УИД № 16RS0038-01-2022-001826-63
Дело № 12-173/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Елабужского городского суда Республики Татарстан Совкова М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хикматуллиной Л.А., рассмотрев жалобу ФИО1, Дата обезличена года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ......, на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 от 07 апреля 2022 г. № Р-03-22 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
обжалуемым постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 по делу об административном правонарушении от 7 апреля 2022 г. № Р-03-22 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил восстановить сроки обжалования постановления, указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что при составлении протокола об административном правонарушении ему не были разъяснены его права и обязанности, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, или же правонарушение является малозначительным, в случае признания его виновным.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО3 доводы жалобы поддержали.
Представитель ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама» ФИО4 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подавшего жалобу может быть восстановлен судьей или должностным лицом, полномочным рассматривать жалобу. Срок обжалования постановления ФИО1 необходимо восстановить, поскольку постановление от 07.04.2022 получено им 22.04.2022, жалоба первично подана 23.04.2022.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах,
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ) закреплено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) и законодательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом б пункта 2, пунктом 5 статьи 2, пунктами 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ, национальные парки отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, в которых осуществляется зонирование территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия; зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования, при этом на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 769 утверждено Положение о национальных природных парках Российской Федерации, согласно которому конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
В соответствии с Положением о Национальном парке "Нижняя Кама", утвержденным Приказом Минприроды России от 10 мая 2016 года N 285, к задачам Национального парка "Нижняя Кама" относятся в том числе, сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Подпунктом 24 пункта 10 раздела III названного Положения закреплено, что на территории Национального парка "Нижняя Кама" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка).
В силу диспозиции статьи 8.39 КоАП РФ, объективная сторона данного правонарушения выражается в частности в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях национальных парков. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
27 марта 2022 г. в 12 часов 10 минут ФИО1 на территории квартала №98 Елабужского участкового лесничества Национального парка «Нижняя Кама», являющейся особо охраняемой природной территорией федерального значения, допустил нарушение режима ООПТ, в съезде на указанную территорию с дороги, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, на автомашине марки «ВАЗ 21014», государственный регистрационный номер Номер обезличена RUS, совершив движение и стоянку механизированного транспортного средства, не связанные с функционированием национального парка, тем самым нарушил п. 2 ст. 15 ФЗ РФ №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995, п.п. 24 п.10 «Положения о Национальном парке «Нижняя Кама», утвержденного приказом Минприроды России от 10.05.2016 №285.
Данные обстоятельства явились поводом к возбуждению в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении и основанием привлечения его к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ подтверждена имеющимися в административном деле: протоколом об административном правонарушении, служебной запиской от 27 марта 2022 года, рапортом от 27 марта 2022 года, копией карты-схемы, фотоматериалами, СD-диском с видеозаписью к административному протоколу от 27 марта 2022 года, и другими материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости и достаточности.
Из анализа представленных в дело доказательств в их совокупности и взаимосвязи следует вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении время и месте, ФИО1, при осуществлении деятельности, не связанной с функционированием национальных парков, в нарушение подпункта Ж пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ, подпункта 24 пункта 10 Положения о Национальном парке "Нижняя Кама" допустил движение механизированного транспортного средства по территории Национального парка "Нижняя Кама" вне дорог общего пользования.
При производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершены с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом. Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ.
Доказательства, положенные в основу виновности названного ФИО1 в совершении административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.
При таком положении обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ не вызывает сомнений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении полно и всесторонне исследованы имеющиеся доказательства по делу, обстоятельства совершения административного правонарушения ФИО1, а также данные о личности правонарушителя, наказание назначено в пределах санкции статьи 8.39 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению, поскольку административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 КоАП РФ, относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды и имеет формальный состав, то есть наличие состава нарушения не завит от наступления негативных последствий. При этом особо охраняемые природные территории имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, относятся к объектам общенационального достояния. В частности, запрет на движение механических транспортных средств в границах особо охраняемых природных территорий обусловлен следующим: фактор беспокойства для объектов животного мира; опасность уничтожения редких и исчезающих видов растений; опасность повреждения или уничтожения объектов неживой природы.
Приведенные заявителем доводы о не разъяснении ему прав предусмотренных статьей 25.1, 25.6 КоАП РФ и статьи 51 Конституции Российской Федерации не состоятельны, поскольку сведения о разъяснении указанных прав содержатся в протоколе об административном правонарушении, который ФИО1 собственноручно подписал, под указанным пунктом.
Довод ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, опровергается установленными по делу обстоятельствами и не влияет на законность принятого по делу постановления должностного лица.
Иных нарушений требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену или изменение постановления, не усматривается.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 от 7 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО1 подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО2 от 7 апреля 2022 г. № Р-03-22 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Елабужский городской суд Республики Татарстан.
Судья подпись Совкова М.В.
Решение09.10.2022