Копия
Дело № 2а-148/2022
УИД № 16RS0029-01-2022-000333-72
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 июля 2022 года город Болгар,
Республика Татарстан
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,
при секретаре О.В. Костиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по к Макарову Ю.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
у с т а н о в и л:
первоначально межрайонная инспекция ФНС России № по обратилась в суд с названным выше административным иском к Ю.А. Макарову, указывая, что в соответствии со статьёй 83 Налогового кодекса Российской Федерации Ю.А. Макаров состоит на налоговом учёте в Межрайонной инспекции ФНС России № по . С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ю.А. Макаров осуществлял предпринимательскую деятельность и в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов. В соответствии со статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации Ю.А. Макарову были начислены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование: за 2017 год - , за 2018 год - , за 2019 год - . Итого начислено , из которых оплачено , остаток составляет . В связи с тем, что в установленный срок административный ответчик сумму страховых взносов не уплатил, административным истцом на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере , в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2019 год, взысканные по судебному приказу №А-10/2020 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2018 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, Ю.А. Макарову начислены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование: за 2017 год - , за 2018 год - , за 2019 год - . Итого начислено , из них оплачено , остаток . В связи с тем, что в установленный срок административный ответчик сумму страховых взносов не уплатил, административным истцом на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере , в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2019 год, взысканные по судебному приказу №А-10/2020 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2018 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). По требованию № от ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме , из которых к взысканию - . Разница в 1 копейку произошла путём математического округления в пользу налогоплательщика. Кроме того, в связи с осуществлением предпринимательской деятельности Ю.А. Макаров являлся плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В настоящее время общая сумма задолженности по ЕНВД составляет: налог - , пени - . По данному административному исковому заявлению взысканию подлежит сумма пени в размере (требование № от ДД.ММ.ГГГГ), в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2015 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, физические лица, владеющие на праве собственности движимым либо недвижимым имуществом, являются плательщиками имущественных налогов - налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога. Уплата данных видов налогов физическими лицами осуществляется на основании налоговых уведомлений. Согласно сведениям, полученным от соответствующего регистрирующего органа, административному ответчику на праве собственности принадлежит имущество, указанное в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Срок уплаты налоговых обязательств по имущественным налогам за 2015 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2018 год - ДД.ММ.ГГГГ, за 2019 год - ДД.ММ.ГГГГ. Налоговые обязательства по уплате имущественных налогов за 2015, 2018 и 2019 годы Ю.А. Макаровым не исполнены. За 2019 год числится задолженность по транспортному налогу в размере , по земельному налогу в размере , пени по транспортному налогу в размере , по земельному налогу - . За 2015 год и 2018 год по налогу на имущество начислены пени в размере , в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2015 год, взысканные по судебному приказу №А-93/2018 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2018 год, взысканные по судебному приказу №А-116/2020 от ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, за Ю.А. Макаровым числится задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в размере , в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление в за 2016, 2017 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Административный истец сформировал и направил в адрес административного ответчика требования об уплате сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ№, в которых сообщалось о наличии у него задолженности, а также предлагалось в установленный срок погасить указанную сумму задолженности. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган своевременно обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьёй судебного участка № по Спасскому судебному району Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-213/2021 вынесен судебный приказ об удовлетворении требований налогового органа. Ю.А. Макаровым представлено возражение относительно исполнения судебного приказа. Мировой судья судебного участка № по Спасскому судебному району Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ вынес определение об отмене судебного приказа по делу №а-213/2021. Налоговому органу дано разъяснение о праве обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Первоначально сумма по заявлению составляла . В настоящее время сумма изменилась в сторону уменьшения на , разница возникла в связи с тем, что не подлежат взысканию пени по страховым взносам на сумму , пени по транспортному налогу в размере , пени по земельному налогу в сумме ввиду технической ошибки при расчете пени. Просила взыскать с Ю.А. Макарова задолженность в общей сумме , в том числе: пени по налогу на доходы физических лиц в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере , пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере , пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере , транспортный налог за 2019 год в размере , пени по транспортному налогу в размере , земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в сумме , пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере .
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по , уведомлённая о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без его участия. При этом представила заявление об уточнении административных исковых требований, в котором просила взыскать с Ю.А. Макарова задолженность в общей сумме , в том числе: пени по налогу на доходы физических лиц в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере , пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере , пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере , транспортный налог за 2019 год в размере , пени по транспортному налогу в размере , земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в сумме , пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере .
Административный ответчик Ю.А. Макаров, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ в суд не явился, причин неявки не сообщил. В судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования налогового органа не признал и пояснил, что он не оплатил земельный и транспортный налоги, так как земельным участком и транспортным средством он не пользуется. Первоначально автомобиль ГАЗ был изъят у него Сбербанком за долги и находился на стоянке Банка. Затем Банк уведомил его о том, что автомобиль можно забрать, но он его не забрал и где транспортное средство находится в настоящее время ему неизвестно. Кроме того, полагает, что административный истец пропустил срок обращения в суд для взыскания с него задолженности.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьёй 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 232 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьёй.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации в срок, установленный абзацем вторым этого же пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
До ДД.ММ.ГГГГ действовала глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (статьи 346.26 – 346.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 данного Кодекса.
Из статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1, 2, 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества производят исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей; налогоплательщики, указанные в пункте 1 данной статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 данного Кодекса; общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим же Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество : 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу положений части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого же Кодекса.
Как следует из части 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с этим же Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ "О транспортном налоге", установлен транспортный налог на территории Республики Татарстан.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговые ставки установлены статьёй 361 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРТ "О транспортном налоге".
В соответствии со статьёй 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном этим же Кодексом.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила .
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает , за исключением случая, предусмотренного абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила , налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила .
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила , налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Ю.А. Макаров в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Как индивидуальный предприниматель, административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, единого налога на вмененный доход и налога на доходы физических лиц.
Ю.А. Макаров обязанность по уплате обязательных платежей в установленные сроки не исполнял, в связи с чем уполномоченным должностным лицом налогового органа были вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взыскан, в частности, единый налог на вмененный доход за 2015 год в размере .
Из информации, представленной административным истцом, следует, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Ю.А. Макарова было судебным приставом исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство, которое окончено фактическим исполнением ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взысканы, в частности, единый налог на вмененный доход за 2016 год в размере ( + ), налог на доходы физических лиц за 2016 год в размере ( + ).
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взыскан, в частности, единый налог на вмененный доход за 2017 год в размере .
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ фактическим исполнением.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взысканы, в частности, единый налог на вмененный доход за 2016 год в размере , налог на доходы физических лиц за 2017 год в размере .
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взыскан, в частности, единый налог на вмененный доход за 2017 год в размере
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взысканы, в частности, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере , страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере , единый налог на вмененный доход за 2017 год в размере .
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взыскан единый налог на вмененный доход за 2017 год в размере .
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
Постановлением руководителя ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГ№ с индивидуального предпринимателя Ю.А. Макарова взысканы, в частности, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере , страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеназванного постановления налогового органа судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
Судебным приказом №а-10/2020, выданным мировым судьёй судебного участка № по Спасскому судебному району Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, с Ю.А. Макарова взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере , пеня в размере , страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере , пени в размере .
ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа №а-10/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника Ю.А. Макарова судебным приставом исполнителем Спасского РОСП УФССП по возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В связи с нарушением Ю.А. Макаровым сроков оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, единого налога на вменённый доход и налога на доходы физических лиц, в соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом были начислены пени.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил Ю.А. Макарову требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование () в размере , пени по налогу на доходы физических лиц () в размере , пени по налогу на доходы физических лиц () в размере , пени по транспортному налогу () в размере , пени по транспортному налогу () в размере , пени по единому налогу на вменённый доход () в размере , пени по единому налогу на вменённый доход () в размере , пени по налогу на имущество () в размере , пени по налогу на имущество () в размере , пени по земельному налогу () в размере , пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование () в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование () в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование () в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование () в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование () в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование () в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование () в размере . Общая сумма пени составила .
В установленный срок административный ответчик Ю.А. Макаров требование налогового органа об уплате пени не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца в судебный участок № по Спасскому судебному району Республики Татарстан с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Межрайонной инспекции ФНС № по мировым судьёй судебного участка № по Спасскому судебному району Республики Татарстан выдан судебный приказ №а-213/2021, которым с Ю.А. Макарова в доход государства взыскана задолженность в общей сумме , в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , пени по налогу на доходы физических лиц размере , транспортный налог в размере , пени по транспортному налогу в размере , пени по единому налогу на вменённый доход в размере , пени по налогу на имущество в размере , земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере , пени по земельному налогу в размере , пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере .
Определением мирового судьи судебного участка № по Спасскому судебному району от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления должника Ю.А. Макарова судебный приказ №а-213/2021 от ДД.ММ.ГГГГ отменён.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения 06 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, Межрайонная инспекция ФНС № по направила в адрес суда административное исковое заявление, в котором с учётом его уточнения просит взыскать с Ю.А. Макарова, в частности, пени по налогу на доходы физических лиц в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере , пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере .
Из расчёта пени, представленного административным истцом, видно, что:
- пени по налогу на доходы физических лиц начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление в за 2016, 2017 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ);
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2019 год, взысканные по судебному приказу №А-10/2020 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2018 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ);
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2019 год, взысканные по судебному приказу №А-10/2020 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2018 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ);
- пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности начислены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2016 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2015 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2017 год, взысканные по постановлению НО № от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме (начисление на за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, взысканные по постановлениям НО № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая требования административного истца о взыскании пени по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц и единому налогу на вменённый доход за заявленный период суд принимает во внимание следующее:
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 данной части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
По смыслу приведенной нормы постановление налогового органа о взыскании налогов и сборов с индивидуального предпринимателя является исполнительным документом, который предъявляется для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Частью 6.1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 данной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с частью 3 статьи 22 приведенного Федерального закона в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Таким образом, возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов и страховых взносов в судебном порядке, а также при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании обязательных платежей за счет имущества должника.
Возбужденные судебным приставом-исполнителем на основании вынесенных в отношении Ю.А. Макарова постановлений налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные производства, окончены в связи с частичным или неполным исполнением требований исполнительного документа 27-ДД.ММ.ГГГГ. Исполнение постановления налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ окончено фактическим исполнением ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений части 6.1 статьи 21 и части 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов и страховых взносов в судебном порядке, а также при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании обязательных платежей за счет имущества должника.
Учитывая дату прекращения Ю.А. Макаровым статуса индивидуального предпринимателя (ДД.ММ.ГГГГ), даты вынесения налоговым органом постановлений о взыскании страховых взносов, налога на доходы физических лиц и единого налога на вменённый доход, а также даты окончаний исполнительных производств, взыскание недоимки по вышеназванным страховым взносам и налогам с налогоплательщика производилось с учетом положений статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сведений о повторном предъявлении указанных постановлений к принудительному исполнению административным истцом не представлено.
Отсутствие указанных доказательств свидетельствует о пропуске со стороны налогового органа срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановлений о взыскании вышеназванных обязательных платежей за счет имущества должника.
При этом возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскании налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 и статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Соответственно, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
При этом порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа зависит от статуса налогоплательщика на момент их взыскания. С момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя порядок взыскания, который уже определен постановлением налогового органа, не изменяется.
С учётом того, что обязанность по уплате пени носит акцессорный характер, производна от основного налогового обязательства, взыскание пени по недоимке, право на взыскание которой утрачено, невозможно.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что право на взыскание задолженности по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц и единому налогу на вменённый доход в соответствии с постановлениями налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом утрачена, а недоимка по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ уплачена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, оснований для взыскания пени, начисленных на вышеназванные задолженности по обязательным платежам не имеется, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в части взыскания с Ю.А. Макарова пени по налогу на доходы физических лиц в размере , пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере , пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере .
Проверяя расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность по указанным взносам за 2019 год в размере , и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере , начисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по 16.07.2021на задолженность по указанным взносам за 2019 год в размере , суд принимает во внимание, что исполнение судебного приказа №а-10/2020 от ДД.ММ.ГГГГ должником Ю.А. Макаровым осуществляется путем зачисления денежных средств должника на депозитный счет Спасского РОСП УФССП по в ходе исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании данного судебного приказа, с последующим перечислением денежных средств взыскателю на основании постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Согласно части 1 статьи 70 Закона об исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет службы судебных приставов.
Частью 1 статьи 110 этого Закона предусмотрено, что денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов. Перечисление указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 данной статьи, в течение пяти операционных дней со дня их поступления на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что зачисление денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в порядке, установленном статьей 70 Закона об исполнительном производстве, свидетельствует о надлежащем исполнении должником денежного обязательства перед кредитором. Таким образом, днем фактического исполнения должником судебного постановления в рамках исполнительного производства является день внесения должником соответствующей части денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов, а не день фактического поступления этих денежных средств на счет взыскателя.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счёту по исполнительному производству №-ИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения судебного приказа №а-10/2020 должником Ю.А. Макаровым уплачено ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование - , пени - , страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - , пени - ; ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование - , пени - , страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - , пени - .
Исходя из суммы долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере , сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ |
Исходя из суммы долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере (17596,62 - 1618,11), сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ |
Исходя из суммы долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере (15978,51 - 1618,11), сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ |
Таким образом, с Ю.А. Макарова подлежат взысканию пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (1274,15 + 65,65 + 641,43).
Исходя из суммы долга по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере , сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ |
Исходя из суммы долга по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере (4126,70 - 379,48), сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ |
Исходя из суммы долга по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере (3747,22 - 379,48), сумма пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет :
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ |
Таким образом, с Ю.А. Макарова подлежат взысканию пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере (297,80 + 15,39 + 150,42).
Кроме того, судом установлено, что судебным приказом №а-93/2018, выданным ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № по Спасскому судебному району Республики Татарстан, с Ю.А. Макарова взыскана, в частности, недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере .
На основании судебного приказа №а-93/2018 в отношении должника Ю.А. Макарова судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП по ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительный документ возвращен взыскателю.
До настоящего времени недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере , взысканная судебным приказом №а-93/2018, должником Ю.А. Макаровым не погашена.
Судебным приказом №а-116/2020, выданным ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № по Спасскому судебному району Республики Татарстан, с Ю.А. Макарова взыскан, в частности, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере .
На основании судебного приказа №а-116/2020 в отношении должника Ю.А. Макарова судебным приставом-исполнителем Спасского РОСП УФССП по ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил Ю.А. Макарову требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в частности пени по налогу на имущество физических лиц в общей сумме , которое административным ответчиком в установленный срок не исполнено.
Из расчета, представленного административным истцом, следует, что пени в размере начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность по налогу на имущество за 2015 год в размере ; пени в размере начислены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере .
Между тем, судом установлено, что исполнительное производство о взыскании с Ю.А. Макарова задолженности по налогу на имущество за 2015 год в размере окончено ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительный документ был возвращен взыскателю и повторно для исполнения не предъявлялся. Срок предъявления исполнительного документа, установленный частью 1 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ с учётом положений статьи 22 этого же Закона истёк ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об утрате налоговым органом возможности взыскания указанной задолженности. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате. А потому суд не находит оснований для взыскания пени, начисленной на задолженность по налогу на имущество за 2015 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере .
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счёту по исполнительному производству №-ИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения судебного приказа №а-116/2020 должником Ю.А. Макаровым уплачено ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе: налог на имущество - ; ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе, налог на имущество - ; ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе, налог на имущество - ; ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе налог на имущество ; ДД.ММ.ГГГГ - , в том числе, налог на имущество .
С учётом частичного погашения долга по налогу на имущество за 2018 год данный долг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (6059 - 1342,87), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (4716,13 - 281,57), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (4434,56 - 1342,87), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - (3091,69 - 1143,98), а потому размер пени в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данному виду налога составляет (287,26 + 8,02 + 15,08 + 11,39 + 62,45):
Период | Дней в периоде | Ставка, % | Делитель | Проценты, |
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ | ||||
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ |
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик является налогоплательщиком земельного налога, так как является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:37:011301:132, расположенного по адресу: , и транспортного налога, поскольку являлся собственником транспортных средств: марки ВАЗ21120, государственный регистрационный знак М843ХВ/116; марки ГАЗ2705, государственный номер Е386ОО/116.
Налоговый орган своевременно направлял налогоплательщику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2019 год в размере (налоговая база 38301 * 0,3%/12 * 12 месяцев) = 230,00), а также об уплате транспортного налога за 2019 год в размере (ВАЗ21120, государственный регистрационный знак М843ХВ/116: налоговая база 90,70 * налоговая ставка / 12 месяцев * 12 месяцев = + ГАЗ2705, государственный регистрационный знак Е386ОО/116: налоговая база 123 * налоговая ставка / 12 месяцев * 12 месяцев = ), что подлежали уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок административный ответчик земельный налог и транспортный налог не уплатил.
ДД.ММ.ГГГГ Ю.А. Макарову направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере , пени по транспортному налогу в размере , недоимки по земельному налогу в размере , пени по земельному налогу в размере .
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Ю.А. Макарову было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени в общей сумме , в том числе: пени по транспортному налогу () в размере , пени по транспортному налогу () в размере , пени по земельному налогу () в размере .
Требования налогового органа № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не исполнены. Доказательств обратного Ю.А. Макаровым не представлено.
Размер пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу в размере и по транспортному налогу в размере подтверждается представленным административным истцом расчетом, который суд находит верным, соответствующим размеру недоимки по налогу и периоду просрочки уплаты налога.
Проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления налогового уведомления, требований об уплате налогов, пени, а также срока обращения в суд с учетом положений части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному и земельному налогам за 2019 год, а также пени, начисленным в связи с несвоевременной уплатой этих налогов, налоговым органом соблюден.
Доводы административного ответчика Ю.А. Макарова о том, что он не пользуется земельным участком и транспортным средством ГАЗ2705 правового значения для разрешения данного дела не имеется. Оснований для освобождения административного ответчика от уплаты земельного и транспортного налогов за 2019 год не установлено. По существу Ю.А. Макаров не оспаривает, что в 2019 году являлся собственником земельного участка и транспортных средств, которые налоговым органом признаны объектами налогообложения. Уплата транспортного налога связана с наличием государственной регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Судом достоверно установлено, что вышеназванные транспортные средства зарегистрированы за административным ответчиком Ю.А. Макаровым.
С учётом изложенных обстоятельств суд считает законным и обоснованным административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС № по удовлетворить частично, взыскать с Ю.А. Макарова пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; земельный налог за 2019 год в размере ; пени по земельному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; транспортный налог за 2019 год в размере , пени по транспортному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере .
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика Ю.А. Макарова подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере .
Руководствуясь статьями 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по к Макарову Ю.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворить частично.
Взыскать с Макарова Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН 163700010459, зарегистрированного проживающим по адресу: Б, в доход государства задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере , в том числе, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в размере ; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ; транспортный налог за 2019 год в размере , пени по транспортному налогу за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере .
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по к Макарову Ю.А. о взыскании пени отказать.
Взыскать с Макарова Ю.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере .
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2022 года
Копия верна:
Судья: Ф.Г. Батыршин
Подлинник хранится в деле № 2а-148/2022 в Спасском районном суде Республики Татарстан
Решение14.07.2022