Дело № 16-42/2020
Р Е Ш Е Н И Е
06 октября 2020 года г. Котовск, Тамбовская область
Судья Котовского городского суда Тамбовской области Долгов М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Стариковой Елены Романовны, действующей в интересах Винокурова Артема Валентиновича на постановление по делу об административном правонарушении начальника отдела - старшего судебного пристава Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области от 26 мая 2020 года,
у с т а н о в и л:
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 30 мая 2019 года, принятым по административному исковому заявлению Винокурова А.В., на администрацию г. Котовска Тамбовской области возложена обязанность по обеспечению и организации выполнения работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска на:
участке ул. Совхозная от ул. Народная до ул. 9-й Пятилетки,
участке проезда Железнодорожный от перекрестка с ул. Советская до конца земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра,
и приведению дорожного покрытия в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в сроки, установленные данным пунктом.
Решение вступило в законную силу 21.08.2019 – апелляционным определением Тамбовского областного суда решение оставлено без изменения.
29 августа 2019 года судом выдан исполнительный лист серии ФС №031678321.
18 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области возбуждено исполнительное производство №31022/19/68007-ИП. В этот же день представителем администрации г. Котовска Тамбовской области получено постановление о возбуждении исполнительного производства.
07 октября 2019 года в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области Другиным А.В. вынесено постановление о взыскании с администрации г. Котовска Тамбовской области исполнительного сбора в сумме 50 000 рублей.
17 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительских действий, согласно которому на участках автодороги по ул. Совхозной от ул. Народная до 9-й Пятилетки г. Котовска Тамбовской области ямочный ремонт произведен полностью. На перекрестке ул. Совхозная и 9-й Пятилетки уровень крышки люка не соответствует уровню с асфальтобетонным покрытием дороги.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, администрация г. Котовска Тамбовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о его отмене и освобождении от уплаты исполнительного сбора.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Другина А.В. от 06 ноября 2019 года исполнительное производство №31022/19/68007-ИП приостановлено до рассмотрения судом дела по указанному выше административному иску должника.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 13 ноября 2019 года административные исковые требования администрации г. Котовска Тамбовской области оставлены без удовлетворения. При этом, размер исполнительного сбора уменьшен судом на 1/4, то есть до 37500 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 февраля 2020 года указанное решение Котовского городского суда Тамбовской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Котовска Тамбовской области – без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнительного производства, Винокуров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 18 декабря 2019 в удовлетворении административных исковых требований Винокурова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 марта 2020 года решение Котовского городского суда Тамбовской области от 18 декабря 2019 года отменено. Постановление судебного пристава-исполнителя от 06 ноября 2019 года о приостановлении исполнительного производства №31022/19/68007-ИП, признано незаконным. На судебного пристава-исполнителя Котовского городского отдела судебных приставов УФССП России по Тамбовской области возложена обязанность об исполнении решения суда сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение месяца.
Администрация г. Котовска Тамбовской области в кассационном порядке обжаловала решение Котовского городского суда Тамбовской области от 30 мая 2019 года и апелляционное определение Тамбовского областного суда от 21 августа 2019 года.
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2020 года вышеуказанные судебные акты оставлены без изменения.
26 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области Другиным А.В., в рамках вышеуказанного исполнительного производства, в адрес должника - администрацию г. Котовска Тамбовской области, направлено требование с указанием срока его исполнения в течение 10 дней с момента получения. Основанием для направления требования послужило то факт, что в ходе осмотра участка дороги ул. Совхозной от ул. Народной до ул. 9-й Пятилетки на асфальтовом покрытии имеются три выбоины; на перекрестке ул. 9-й Пятилетки – ул. Совхозной не отремонтирован канализационный люк; участок дороги - проезд Железнодорожный от перекрестка с ул. Советская до конца земельного участка протяженностью 223 метра полностью не выполнен.
13 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, в соответствии с которым должник – администрация г. Котовска Тамбовской области не исполнила требования по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска Тамбовской области на участках проезда Железнодорожный от перекрестка с ул. Советская до конца земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра и не привел дорожное покрытие в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017, после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора от 07.10.2019.
Винокуров А.В. обратился в Котовский городской ОСП УФССП России по Тамбовской области о привлечении должника – администрацию г. Котовска Тамбовской области, к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в рамках исполнительного производства №31022/19/68007.
14 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем Котовского городского ОСП Другиным А.В. составлен протокол об административном правонарушении СП 68 №120355 в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
26 мая 2020 года начальник отдела - старший судебный пристав Ковешников А.В. Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 30/20/68007 от 14.05.2020 в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, представитель Старикова Е.Р., действующая в интересах Винокурова А.В., 12 августа 2020 года обжаловала его в Котовский городской суд Тамбовской области, просила признать постановление незаконным и необоснованным.
Определением судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 27 августа 2020 года Стариковой Е.Р. восстановлен срок для подачи жалобы.
В обосновании жалобы указывается, что должник в лице администрации г. Котовска Тамбовской области не исполнил требования исполнительного документа по организации и обеспечению выполнения работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска на участке улицы Совхозная от ул. Народная до ул. 9-й Пятилетки, а также на участке проезда Железнодорожный от перекрестка с ул. Советская до конца земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра. Выводы должностного лица - начальника отдела – старшего судебного пристава Ковешникова А.В. о возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица (администрации г. Котовска Тамбовской области), предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, со ссылкой на ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, основаны на неправильном применении норм права и отсутствия доказательств, которые позволяли бы прийти к такому выводу. Выводы Ковешникова А.В. о допустимости применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ несостоятельны, поскольку данная норма распространяется в отношении должностных лиц, а в рассматриваемом случае субъектом административных правоотношений является юридическое лицо. Недостаточное финансирование также не является основанием, исключающим административную ответственность администрации г. Котовска Тамбовской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий. Доводы представителя должника (администрации г. Котовска Тамбовской области) о направлении писем на выделение денежных средств, не могут являться основанием для прекращения производства по делу, поскольку финансовые затруднения юридического лица, вне зависимости от того, какими причинами оно вызвано, не может быть признано обстоятельствами, затрудняющими исполнение судебного акта.
Жалоба также содержит ссылки на статьи 5, 6, 105, 113 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 24.1, 24.5, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, статьи 3, 12 и 24 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также на пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, статью 1 Протокола № 1 к Конвенции и решения Европейского суда по правам человека, касающиеся неисполнения решений судов Российской Федерации.
Винокуров А.В. - в судебном заседании поддержал доводы жалобы и в дополнениях пояснил, что прекращение производства по делу об административном правонарушении повлекло грубое нарушение его прав как потерпевшего, решение суда не исполняется более года. При этом его исполнение не требует крупных финансовых затрат, достаточно было выделить 100 - 120 тысяч рублей, так как в решении не идет речь о капитальном ремонте дороги, а лишь о приведение дорожного покрытия в соответствии с ГОСТом.
Представитель Винокурова А.В., Старикова Е.Р. действующая на основании доверенности, просила суд удовлетворить жалобу. В дополнениях выразила позицию, изложенную в жалобе, а также указала, что доводы администрации г. Котовска Тамбовской области об истечении срока давности по привлечению к административной ответственности являются несостоятельными, так как за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а не двух месяцев (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Заявки администрации г. Котовска Тамбовской области, поданные в управление дорог и главе администрации Тамбовской области, направлены не с целью исполнить решения суда, а направлены на реализацию каких-то своих планов на благоустройство территории, так как таких огромных сумм, указанных в заявках, для исполнения решения суда не требуется. Данные заявки также не могут рассматриваться, как обстоятельства, предусмотренные ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ для прекращения производства по делу.
Администрация города не считает содержание дороги по улице Железнодорожной своим обязательством, что противоречит ст. 6 Федерального закона №96 и не может быть причиной для прекращения административного дела по ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Существует порядок внесения изменений в бюджет муниципального образования, это не только направление заявлений с предложением определения бюджетных средств. Одновременно с проектом внесение изменений в бюджет на текущий год должен предоставляться определенный пакет документов, отчет об исполнении бюджета муниципального образования, официальные итоги социально-экономического развития, пояснительные записки в обосновании внесения изменений. Все это рассматривается.
Те обязательства, которые и так возложены на администрацию города, а именно на содержание дорог, они возникли не сейчас, они являются постоянными. Область не обязана финансировать на текущий ремонт, выделение дополнительных финансовых средств, здесь не предусмотрено.
Внесение изменений в том порядке, в котором они обращались, являлось незаконным и необоснованным и не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что судебный пристав прекратил производство по делу.
В приобщенных повторных дополнительных доводах представитель Старикова Е.Р. фактически ссылается на те же самые доводы, которые приводились в основной жалобе и ранее приобщенных доводах со ссылкой на документы и материалы, которые уже исследовались в судебном заседании, а также приводится практика по данной категории дел Верховного Суда Российской Федерации, Тамбовского областного суда и Котовского городского суда Тамбовской области.
Представитель Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области – начальник Котовского ГОСП – старший судебный пристав Ковешников А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В отзыве на жалобу указано, что администрация г. Котовска Тамбовской области, согласно исполнительного листа Котовского городского суда Тамбовской области по делу №2а-268/210 от 30.05.2019, выданного 29.08.2019 в рамках исполнительного производства №31022/19/68007 должна обеспечить и организовать выполнение работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска. Согласно акта совершения исполнительных действий от 13.05.2020, должник – администрация г. Котовска Тамбовской области, не исполнила требования исполнительного документа, а именно, не обеспечила выполнение работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска на участке проезда Железнодорожный от перекрестка с ул. Советская до конца земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра и не приведено дорожное покрытие в соответствии с требованиями п. 5.2.4 и п.п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 07.10.2019. В связи с этим судебным приставом-исполнителем Другиным А.В. был составлен протокол об административном правонарушении СП 68 №120355 от 14.05.2020 в отношении должника по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного материала, представителем администрации г. Котовска Тамбовской области, Сергеевой М.Ю. 26.05.2020 заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с тем, что ими в адрес главы администрации Тамбовской области и председателя Котовского городского Совета народных депутатов направлялись предложения о выделении денежных средств и о внесении соответствующих изменений в бюджет города и выделении необходимых средств на исполнение вышеуказанного решения суда. В соответствии с протоколом от 17.03.2020 Советом принято решение о невозможности выделения денежных средств. Таким образом, имелись все условия для применения в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
По дополнительным доводам жалобы, Ковешников А.В. пояснил, что поскольку Винокуров А.В. при составлении протокола судебным приставом-исполнителем не был привлечен в качестве потерпевшего, то указанный протокол рассматривался им как начальником в отсутствии Винокурова А.В. При этом, ему неоднократно разъяснялось, что он может ознакомиться с материалами дела как взыскатель. Сам Винокуров А.В. не обращался, чтобы его признали потерпевшим. В определении Тамбовского областного суда отмечается на нарушение прав Винокурова А.В., но чтобы признать его потерпевшим областной суд тоже не указал. Винокуров А.В. имеет лишь право обжаловать данное постановление. В этом праве его никто не ограничивал. С доводами, что не истекли сроки привлечения к административной ответственности, представитель согласился. С утверждениями, что для исполнения решения должником достаточно сделать ямочный ремонт на участке дороги 223 метра согласно ГОСТ, представитель не согласился, так как необходимо нормальное покрытие, а для этого нужны денежные средства.
Представитель администрации г. Котовска Тамбовской области – Сергеева М.Ю. в суде просила оставить жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в представленных возражениях.
В возражениях отмечается, что на основании определения Конституционного Суда РФ от 27.09.2019 №278-О допускается прекращение производства по делу об административном правонарушении по правилам ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ при установлении принятия соответствующими лицами мер в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
Далее в возражениях отмечается, что к полномочиям городского Совета относится утверждение бюджета города и отчет о его исполнении. Администрация города, как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает составление проекта бюджета города, вносит на рассмотрение в городской Совет проект бюджета города с необходимыми документами и материалами, вносит на рассмотрение в городской Совет проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете. Администрация города, имея вступившее в силу вышеуказанное решение суда, обращалась в Котовский городской Совет народных депутатов с предложением о внесении в решение по бюджету города изменений в части выделения денежных средств для осуществления ремонтных работ. До указанных действий решение Котовского городского суда Тамбовской области от 30 мая 2019 года, с которым администрация не согласилась, обжаловало его в апелляционном и кассационном порядке. После того, как указанные инстанции оставили решения первой инстанции без изменения, они 30.03.2020 обратились в Котовский городской Совет народных депутатов с письмом о выделении дополнительных бюджетных средств на ремонт дороги. Администрация города настаивает, что ею были предприняты надлежащие и достаточные меры для исполнения решения суда от 30 мая 2019 года в течение 2019 и 2020 годов.
В возражениях также приводятся доводы, что Винокуровым А.В. с представителем пропущен срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 26.05.2020 и указанные лица не обладают правом обжаловать оспариваемое постановление, поскольку Винокуров А.В. не является, не признан потерпевшим по рассматриваемому административному правонарушению. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев).
По дополнительным доводам жалобы, представитель Сергеева М.Ю. пояснила, что согласно определению Тамбовского областного суда Винокуров А.В. в своих правах приравнен к потерпевшему, но не признан таковым. Доводы, что для исполнения решения суда необходимо сделать только ямочный ремонт, она не согласилась так как, в решение суда не указано, какой ремонт должна произвести администрация города, сделать ямочный ремонт, который относится к текущему ремонту, или капитальный.
В дополнениях Сергеева М.Ю. также указала, что в конце 2018 года администрацией города направлялось начальнику Управления автомобильных дорог Тамбовской области письмо-заявка на включение на 2019 год мероприятий по г. Котовску в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области». Управление рассматривает данные документы, либо включает, какой-то участок, либо не включает, но письма такие направляются.
Администрацией г. Котовска Тамбовской области с МБУ «Городское хозяйство» на период с 01.01.2020 по 28.12.2020 был заключен муниципальный контракт «На выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров в городе Котовске». Действия контракта распространялись и на проезд Железнодорожный, однако решением Котовского городского Совета народных депутатов от 19.12.2019 проезд Железнодорожный переименован в проезд Фабричный, в связи с этим он не может быть за счет текущего ямочного ремонта отремонтирован. В муниципальном контракте проезда Фабричного нет. Внести проезд Фабричный в муниципальный контракт они не могут, в связи с тем, что изменение существенных условий контракта недопустимы, а также он связан с бюджетом.
Изучив поданную жалобу, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует и как установлено судом, что администрация г. Котовска Тамбовской области, являясь должником по исполнительному производству №31022/19/68007-ИП, возбужденному 18 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Котовского городского ОСП УФССП России по г. Котовску Тамбовской области на основании исполнительного листа серия ФС №031678321 от 29 августа 2019 года, выданного Котовским городским судом Тамбовской области по административному делу №2а-268/2019, с предметом исполнения – возложение обязанности по обеспечению и организации выполнения работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска, после вынесения 07 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области постановления о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации г. Котовска Тамбовской области, в сумме 50000 рублей (сниженного судом до 37500 рублей), за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований, и направлении 26.03.2020 судебным приставом-исполнителем требования об исполнении решения суда в срок 10 дней с момента его получения, требования, содержащиеся в исполнительном документе, в полном объеме не исполнила.
Согласно акту судебного пристава-исполнителя о совершении исполнительных действий от 13 мая 2020 года должник – администрация г. Котовска Тамбовской области не исполнила требования по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог г. Котовска Тамбовской области на участках проезда Железнодорожный от перекрестка с ул. Советская до конца земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра и не приведено дорожное покрытие в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 4.4 ГОСТ Р 50597-2017, после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора от 07.10.2019.
Факт неисполнения решения суда и в соответствии с ним требования судебного пристава-исполнителя в полном объеме, должником – представителем администрацией г. Котовска не оспаривается.
Таким образом, лицо (администрация г. Котовска Тамбовской области), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являясь должником по вышеуказанному исполнительному производству, не исполнило в полном объеме содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, следовательно, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ.
Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении №30/20/68007 от 14.05.2020 по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, начальник отдела – старший судебный пристав Котовского ГОСП УФССП России по Тамбовской области руководствовался выводами, что должником совершались действия направленные на привлечение денежных средств и о внесении соответствующих изменений в бюджет города по выделению необходимых средств на исполнение решения суда путем направления 21.02.2020 в адрес главы администрации Тамбовской области и 10.03.2020 в адрес председателя Котовского городского Совета народных депутатов соответствующих предложений.
17 марта 2020 года Котовским городским Советом народных депутатов по итогам заседания принято решение – согласиться с мнением заместителя главы администрации г. Котовска Тамбовской области, начальника финансового отдела и председателя контрольно-счетной комиссии города о невозможности финансирования расходов на ремонт автомобильных дорог в объеме 20721,0 тыс. рублей.
Письмо на имя главы администрации Тамбовской области оставлено без ответа.
Однако, суд не может согласиться с тем, что установленные начальником отдела – старшим судебным приставом Котовского ГОСП УФССП России по Тамбовской области, обстоятельства являются достаточными для принятия решения о прекращении производства по вышеуказанному делу об административном правонарушении.
Прекращение производства по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ возможно при наличии следующих условий:
- должностное лицо, указанное ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, обращалось в уполномоченный орган с предложением о выделении необходимого бюджетного финансирования;
- обращение с предложением имело место при составлении проекта бюджета субъекта либо бюджета муниципального образования в установленном порядке и в установленные для этого сроки;
- денежные средства по данному обращению из бюджета выделены не были;
- денежные средства являлись необходимыми для выполнений той обязанности, за неисполнение которой к административной ответственности привлекается орган, учреждение либо должностное лицо.
Только совокупность указанных условий позволяет прийти к выводу о невозможности исполнения субъектом административного правонарушения возложенных на него обязанностей, и может являться основанием для прекращения производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судом установлено, что с момента возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства №31022/19/68007-ИП 18 сентября 2019 года и до направления главе администрации Тамбовской области, а также председателю Котовского городского Совета народных депутатов предложений о выделению необходимых средств на исполнение решения суда от 30 мая 2019 года, должник – администрация г. Котовска Тамбовской области не обращалась к уполномоченным органам с предложением о выделении необходимого бюджетного финансирования на исполнение решение суда, а также не обращалась с таким предложением при составлении проекта местного бюджета (г. Котовска Тамбовской области).
После вынесения решения суда и возбуждения исполнительного производства, то есть на протяжении почти 6 месяцев, администрация г. Котовска Тамбовской области выражала несогласие с принятым судом 30 мая 2019 года решением и обжаловала его в апелляционном и кассационном порядках. Лишь после того как вышестоящими инстанциями – Тамбовским областным судом определением от 21 августа 2019 года и Вторым кассационным судом общей юрисдикции определением от 12 февраля 2020 года, решение суда оставлено без изменения, должником 21.02.2020 в адрес главы администрации Тамбовской области и 10.03.2020 в адрес председателя Котовского городского Совета народных депутатов направлены предложение о выделении дополнительных бюджетных средств на ремонт дорог, в том числе по участку проезд Железнодорожный в размере 3 680,0 тыс. рублей.
В соответствии со ст. ст. 44, 56 «Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Котовске», утвержденного решением Котовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 28 июля 2011 года № 255 (далее «Положение о бюджете г. Котовска»), администрация города является главным распорядителем бюджетных средств и обладает также полномочиями по внесению проекта решения о бюджете на рассмотрение в городской Совет не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно ст. 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Аналогичные сроки по вступлению в законную силу муниципального бюджета г. Котовска отражены и в вышеуказанном Положении о бюджете г. Котовска.
Однако, администрация г. Котовска Тамбовской области не воспользовалась полномочиями, связанными с формированием проекта бюджета, и ею не были внесены предложения в проект бюджета о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение судебного решения.
Фактически администрация г. Котовска Тамбовской области на протяжении 6 месяцев уклонялась от надлежащего исполнения решения суда.
Муниципальный бюджет г. Котовска Тамбовской области предусматривает финансирование дорожного фонда - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (ст. 52.1 Положения о бюджете г. Котовска).
Наличие дорожного фонда в бюджетной системе г. Котовска свидетельствует о значимости непрерывного финансового обеспечения дорожной деятельности и соответственно выделение достаточных средств для содержания дорог в надлежащем состоянии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что всех условий для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, не имелось, а поэтому постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области от 26 мая 2020 года, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Доводы представителя администрации г. Котовска Тамбовской области, что в конце 2018 года администрацией города направлялось начальнику Управления автомобильных дорог Тамбовской области письмо-заявка на включение на 2019 год мероприятий по г. Котовску в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области», а также заключения муниципального контракта с МБУ «Городское хозяйство» на период с 01.01.2020 по 28.12.2020 «На выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров в городе Котовске», по мнению суда не могут быть приняты во внимание как меры, принимаемые для исполнения решения суда от 30 мая 2019 года.
Заключение муниципального контракта, как установлено в судебном заседании происходит ежегодно и предметом контракта является выполнение подрядчиком работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров в г. Котовске Тамбовской области, которое включает в себя комплекс технологических операций по уходу за дорогами (мониторинг дорог, зимнее содержание дорог, уборка автомобильных дорог и др.).
Таким образом, заключение муниципального контракта не направлено непосредственно на выполнение решение суда, а обусловлено выполнением администрацией г. Котовска Тамбовской области текущих обязанностей в области дорожной деятельности, определенной пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Направление письма-заявки на включение на 2019 год мероприятий по г. Котовску в государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области», ни как не связано с исполнением решения суда. Указанное письмо-заявка обусловлена принятием постановления администрацией Тамбовской области 20.06.2013 № 640 «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области», приоритеты которой определенны в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года и иных документах: готовность транспортной инфраструктуры области для обеспечения эффективной работы инвесторов, продвижение Тамбовской области как инвестиционно привлекательного региона с развитой транспортной инфраструктурой и доступностью населения области к различным видам транспортного обеспечения.
Суд не соглашается с позицией представителя администрации г. Котовска Тамбовской области, что в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения жалобы истек двухмесячный (трехмесячный для суда) срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение имело место 13 мая 2020 года.
Таким образом, на момент вынесения 26 мая 2020 года начальником отдела - старшего судебного пристава Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области постановления по делу об административном правонарушении и в настоящее время, срок давности привлечения администрации г. Котовска Тамбовской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не истек.
Определением судьи Котовского городского суда Тамбовской области от 27 августа 2020 года Стариковой Е.Р. восстановлен срок для подачи рассматриваемой жалобы, соответственно она, как представитель Винокурова А.В., имеет право подавать в его интересах рассматриваемую жалобу.
Не соглашается суд и с доводами жалобы, что применение нормы ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ распространяется только в отношении должностных лиц, субъектом административных правоотношений юридическое лицо не может быть.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.09.2018 № 2478-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Город Новодвинск» на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ применимы, в том числе и к органам местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями.
В ходе исполнения вышеуказанного решения суда исполнительное производство №31022/19/68007-ИП от 18.09.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области от 06.11.2019 №68007/19/85220 приостановлено полностью на основании п. 6 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора).
Винокуров А.В. обжаловал данное постановление в судебном порядке, указав, что судебный пристав-исполнитель мог приостановить исполнительное производство лишь в части взыскания исполнительного сбора. Оснований для приостановления всего исполнительного производства не имелось.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 18 декабря 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Винокурова А.В. отказано.
Апелляционным определением от 25 марта 2020 года постановление судебного пристава-исполнителя от 06.11.2019 признано незаконным и на него возложена обязанность сообщить суду первой инстанции и административному истцу в течение одного месяца об исполнении решения суда. В определении отмечено, что при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора исполнительное производство может быть приостановлено только в части взыскания исполнительного сбора, но не в части исполнительного производства исполнения обязанности по обеспечению и организации выполнения работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог.
Суд полагает, что период приостановления исполнительного производства с 06.11.20219 по 25.03.2020 нельзя расценивать как обстоятельство исключающее обязанность должника – администрации г. Котовска Тамбовской области принимать меры по исполнению решения суда.
По смыслу закона, обжалование постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора не препятствует исполнению судебного постановления в целом. Напротив, приостановление исполнительного производства приведет к неправомерной задержке исполнения судебного решения и может рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки.
Кроме того, в диспозиции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ определено событие, наступление которого позволяет судебному приставу-исполнителю установить должнику срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера - вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
По настоящему делу постановление о взыскании с администрации г. Котовска Тамбовской области исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 07.10.2019, и лишь после неисполнения должником требования судебного пристава-исполнителя от 26.03.2020 в срок до 10 суток, 14 мая 2020 года составлен протокол об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Котовского городского ОСП УФССП России по Тамбовской области от 26 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Котовска Тамбовской области (дело № 30/20/68007), отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Котовский городской ОСП УФССП России по Тамбовской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в Тамбовский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии путем подачи жалобы через Котовский городской суд Тамбовской области.
Судья /подпись/ М.А. Долгов