ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 16-2/2016 от 11.02.2016 Котовского городского суда (Тамбовская область)

Дело № 16-2/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Котовск 11 февраля 2016 года

Судья Котовского городского суда Тамбовской области Федоров В.В.,

с участием:

представителя Федерального казенного предприятия «ФИО8» (далее ФКП «ФИО9») по доверенности ФИО5,

представителя государственной инспекции труда в АДРЕС по доверенности ФИО2,

рассмотрев жалобу директора ФКП «ТПЗ» ФИО4 на постановление №_________ по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.5.31 КоАП РФ в отношении ФКП «ФИО10» вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в АДРЕСДАТА,

УСТАНОВИЛ:

ДАТА государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в АДРЕСФИО3 в отношении Федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод» (далее ФКП «ФИО11») (АДРЕС) вынесено постановление №_________ по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.5.31 КоАП РФ которым ФКП «ТПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.5.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей. Правонарушение со стороны ФКП «ФИО12» выразилось в том, что:

- ДАТА по адресу: АДРЕС установлено, что в нарушение п.5.18 «Отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ на 2014-2016года» (утв. Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Минпромторгом России) которым установлена обязанность работодателя оплачивать каждый час работы в ночное и вечернее время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях: в ночное время (с 22часов до 6 часов) – не менее 40% часовой тарифной ставки; в вечернее время (с 18 часов до 22 часов) – не менее 20%часовой тарифной ставки, приказом №_________ от 16.06.2015г. в ФКП «ТПЗ» отменена доплата за работу в вечернее время с 01.09.2015г.

Не согласившись с данным постановлением, директор ФКП «ТПЗ» ФИО4 обжаловал вышеназванное постановление в суд в сроки, установленные ст.30.3 КоАП РФ.

В своей жалобе ФИО4 просит признать незаконным и отменить обжалуемое постановление. В обоснование жалобы указал, что при согласовании цены на продукцию оборонного значения с 88 Военным представительством Министерства обороны РФ доплата за работу в вечернее время была исключена в соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 28.04.2011года «О признании недействующим на территории РФ Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». Федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод» является планово-убыточным казенным предприятием, подведомственным Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторгу России). На основании «Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2014-2016 годах (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008г. № 351)» Минпромторг России предоставляет субсидии на покрытие текущих затрат по выполнению гособоронзаказа. В условиях отсутствия прибыли, не имея возможности включить доплату за работу в вечернее время в себестоимость продукции, учитывая, что в действующем Трудовом кодексе РФ отсутствуют положения, регламентирующие оплату труда в вечернее время, в порядке статьи 74 ТК РФ приказом и.о. директора ФКП ТПЗ №_________ от ДАТА. отменена доплата за работу в вечернее время с ДАТА По соглашению сторон было подписано Дополнительное соглашение №_________ от ДАТА. к коллективному договору между работниками и работодателем на ФКП «ФИО13» на ДАТА., оформлен Протокол заседания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, который подписан председателем профсоюзной организации ФКП «ФИО14» от ДАТА. В соответствии со статьей 44 ТК РФ, в установленном порядке, документы зарегистрированы в Управлении труда и занятости населения АДРЕС (per. №_________ от ДАТА). В соответствии со статьей 41 ТК РФ льготы и преимущества, более благоприятные по сравнению с установленными законами условиями труда, в том числе применяемые в отраслевом соглашении по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ, предусматриваются в коллективных договорах исходя из финансово-экономического положения предприятия. В качестве возражения на предписание №_________ от ДАТА., доводы предприятия были направлены в адрес Государственной инспекции труда по АДРЕС, за исх. №_________ от ДАТА., однако не были учтены Государственным инспектором труда при вынесении решения по данному вопросу.

В судебном заседании представителя Федерального казенного предприятия «ФИО15» (ФКП «ФИО16») по доверенности ФИО5 жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, и просила отменить постановление, дополнительно пояснив, что на данный момент рассматривается утверждение дополнительного соглашения в части приостановки действия межотраслевого соглашения в отношении ФКП «ФИО17».

Представитель государственной инспекции труда в АДРЕС по доверенности ФИО6, возражал против удовлетворения жалобы, указав, что постановление является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, представителей, суд приходит к следующему выводу:

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями ст.5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Как следует из постановления государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в АДРЕСФИО3№_________ от ДАТА, Федеральным казенным предприятием «ФИО19» (далее ФКП «ФИО18») (АДРЕС, являясь юридическим лицом, совершило нарушение, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДАТА. №_________, актом проверки от ДАТА., а именно:

- приказом №_________ от ДАТА в ФКП «ФИО20» отменена доплата за работу в вечернее время с ДАТА. в нарушение п.5.18 «Отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ на 2014-2016года» (утв. Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Минпромторгом России), которым установлена обязанность работодателя оплачивать каждый час работы в ночное и вечернее время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях: в ночное время (с <данные изъяты> до <данные изъяты> часов) – не менее 40% часовой тарифной ставки; в вечернее время (с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов) – не менее 20%часовой тарифной ставки,.

Указанное нарушение выявлено ДАТА в ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании распоряжения №_________ от ДАТА главного государственного инспектора труда в АДРЕС. Выявленные нарушения допущены работодателем - Федеральным казенным предприятием «ФИО21» (далее ФКП «ФИО22») (АДРЕС, ОКПО №_________ ИНН №_________ ОГРН №_________ от ДАТА., директор ФИО4)

Согласно положениям ст.5 Трудового Кодекса РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем является юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работниками.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Как установлено в судебном заседании Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Министерством промышленности и торговли России 17.03.2014года утверждено «Отраслевое соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ на 2014-2016годы» которое прошло регистрацию (рег.номер №7/14-16) в Роструде. Данное отраслевое соглашение направлено руководителям и предприятий и организаций в целях его безусловного выполнения и руководства при разработки в срок до 01.07.2014года новых коллективных договоров и внесение дополнений и изменений в действующие коллективные договоры. Соглашением предусмотрено, что в случае невозможности выполнения какого-либо положения Соглашения работодатель в соответствии с п.11.7 Соглашения обязан представить в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений обоснование, перечень мер, протокол консультаций с профсоюзным комитетом.

Пунктом п.5.18 «Отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ на 2014-2016года» (утв. Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Минпромторгом России) которым установлена обязанность работодателя оплачивать каждый час работы в ночное и вечернее время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях: в ночное время (с 22часов до 6 часов) – не менее 40% часовой тарифной ставки; в вечернее время (с 18 часов до 22 часов) – не менее 20%часовой тарифной ставки.

Пунктом 5.1.7 Коллективного договора ФКП «ФИО23» на ДАТА от ДАТА установлено: оплачивать каждый час работы в ночное и вечернее время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях: в ночное время – не менее 40% часовой тарифной ставки; в вечернее время (смена предшествующая ночной) – не менее 20% часов тарифной ставки (л.д.№_________).

Пунктом 6.5 Правил внутреннего трудового распорядка установлено: работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца. Заработную плату за первую половину месяца выплачивать 30 числа текущего месяца, окончательный расчет производить 15 числа следующего месяца.

Оплата труда работников ФКП «ФИО24» регулируется Положением об оплате труда (утв.ДАТА.), которое является приложением к коллективному договору.

Однако, в соответствии с Приказом ФКП «ФИО25» от ДАТА. №_________ «Об отмене доплаты за работу в вечернее время» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №332 от 28.04.2011года «О признании недействующим на территории РФ Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» в ФКП «ФИО26» с ДАТА отменяется доплата за работу в вечернее время. К приказу №_________ приложен акт, из содержания которого следует, что работники 2 участка цеха №_________ отказались ставить подпись в листе ознакомления с приказом.

Соответствующие изменения в коллективный договор (п.5.1.7) об исключении оплаты в вечернее время внесены дополнительным соглашением №_________ от ДАТА., которое прошло уведомительную регистрацию в Управлении труда и занятости населения АДРЕСДАТА

Таким образом, приказ ФКП «ФИО27» №_________ от ДАТА издан без учета положений п.5.18 «Отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии РФ на 2014-2016 года» (утв. Всероссийским профсоюзом работников оборонной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Министерством промышленности и торговли России 17.03.2014г.).

На основании вышеизложенного выводы должностного лица государственной инспекции труда в АДРЕС о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.31 КоАП РФ, в действиях работодателя – ФКП «ФИО28» суд находит соответствующими установленным по делу обстоятельствам, действия работодателя – ФКП «ФИО29» правильно квалифицированы должностным лицом государственной инспекции труда в АДРЕС по ст.5.31 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по настоящему делу, не имеется.

Обжалуемое постановление обосновано, мотивировано и соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Вывод о доказанности состава и события правонарушения, предусмотренного ст.5.31 КоАП РФ, виновности юридического лица, является правильным и обоснованным.

Постановление о привлечении ФКП «ТПЗ» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Процессуальных нарушений со стороны должностных лиц при производстве по делу судом не установлено.

Рассматривая вопрос о признании данного правонарушения малозначительным суд руководствуется положениями ст.2.9 КоАП РФ, согласно которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Исходя из изложенного, учитывая нарушения прав работников фактически всего предприятия (не менее 1000 человек), суд не находит достаточных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным.

Как установлено материалами административного дела юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению коллективного договора и положений Отраслевого соглашения.

Доказательства по делу должностным лицом исследованы полно, всесторонне и объективно; исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки указанных в постановлении выводов должностного лица государственной инспекции труда в АДРЕС, не усматриваю.

Все обстоятельства были исследованы и учтены должностным лицом.

Учитывая данные обстоятельства, оснований к отмене состоявшегося постановления не нахожу.

Руководствуясь ст.30.7-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление №_________ по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.5.31 КоАП РФ в отношении ФКП «ФИО30» вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в АДРЕСДАТА о признании юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.31 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей оставить без изменения, а жалобу директора ФКП «ФИО31» ФИО4, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Котовский городской суд Тамбовской области.

Судья В.В. Федоров