ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1666/2022 от 20.06.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

КОПИЯ

Дело – 1666/2022

26RS0-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2022года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Шелудченко Т.А., при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ставропольского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «Международный аэропорт Ставрополь» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести оценку уязвимости, внести изменения в план транспортной безопасности, аттестовать сотрудников, провести аккредитацию общества в качестве подразделения транспортной безопасности,

установил:

Ставропольский транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к АО «Международный аэропорт Ставрополь» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности провести оценку уязвимости, внести изменения в план транспортной безопасности, аттестовать сотрудников, провести аккредитацию общества в качестве подразделения транспортной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе надзора за исполнением требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что ответчиком требования законодательства о транспортной безопасности не исполнены. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ. Просит суд признать незаконными бездействие АО «Международного аэропорта Ставрополь» по не проведению оценки уязвимости и обязать ее провести в течении 3-х месяцев с момента вступления в силу решения суда в законную силу. Признать незаконными бездействие АО «Международного аэропорта Ставрополь» по невнесению изменений в план транспортной безопасности и обязать внести изменения в план транспортной безопасности в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Признать незаконным бездействия АО «Международного аэропорта Ставрополь» по не аттестации сотрудников аэропорта задействованных в области транспортной безопасности и обязать аттестовать работников в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Признать незаконным бездействие АО «Международного аэропорта Ставрополь» по не аккредитации общества в качестве подразделения транспортной безопасности и обязать провести аккредитацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Письменных возражений относительно заявленных исковых требований не поступило.

В судебном заседании представитель истца Ставропольской транспортной прокураты ФИО3 просила суд удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности от 14.012.2022 исковые требования признала, не возражала против удовлетворения заявленных требований Ставропольского межрайонного транспортного прокурора в полном объёме, пояснила, что АО «Международный Аэропорт Ставрополь» в настоящее время ведутся работы по устранению выявленных прокуратурой нарушений.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Одними из основных задач обеспечения транспортной безопасности являются разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № ФЗ -16 обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № ФЗ-16 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

АО «Международному аэропорту Ставрополь» по результатам проведенного обязательного категорирования присвоена 2 категория.

Оценка уязвимости объекта проведена в 2020 и 2021 годах, в связи с изменениями границ зон транспортной безопасности и изменениями законодательства. Результаты проведенных оценок уязвимости утверждены: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. План транспортной безопасности утвержден в 2012 году, изменения с учетом проведенных оценок уязвимости в 2020 и 2021 годах не вносились.

Таким образом, в нарушение требований подпункта 6 пункта 6 Требований ТБ на ВТ на основании утверждённых результатов оценки уязвимости от 10.03.2021г. изменения в план транспортной безопасности не разработаны и в Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры не представлены.

В 2022 году вновь изменены границы зон транспортной безопасности, так внесены изменения площади стерильной зоны в здании аэровокзала аэропорта Ставрополь и перемещено периметровое ограждение территории аэропорта, что привело к изменению границ секторов зоны транспортной безопасности, и как следствие необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и соответственно последующего внесения в план транспортной безопасности. В настоящее время не проведена дополнительная оценка уязвимости в связи с изменением законодательства, также не внесены изменения в план транспортной безопасности АО «Международный аэропорт Ставрополь».

Таким образом, на протяжении 2020 - 2022 годов в полном объеме требования относительно проведения оценки уязвимости объекта и внесении изменений в план транспортной безопасности не исполнены.

В нарушение требований подпункта 13 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Требований ТБ на ВТ), к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допускаются лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованных и не подготовленных в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», из 90 сотрудников САБ (ТБ) аэропорта Ставрополь, только 72 сотрудника аттестованы в области транспортной безопасности.

Также не исполнены требования ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусматривающие, что аттестация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.

Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним (далее - Порядок) утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 415.

В соответствии с пунктом 2 Порядка целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Таким образом, обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которым относится АО «Международный аэропорт Ставрополь».

Судом установлено, что по фактам непредоставления дополнительной оценки уязвимости, о невнесении изменений в план транспортной безопасности, аттестации сил транспортной безопасности неоднократно указывалось в представлениях прокуратуры.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора внесены представления с требованием устранить выявленные нарушения закона, которые до настоящего времени оставлены на контроле.

В отношении юридического лица ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.15.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб., ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица, по результатам рассмотрения которого лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

Ответчиком требования законодательства о транспортной безопасности не исполнены. В связи с этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции РФ.

Возражений относительно необходимости устранения указанных нарушений по обеспечению транспортной безопасности ОАО "Международный аэропорт Ставрополь" при рассмотрении дела не заявил, сославшись лишь на то, что мероприятия по устранению выявленных прокурором нарушений им выполняются, но на данный момент не завершены в полном объеме.

С учетом изложенного, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Ставропольского межрайонного транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к АО "Международный аэропорт Ставрополь" в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ставропольского межрайонного транспортного прокурора - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АО «Международного аэропорта Ставрополь» по не проведению оценки уязвимости и возложить обязанность провести оценку уязвимости в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконными бездействие АО «Международного аэропорта Ставрополь» по невнесению изменений в план транспортной безопасности и обязать внести изменения в план транспортной безопасности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействия АО «Международного аэропорта Ставрополь» по не аттестации сотрудников аэропорта задействованных в области транспортной безопасности и обязать аттестовать работников в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать незаконным бездействие АО «Международного аэропорта Ставрополь» по не аккредитации общества в качестве подразделения транспортной безопасности и обязать провести аккредитацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> края.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.А. Шелудченко