ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 162 от 22.03.2012 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Сакмарский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Сакмарский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2(1)-162/2012РЕШЕНИЕ   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2012 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Панфиловой Е.С.,

при секретаре Солончак Н.В.,

при участии заместителя прокурора Сакмарского района Ефимова Н.С., главы администрации муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области Олейник Н.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, по не опубликованию бюджета поселения и об обязании опубликования бюджета поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарского района Оренбургской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования Украинский сельсовет Сакмаркого района Оренбургской области по не опубликованию бюджета поселения и об обязании опубликования бюджета поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, указав в заявлении, что прокуратурой района в 2012 году проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в части обязательного опубликования бюджета поселений Сакмарского района в средствах массовой информации, что, в свою очередь не было сделано на территории муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района, что противоречит положениям статей 15, 24 Конституции РФ, статьям 5, 36 Бюджетного кодекса РФ и статье 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми бюджеты муниципальных образований подлежат обязательному опубликованию для всеобщего сведения.

В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Украинский Сельсовет Сакмарского района Оренбургской области по не опубликованию бюджета поселения и обязать администрацию муниципального образования Украинский Сельсовет Сакмарского района Оренбургской области опубликовать в средствах массовой информации Сакмарского района бюджет поселения на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, а также принять меры к опубликованию бюджета муниципального образования впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета и отчета о его исполнении.

Впоследствии прокурор уточнил свои требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Украинский Сельсовет Сакмарского района Оренбургской области по не опубликованию бюджета поселения и обязать администрацию муниципального образования Украинский Сельсовет Сакмарского района Оренбургской области опубликовать в средствах массовой информации Сакмарского района бюджет поселения на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов, а также принять меры к опубликованию бюджета муниципального образования впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета и отчета о его исполнении.

В судебном заседании заместитель прокурора Сакмарского района Ефимов Н.С. заявление поддержал в полном объеме, обосновав его доводами изложенными в заявлении, пояснил, что обнародование бюджета является недостаточным, так как бюджет имеет специальный статус, затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и его опубликование регламентируется специальными нормами, а именно ст.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.15 Конституции РФ.

Представитель заинтересованного лица глава администрации муниципального образования Украинский Сельсовет Сакмарского района Олейник Н.И. в судебном заседании возражала по поводу удовлетворения заявленных требований, пояснила, что бюджет муниципального образования небольшой, дефицитный, в связи с чем, не имеется возможности его официального опубликования в газете «Сакмарские вести». Решение о бюджете на 2012 год было обнародовано, а именно: его копии были направлены во все организации расположенные на территории поселения для размещения на информационных стендах, а также размещены на информационных досках в с. Первая Григорьевка расположенных в Правлении, а также около центрального магазина, в доме культуры и библиотеке. Также указала, что у сельсовета имеется техническая возможность создать официальный сайт в сети Интернет, но ею не пользуются поскольку в администрации нет соответствующих специалистов.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Частью 2 ст.24 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с общими нормами действующего законодательства бюджет муниципального образования является нормативным правовым актом, непосредственно касающимся прав и свобод населения муниципального образования.

В силу положений части 2 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Согласно ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах прозрачности (открытости).

Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов ( ст.36 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с частью второй ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В части шестой ст.52 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, и ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В судебном заседании установлено, что в состав муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области входят четыре населенных пункта: село Украинка, село Первая Григорьевка, село Вторая Григорьевка, село Сергеевка, село Новопавлоград. ( л.д.21)

Согласно положениям Устава муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области ( статья 55), проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета подлежат обнародованию.( л.д. 43)

Решением Совета депутатов муниципального образования Украинский сельсвоет Сакмарского района Оренбургской области от 30 декабря 2011 года № 50 утвержден бюджет муниципального образования на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов. Данное решение, как и сам бюджет муниципального образования, не были официально опубликованы в средствах массовой информации для всеобщего сведения.( л.д. 16-18)

При этом никаких мер для опубликования бюджета муниципального образования ни в средствах массовой информации, ни в сети «Интерне» администрацией Украинского сельсовета не принималось.

Из пояснений главы муниципального образования ФИО1 в судебном заседании следует, что для опубликования бюджета необходимы денежные средства ( при этом в каком объеме не пояснила), которые можно направить на другие, более острые проблемы. Считает, что размещение бюджета на досках объявлений дает возможность населению ознакомиться с указанным документом.

Между тем с такой позицией согласиться нельзя, поскольку исполнение обязанностей по информированию населения о деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими решениях, непосредственно касающихся интересов граждан, не должно ставиться в зависимость от решения хозяйственных вопросов.

Кроме того, муниципальным образованием не представлено доказательств, что сумма необходимая для опубликования бюджета в средствах массовой информации, является для муниципального образования высокой.

Довод заинтересованного лица, о том что бюджет поселения возможно обнародовать и иным способом, кроме опубликования в средствах массовой информации, суд находит необоснованным поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства нормативные правовые акты, непосредственно касающиеся интересов граждан, в том числе бюджеты муниципальных образований, должны быть официально опубликованы в средствах массовой информации. Возможность иным образом обнародовать указанные акты предусматривается только в исключительных случаях  , когда не имеется возможность их опубликования. В данном случае суд такого исключительного случая не установил. Более того, в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования даже не предпринимались меры для официального опубликования принятого бюджета.

При таких обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  Заявление прокурора Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области, по не опубликованию бюджета поселения и об обязании опубликования бюджета поселения на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области опубликовать бюджет муниципального образования Украинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в средствах массовой информации Сакмарского района. Принять меры к опубликованию бюджета муниципального образования впредь, в том числе информации о ходе исполнения бюджета, отчета о его исполнении в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в средствах массовой информации.

О выполнении решения суда заинтересованное лицо обязано сообщить в суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Сакмарского района Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме

Судья Сакмарского   районного суда Е.С. Панфилова

В окончательной форме решение принято 23.03.2012 года.