5 поддержала требования изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика – «Детского дома № 2 г. Владивосток» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Выслушав представителя прокуратуры изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения является воспитанником КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока». Согласно пункту 2 статьи 155.2 СК РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Согласно части 2 ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с п. 1 ст. 37 ГК РФ. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ предусмотрено, что отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Согласно подпункту "х" пункта 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481, организация для детей-сирот предоставляет в орган опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан". Таким образом, представление в орган опеки и попечительства отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, является обязанностью организации для детей-сирот. Отчет предусматривает предоставление сведений о доходах подопечного и произведенных опекуном или попечителем расходах, об отчуждении, приобретении и использовании имущества (недвижимого и движимого), о сохранности имущества подопечного и т.д. ФИО1 является воспитанником КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока». Из представленных материалов проверки следует, что отчет о состоянии имущества ФИО1 и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления его имуществом, и расходах, произведенных за счет имущества опекаемого ФИО1 КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока» не составлялся и в органы опеки и попечительства Департамента образования и науки Приморского края к ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год не представлен. В нарушение ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» администрации КГКУ «Центр содействия семейному устройству № 2 г. Владивостока проявила бездействие, что в данном случае не способствует исполнению требований по контролю, сохранности и использования имущества несовершеннолетних граждан, в том числе о правильном расходовании денежных средств несовершеннолетнего, влечет нарушение прав ФИО1 в сфере социального обслуживания и является основанием для возложения обязанности ответчиком предоставить отчет об использовании имущества. Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198,199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Первореченского района гор. Владивостока – удовлетворить. Обязать краевое государственное казенное учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 2 г. Владивостока» предоставить в территориальный отдел опеки и попечительства по административному территориальному управлению Первореченского района Владивостокского городского округа Департамента образования и науки Приморского края отчет в письменной форме за 2018 год о хранении, об использовании имущества ФИО1, об управлении имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд гор. Владивостока. Председательствующий: |