УИД № 16RS0036-01-2019-004927-33
Дело № 12-598/2019
Р Е Ш Е Н И Е
14 октября 2019 года г. Альметьевск
Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Хурматуллин Р.А., при секретаре Черновой И.Д., рассмотрев жалобу ФИО1 <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника (инспекции) в Республике Татарстан Приволжского межрегионального управления (ПМТУ Росстандарта) ФИО5 от 23 августа 2019 года, должностное лицо - ведущий инженер-технолог УСН АО «СМП-Нефтегаз» ФИО1 был признан виновным в нарушении требований п. 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 «Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть» Общие технические условия», п. 1.2, п. 1.6 ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», п. 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта) при выпуске в обращение нефти и на основании части 1 статьи 14.43 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указывая, что это наказание на него наложено неправомерно, поскольку паспорт качества нефти, форма которого согласована положениями коммерческого договора, не является объектом государственного надзора и нарушения требований ГОСТ Р 51858, ГОСТ 1510 и ГОСТ Р 55971, не относятся к нарушениям обязательных требований. В связи с чем, просит постановление отменить.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержал.
Представитель ПМТУ Росстандарта о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Судья считает возможным рассмотреть дело без участия должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 постановлением должностного лица к административной ответственности, послужило то обстоятельство, что ФИО1, являясь должностным лицом, ведущим инженером-технологом УСН АО «СМП-Нефтегаз», ответственным зам ведение ТКО (товарно-коммерческих операций) на ПСМ, согласно приказу №601 от 27.12.2018, в период с 16.07.2019 по 25.07.2019 в АО «СПМ-Нефтегаз» по адресу: <адрес>, ПСП «Калейкино» СИКН 163, допустил нарушение требований к содержанию документа о качестве (паспорта) при выпуске в обращение нефти, а именно паспорт качества нефти №575 от 16.07.2019: в нарушение п. 8.1 ГОСТ Р 51858-2002, п. 1.2, п. 1.6 ГОСТ 1510-84, не содержит дату – месяц и год изготовления нефти; массу брутто и нетто; номер партии; нормы показателей качества; в нарушение п. 4.2, п. 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014, не содержит юридический адрес предприятия изготовителя и адрес места производства; обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требования нормативного документа на основании результатов испытаний; табличная часть паспорта не содержит значения показателей по нормативному документу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ наступает за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 7 указанного Федерального закона, содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 89 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017)», установлено, документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017) (далее соответственно - продукция, технический регламент), до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 г.
Со дня вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается.
Из представленных заявителем вместе с жалобой документов усматривается, что между ПАО «Транснефть» и АО «СМП-Нефтегаз» заключен договор №0019022 от 03.12.2018 об оказании услуг по транспортировке нефти на 2019.
Согласно п. 8.34 «Регламента взаимоотношений между АО «СМП-Нефтегаз» и АО «Транснефть-Прикамье», паспорт качества нефти оформляется в соответствии с приложением «Ж» рекомендации Р 50.2.040-2004 «ГСП. Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов», утверждены Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 г. № 125-ст, внесены Управлением метрологии и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Настоящие Рекомендации распространяются на метрологическое обеспечение учета нефти (массы нефти) при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» и устанавливают основные положения данного метрологического обеспечения, а также порядок организации и ведения учета массы нефти при её транспортировке. Рекомендации предназначены для юридических лиц всех форм собственности, участвующих в операциях сдачи и приема нефти при её транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть».
Паспорт качества нефти №575 от 16.07.2019 по своей форме и содержанию соответствует приложению «Ж» указанных выше рекомендации Р 50.2.040-2004.
При этом национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» в соответствии с Приказом Росстандарта от 06.03.2014 №103-ст «Об утверждении национального стандарта» утверждены Министерством промышленности и торговли РФ для добровольного применения.
Подписанием Договора №0019022 от 03.12.2018 об оказании услуг по транспортировке нефти на 2019 подтвердили, что им известны и соблюдаются как неотъемлемая часть Договора, в том числе и требования ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение», ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия».
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что паспорт качества нефти, форма которого согласована положениями коммерческого договора и соответствует по своей форме и содержанию приложению «Ж» Рекомендаций Р 50.2.040-2004, не является объектом государственного надзора и нарушения, указанные в оспариваемом постановлении в части оформления паспорта качества нефти не являются нарушениями обязательных требований.
При данных обстоятельствах постановление начальника (инспекции) в Республике Татарстан Приволжского межрегионального управления (ПМТУ Росстандарта) ФИО5 от 23 августа 2019 года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 и п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника (инспекции) в Республике Татарстан Приволжского межрегионального управления (ПМТУ Росстандарта) ФИО5 от 23 августа 2019 года, вынесенное в отношении должностного лица - ведущего инженера-технолога УСН АО «СМП-Нефтегаз» ФИО1 <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: подпись