ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 170008-01-2020-000385-02 от 21.08.2020 Пий-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-153/2020

УИД № 17RS0008-01-2020-000385-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Туран 21 августа 2020 года

Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:председательствующего Монгуша А.С., при секретаре Байыр Н.Б., с участием заместителя прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва Хертек С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пий-Хемского района действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на Хурал представителей сельского поселения сумона Уюкский Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Байкара О.В. с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

Заместитель прокурора района обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которой указала, что прокуратурой района была проведена проверка по исполнению законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции. В ходе проверки личного дела исполняющего обязанности заместителя председателя администрации сумона Уюкский Байкара О.В. установлено, что он имеет диплом о высшем профессиональном образовании № ВСВ 1824344 от 26 июня 2006 года по квалификации «Учитель истории» по специальности «История». Согласно трудовой книжки работал: с 01.09.2006 года по 14.06.2007 года учителем истории и обществознания в МБОУ СОШ №2 г. Турана; с 14.06.2007 года по 14.06.2008 года призван на военную службу в Вооружённые силы РФ; с 18.08.2008 года по 13.04.2011 года в должности контролёра-кассира универсального дополнительного офиса Кызылского отделения Сбербанка России; с 03.12.2012 года по 16.03.2015 года в должности техника в МБОУ Уюкская СОШ; с 14.05.2016 года по 29.07.2016 года в должности техника в МБОУ СОШ №2 г. Турана; с 09.01.2020 года назначен на муниципальную должность исполняющим обязанности председателя администрации сельского поселения сумона Уюкский. Согласно анкете с мая 2011 года по 17.12.2019 года был индивидуальным предпринимателем. На основании решения Главы-председателя Хурала представителей сумона Уюкский Очура М.С. №1 от 09 января 2020 года назначен на муниципальную должность исполняющим обязанности председателя администрации сельского поселения сумона Уюкский. Должность председателя администрации сельского поселения в соответствии с реестром муниципальных должностей, нормативной численности муниципальных служащих администрации сумона Уюкский, типовой структуры органов местного самоуправления, схемы структуры администрации сумона Уюкский, отнесена к «главной группе должностей» муниципальной службы категории «Руководители».

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ» предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва. В Общих положениях указанных Типовых квалификационных требований в подп. 3 п. 2 Квалификационные требования к уровню профессионального образования сказано, что для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры. Также указанными выше Общими положениями, а именно подп. «б». п. 1 ч. 3 Квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки в зависимости от группы должностей муниципальной службы, установлены следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

В нарушение требований закона исполняющий обязанности председателя администрации сумона Уюкский Байкара О.В. - не имеет двухлетнего стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, а также должный уровень образования. Нарушения, допущенные при приеме на работу, устранить иным способом, кроме как расторгнуть трудовой договор не представляется возможным. При этом продолжение работы Байкара О.В. на должности исполняющего обязанности председателя администрации сумона Уюкский не возможно, в связи с тем, что действующим законодательством предусмотрено, что работник, занимающий должность председателя администрации должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе иметь соответствующее образование и стаж работы.

Считает, трудовой договор (контракт) с Байкара О.В. подлежит расторжению по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, 84 Трудового кодекса РФ. Приемом на муниципальную службу Байкара О.В. не соответствующего предъявленным требованиям, нарушены основополагающие принципы поступления на муниципальную службу и прохождения муниципальной службы, предусмотренные ст. 4 и 16 Федерального закона № 25-ФЗ, как равный доступ граждан к муниципальной службе, профессионализм и компетентность муниципальных служащих, соответствие квалификационным требованиям, чем подрывается авторитет муниципальной службы в Российской Федерации. Кроме того, считает, что нарушены законные интересы персонально неопределенного круга лиц, которые могли бы на законных основаниях замещать муниципальную должность, незаконно занимаемую Байкара О.В.. Просит обязать Администрацию сельского поселения сумона Уюкский устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Байкара О.В. с момента вступления решения суда в законную силу.

В уточнённых исковых требованиях заместитель прокурора Пий-Хемского района ссылаясь на «Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы», утверждённый Минтрудом России и разработанный с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который рекомендует исходить из следующего соотношения минимального уровня профессионального образования и групп должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского и сельского поселения в области профессиональной служебной деятельности «бюджетная политика»:

I. Требования к специальностям, направлениям подготовки профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки

Рекомендуемые специальности, направления подготовки" для определении стажа работы по специальности, направлению подготовки: "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Экономика", "Юриспруденция" <13>, "Налоги и налогообложение", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" <14> или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.Высшие должности - не менее шести лет стажа муниципальной службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.Главные должности - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.Ведущие должности - не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки, а также не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома.Старшие, младшие должности - без предъявления требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки.

II. Требования к знаниям

Федеральные законы и иные федеральные нормативные правовые акты:0.1. Бюджетный кодекс Российской Федерации;0.2. Налоговый кодекс Российской Федерации;0.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;0.4. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";0.5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";0.6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".0.7. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";0.8. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";0.9. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений";0.10. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";0.11. приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями".

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации:0.12. нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об основных направлениях бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;0.13. нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о бюджетном процессе в городском поселении или сельском поселении;0.14. нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке проведения кассовых операций за счет средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений;0.15. нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации о порядке проведения операций со средствами, поступающими во временное распоряжение главных распорядителей и получателей бюджетных средств.

Муниципальные правовые акты:0.16. муниципальный правовой акт о бюджетном процессе в городском поселении (сельском поселении);0.17. муниципальный правовой акт о порядке управления, контроля и обслуживания муниципального долга;0.18. муниципальный правовой акт о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "городское поселение" (сельское поселение) бюджету муниципального образования "муниципальный район";0.19. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд муниципального района;0.20. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок открытия и ведения лицевых счетов;0.21. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение;0.22. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения;0.23. муниципальный правовой акт об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета городского поселения (сельского поселения) и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета городского поселения (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского поселения (сельского поселения).0.24. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городскому поселению (сельскому поселению) на возмещение затрат, юридическим лицам (за исключением государственным, муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг оказываемых населению городского поселения (сельского поселения);0.25. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок разработки прогноза социально-экономического развития городского поселения (сельского поселения);0.26. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок документооборота по начислению, учету и возврату платежей бюджета муниципального образования городского поселения (сельского поселения);0.27. муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот".

В должностную инструкцию муниципального служащего могут быть включены иные правовые акты, знание которых необходимо для надлежащего исполнения должностных обязанностей муниципальным служащим.

Таким образом, имеющаяся квалификация «Учитель истории» по специальности «История» и пройденные за время обучения дисциплины, согласно диплома, не соответствуют требованиям для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения. То есть и.о. председателя администрации сельского поселения сумона Уюкский – не имеет должный квалификационный уровень специальности, направления подготовки.

Заместитель прокурора Пий-Хемского района Хертек С.Д. поддержала доводы уточнённого искового заявления и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – председатель Хурала представителей сельского поселения сумона Уюкский Пий-Хемского кожууна Очур М.С., а также заинтересованное лицо Байкара О.В. в судебном заседании участия не принимали, о времени и дате его извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав мнение сторон, участвовавших при рассмотрении дела, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующей основной меры - предъявление в установленном порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 25-ФЗ) закрепляется принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым признается, что необходимым условием прохождения муниципальной службы является наличие у муниципального служащего, претендующего на замещение должности необходимой квалификации.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 25-ФЗ для муниципальных служащих, находящихся на муниципальной службе, устанавливаются требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы.

Поддерживать уровень необходимой квалификации можно посредством профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и получения первого и (или) повторного высшего образования.

При этом согласно ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Республики Тыва.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Тыва от 25.04.2018 года № 368-ЗРТ «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в РТ» предусмотрены Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва, в соответствии с приложением.

Общим положением указанных выше Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (приложение №3) предусмотрены следующие требования:

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе настоящих Типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва.

2. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

2) Квалификационные требования к уровню профессионального образования.

Для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специaлитета, магистратуры.

Согласно раздела 7 Реестра должностей муниципальной службы в Республике Тыва, установленного Законом Республики Тыва от 18.05.2020 года №593-ЗРТ «О Реестре муниципальных должностей в Республике Тыва и Реестре должностей муниципальной службы в Республике Тыва» (принят ВХ РТ 28.04.2020) должности председателя администрации (в случае замещения должности по контракту), а также заместителя председателя в администрации сельского поселения отнесена к «главной группе должностей» в категории «руководители».

Законом Республики Тыва от 05.06.2020 года №613-ЗРТ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в сфере муниципальной службы» в Закон Республики Тыва от 25.04.2018 года №368-ЗРТ "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Республике Тыва" внесены изменения, в частности: отменены предъявляемые ранее требования к стажу к главным, ведущим, старшим и младшим должностям муниципальной службы.

Байкара О.В. имеет диплом о высшем профессиональном образовании ВСВ 18244344 от 26 июня 2006 г. по квалификации «Учитель истории» по специальности «История». Как следует из личной карточки государственного (муниципального) служащего Байкара О.В., он принят с 09 января 2020 года на должность исполняющего обязанности председателя администрации сумона Уюкский.

Решением Главы - председателя Хурала представителей сумона Уюкский №1 от 09 января 2020 года Байкара О.В. назначен исполняющим обязанности председателя администрации сельского поселения сумона Уюкский.

Представителем нанимателя в лице Главы сумона – председателя Хурала представителей сельского поселения сумона Уюкский Пий-Хемского кожууна Республики Тыва Очур М.С. 09 января 2020 года заключен типовой трудовой договор с Байкара О.В.

Таким образом, и.о. председателя администрации сельского поселения сумона Уюкский Байкара О.В. имеет высшее образование, требований к стажу по данной должности не предусмотрено, в связи с чем не имеется препятствий к замещению им должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения.

Обсуждая уточнённые требования в части применения по отношению к Байкара О.В. требований к уровню профессионального образования, предусмотренных Справочником типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утверждённым Минтрудом России и разработанным с учетом положений Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а в частности о необходимости наличия специальности по направлению подготовки: "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Экономика", "Юриспруденция", "Налоги и налогообложение", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" или иных специальностей и направлений подготовки, содержавшихся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, суд исходит из следующего.

Приведенный Справочник носит рекомендательный характер (ст.1 Справочника), который по мнению Минтруда России, позволит: реализовать единые подходы к установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы; скоординировать деятельность субъекта РФ по разработке типовых квалификационных требований и кадровую работу органов местного самоуправления, связанную с их использованием; повысить качество отбора кадров для замещения должностей муниципальной службы при проведении конкурсов и назначении без конкурса, оценки уровня квалификации муниципальных служащих в ходе аттестации и иных процедур, организации их профессионального развития, формирования кадрового резерва и реализации других кадровых технологий.

Таким образом, поскольку Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утверждённый Минтрудом России, на применении которого ссылается истец, носит рекомендательный характер и не имеется иных препятствий к замещению Байкара О.В. должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения, то в удовлетворении иска заместителя прокурора Пий-Хемского района надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении иска заместителя прокурора Пий-Хемского района действующей в интересах неопределенного круга лиц – жителей Пий-Хемского района Республики Тыва, Российской Федерации о возложении на Хурал представителей сельского поселения сумона Уюкский Пий-Хемского кожууна обязанности устранить нарушения законодательства о муниципальной службе путем расторжения трудового договора с муниципальным служащим Байкара О.В. с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Пий-Хемский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.

Председательствующий А.С. Монгуш