Тверской гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тверской гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение по гражданскому делу № 17/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» марта 2011 года город Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе: судьиКолуба А.А.; при секретаре судебного заседания Кудрявцеве А.В., с участием заявителя подполковника ФИО1 и представителя командующего войсками Западного военного округа ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий начальника штаба и начальника организационно-мобилизационного управления Западного военного округа (далее - ЗВО), связанных с отказом в выдаче справки для оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина России за пределами территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Офицер ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ находится в распоряжении , состоя на видах довольствия в войсковой части №. ДД.ММ.ГГГГ по его рапорту в адрес организационно-мобилизационного управления (далее - ОМУ) МВО направило документы для согласования с органами безопасности.
Решением Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по его, ФИО1, заявлению установлено, что согласование с органами безопасности ДД.ММ.ГГГГ поступило в штаба МВО и находится в ОМУ.
Для оформления заграничного паспорта через территориальный орган ФМС России необходимо получить справку установленного образца. С этой целью в ДД.ММ.ГГГГ направило документы в штаб МВО, однако они были возвращены без реализации и без указания конкретных причин.
Соответствующие документы вновь были направлены, но были возвращены без предоставления справки, причиной чему явилось отсутствие письменного согласования с органами безопасности, хотя этот документ находится в штабе МВО.
Также к недостатком было отнесено непредоставление копий отпускного билета и документа, обосновывающего необходимость (возможность) выезда за границу, то есть документов, представление которых для выдачи справки не требуется.
По мнению ФИО1, должностными лицами необоснованно отказано в выдаче справки, необходимой для оформления заграничного паспорта, в связи с чем он просит суд:
признать действия начальника штаба ЗВО и начальника ОМУ ЗВО, связанные с отказом в выдаче справки для оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина России за пределами территории Российской Федерации, незаконными;
обязать этих должностных лиц предоставить указанную справку через территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации;
взыскать судебные расходы.
Определениями судьи Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены командир войсковой части 53956, управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Тверской области, командующий войсками ЗВО и федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия» (далее - ФБУ).
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, пояснив в обоснование, что при возвращении в воинскую часть документов в сопроводительном письме не было указано о том, какие именно недостатки выявлены в представленном пакете документов. При возвращении документов из ЗВО во второй раз, ДД.ММ.ГГГГ, среди недостатков было указано отсутствие: согласования с органом безопасности; копии документа, обосновывающего необходимость (возможность) выезда за границу несоответствия рапорта; копии отпускного билета; отдельных данных в рапорте. Однако согласование с органом безопасности получено и находится в штабе МВО. Выдаваться на руки военнослужащему это согласование не должно. Копия отпускного билета не приложена, поскольку без заграничного паспорта он не может планировать отпуск.
Таким образом, отказ в оформлении справки установленного образца нарушает его, ФИО1, конституционное право на выезда за границу. Нормы приказа от ДД.ММ.ГГГГ №дсп не соответствуют действующему законодательству.
Представитель командующего войсками ЗВО ФИО2, возражая против удовлетворения заявления, сообщил, что требования по оформлению пакета документов для получения ФИО1 справки установленного образца основаны исключительно на нормах приказа №дсп, который законодательству не противоречит и прошел регистрацию в Минюсте России.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания начальник штаба ЗВО, начальник ОМУ ЗВО, командир войсковой части 53956, начальник УФМС России по Тверской области и ФБУ в суд не прибыли.
При этом в письменных возражениях представитель начальника ОМУ ЗВО ФИО3 указал, что документы для оформления справки установленного образца ФИО1 поступили в ОМУ, в отделение выезда за границу, ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с требованиями приказа № в оформлении справки было отказано, поскольку в представленном пакете документов имелись недостатки.
Так, в нарушение пункта 159 приказа в докладе должностных лиц .
Таким образом, для оформления справки установленного образца ФИО1 необходимо представить полный перечень документов в соответствии с названным приказом в адрес начальника ОМУ ЗВО в установленном порядке.
Командир войсковой части 53956 в своих возражениях сообщил, что ФИО1, , приказом от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение командующего в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Согласно приказу командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в списки личного состава части и поставлены на все виды обеспечения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал рапорт о выдаче ему разрешения на оформление заграничного паспорта. В этой связи командованием части подготовлен комплект документов для выдачи разрешения на оформление такого паспорта: рапорт, справка выезжающего за границу, заключение о фактической осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, копия паспорта ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ этот комплект документов направлен в ОМУ МВО. ДД.ММ.ГГГГ из штаба ЗВО эти документы были возвращены без реализации для устранения недостатков. ДД.ММ.ГГГГ документы в соответствии с приказом № вновь направлены ОМУ ЗВО с указанием на то, .
В свою очередь, начальник отдела обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России по Тверской области в письменном сообщении отметила, что для оформления заграничного паспорта военнослужащему ФИО1 необходимо представить справку установленного образца, утвержденную постановлением Правительства России от 19 декабря 1997 года № 1598. В случае отсутствия такой справки пакет документов на оформление заграничного паспорта будет признан неполным и документы к рассмотрению не примут.
Изучив материалы дела, выслушав сторону и представителя заинтересованного лица, военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ подполковник ФИО1, , в связи с проведением организационно-штатных мероприятий освобожден от занимаемой воинской должности. ФИО1 определено содержать при войсковой части 53956.
Из выписки из приказа командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен в списки личного состава этой части и поставлен на виды обеспечения.
Согласно копии рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ он обратился к командиру войсковой части 53956 с ходатайством о выдаче разрешения на оформление заграничного паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ, как следует из копии сопроводительного письма врио командира войсковой части 53956, в адрес начальника ОМУ МВО направлен комплект документов с ходатайством о разрешении на выдачу справки ФИО1 для оформления заграничного паспорта.
Содержание копии ответа врид начальника ОМУ ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что указанные документы возвращены без реализации для устранения недостатков. Отмечено, что для оформления заграничного паспорта надлежит предоставить полный комплект документов в соответствии с пунктами 19, 20, 158 и 159 приказа Министра обороны России от ДД.ММ.ГГГГ №дсп.
ДД.ММ.ГГГГ, что видно из копии сопроводительного письма врио командира войсковой части 53956, на имя начальника ОМУ ЗВО вновь направлено ходатайство о выдаче ФИО1 справки установленного образца. При этом в письме указано, что согласование ОРАФ № от ДД.ММ.ГГГГ получено и находится на хранении в ОМУ МВО.
К письму приложены следующие документы:
Данными копии ответа врид начальника ОМУ ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что документы на ФИО1 возвращены без реализации для устранения недостатков. Среди таковых
Из справки врио командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО1 выделено жилое помещение в городе Твери. Основной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ ему будет предоставлен после подписания договора социального найма жилого помещения, при исключении из списков личного состава воинской части, либо в конце ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ФИО1 к командованию части с рапортом о предоставлении основного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ не обращался.
Согласно части 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Это право, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях, в частности, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 3 части 1 и пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые комплектуются, в частности, военнослужащими.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными этим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в абзацах 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», основным документом, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признается паспорт.
Из содержания абзаца 1 статьи 8 этого закона следует, что паспорт оформляется гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона № 114-ФЗ).
Нормой пункта 1 постановления Правительства России от 19 декабря 1997 года № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» установлено, что разрешение на выезд из России военнослужащих дается Министром обороны Российской Федерации и руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или уполномоченными ими лицами. Выезд военнослужащих из Российской Федерации подлежит согласованию с соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации (паспорт), оформляется на основании справки по форме согласно Приложению, выдаваемой воинскими частями, организациями и учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 постановления).
В свою очередь, абзацами 1 и 4 постановления № 1598 Минобороны России предписано утвердить порядок получения документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым военнослужащие осуществляют выезд из Российской Федерации, а также порядок сдачи и последующего хранения указанных документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.
Изложенное свидетельствует о том, что с учетом специфики военной службы и особого статуса военнослужащих в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства порядок их выезда за пределы Российской Федерации и оформления соответствующих документов отличается от порядка общего.
Таким образом, решение о выдаче справки установленного образца для оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина России за пределами территории Российской Федерации, ФИО1, проходящему военную службу в войсковой части 53956, структурно входящей в состав Западного военного округа, уполномочен принимать командующий данным военным округом либо его первым заместителем.
На основании
Как видно из упомянутой выше копии письма врид начальника ОМУ ЗВО от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для возвращения документов ФИО1 без выдачи справки установленного образца послужило
В части отсутствия письменного согласования с органом безопасности суд отмечает, что вступившим в законную силу решением Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ () установлено, что согласование с органом безопасности от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 поступило в штаб МВО и находится в ОМУ на хранении.
Это же усматривается из письменного сообщения врио начальника ОМУ МВО от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 2 Указа Президента России от 27 июля 1998 года № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации» МВО определен в границах 19 субъектах Российской Федерации.
Исходя из абзацев 1, 2 пункта 3 и пункта 4 Указа Президента России от 20 сентября 2010 года № 1144 «О военно-административном делении Российской Федерации» вышеприведенный Указ № 900 с 20 сентября 2010 года признан утратившим силу.
Приложением № 1 к Указу № 1144 с 1 сентября 2010 года установлена юрисдикция вновь созданного ЗВО, состоящего из 30 субъектов Российской Федерации. В административные границы этого округа вошли субъекты, ранее относящиеся к МВО.
В силу этого суд полагает, что отсутствие в рассматриваемый период у ФИО1 названного согласования с органом безопасности обусловлено обстоятельствами, никоим образом от него независящими. Документы для получения этого согласования установленным порядком были направлены и поступили в штаб МВО. В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в части установления нового военно-административного деления Российской Федерации согласование следовало направить в ЗВО, куда в дальнейшем поступили и иные документы по ФИО1, однако этого сделано не было. В силу этого ни войсковая часть 53956, ни заявитель не имели какой-либо возможности представить в ЗВО упомянутое согласование.
Вместе с тем согласно
Поскольку на момент разрешения дела срок действия ранее оформленного ФИО1 согласования с органом безопасности от ДД.ММ.ГГГГ истек, для оформления справки установленного образца ему, ФИО1, установленным порядком, через командование войсковой части 53956, надлежит получить повторное согласование.
Наряду с изложенным суд считает, что иные обстоятельства, отмеченные как недостатки, в судебном заседании нашли свое подтверждение.
Так, исследованной копией рапорта ФИО1, направленного в ЗВО вместе с другими документами для оформления справки, установлено, что в таковом содержится лишь его ходатайство о выдаче разрешения на оформление заграничного паспорта.
Исходя из этого суд находит, что такие обстоятельства, знать не может.
Следовательно, требование об отражении упомянутых сведений именно в рапорте военнослужащего, чего не имеется в рапорте ФИО1, является правомерным.
Относительно копии документа, обосновывающего необходимость (возможность) выезда за границу, с учетом места прохождения военной службы, в том числе в особорежимных или особо важных воинских частях и организациях Вооруженных Сил России, суд отмечает, что ДД.ММ.ГГГГ присутствующий в судебном заседании представитель начальника ОМУ ЗВО ФИО3 пояснил, что в качестве такого документа могут представляться приглашения, туристические путевки либо справки туристических фирм о намерении конкретного лица выехать в конкретную страну.
Однако копия такого документа при направлении пакета документов по ФИО1, подчеркивает суд, представлена не была.
Что касается копии отпускного билета, представление которой предусмотрено .
Одновременно с этим, принимая во внимание содержание приведенной выше справки командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ №, о том, что основной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 будет предоставлен после подписания договора социального найма жилого помещения, при исключении из списков личного состава воинской части, либо в конце ДД.ММ.ГГГГ, суд, учитывая конкретную ситуацию, считает возможным вместо копии отпускного билета представление в ОМУ ЗВО названных сведений о сроке отпуска ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ вместе с другими требуемыми документами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие перечисленных недостатков положительно решение о выдаче ФИО1 справки установленного образца для оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина России за пределами территории Российской Федерации, принято быть не могло, а поэтому оснований для признания незаконными действия начальника штаба ЗВО и начальника ОМУ ЗВО, связанные с отказом в выдаче этой справки, суд не находит.
В этой связи заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении заявления судом отказано в соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не находит и оснований для возмещения ФИО1 понесенных по делу судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины за подачу заявления.
Руководствуясь статьями 194-199 и частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий начальника штаба и начальника организационно-мобилизационного управления Западного военного округа, связанных с отказом в выдаче справки для оформления паспорта, удостоверяющего личность гражданина России за пределами территории Российской Федерации, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: