УИД № 17RS0017-01-2023-007652-82
Дело № 2-883/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Калзан А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Администрации Барун-Хемчикского района Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Донгак Д-Х.А. обратилась в суд с иском к ответчикам об обязании предоставить жилое помещение, указав, что ее матерью является ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ. Отца у нее не было, так как отцовство за ней не устанавливалось, в свидетельстве о рождении указаны сведения об отце со слов матери и указан как отец ФИО11
В настоящее время она прописана, проживает и работает на территории <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания и зарегистрирована по адресу: <адрес>
Просит возложить на ответчиков обязанность предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующей площадью расположенное на <адрес>
Не согласившись с иском, представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО6 подала ходатайство, в котором указывает, что Мэрия г. Кызыла не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Указывает, что Мэрия г. Кызыла не ведет учет сирот, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно порядку, такой учет ведется Министерством образования Республики Тыва. Жилые помещения строятся, приобретаются по заявке Министерства образования Республики Тыва, договоры заключаются с Министерством образования Республики Тыва. При таких обстоятельствах возложение обязанности на Мэрию г. Кызыла по предоставлению жилого помещения сироте – ответчику необоснованно. Просит отказать в удовлетворении иска к Мэрии г. Кызыла.
В судебном заседании истец Донгак Д-Х.А. поддержала исковое заявление, просила удовлетворить.
Представители ответчиков Министерства образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Администрация Барун-Хемчикского района Республики Тыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».
Указом Главы Республики Тыва от 08.04.2022 г. № 108 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408, полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Постановлениями Правительства Республики Тыва от 18.05.2022 № 290 и 291 внесены изменения в положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва.
Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п. 51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п. 52 раздела III).
04.05.2023 был принят Закон Республики Тыва от N 933-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", согласно подп. 33 п. 2 ст. 1 которого, полномочия по принятию мер по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством, переданы органам местного самоуправления (администрациям соответствующих муниципальных районов и городских округов, в которых сирота намеревается встать на учет либо уже состоит на учете).
Вместе с тем из письма заместителя председателя Правительства Республики Тыва от 27.10.2023 в адрес и.о. прокурора Республики Тыва следует, что по итогам рассмотрения представления прокуратуры Республики Тыва от 15.09.2023 № 7-59-2023 было принято решение об оставлении полномочий по обеспечению жильем детей-сирот на региональном уровне за Министерством образования Республики Тыва.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 28 ноября 2023 года административное исковое заявление Мэрии г. Кызыла к Верховному Хуралу Республики Тыва об оспаривании нормативного правового акта удовлетворено частично. Постановлено признать не действующим со дня принятия настоящего решения Закон Республики Тыва № 933-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (в редакции Закона Республики Тыва от 07 ноября 2023 года № 977-ЗРТ) в части наделения городской округ «город Кызыл Республики Тыва» отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; в удовлетворении остальной части иска отказать; обязать Верховный Хурал Республики Тыва опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, отцом является ФИО3, матерью – ФИО18 что подтверждается свидетельством о рождении серии №
Согласно справке о рождении №, Донгак Д-Х.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> сведения о родителях: мать ФИО12, отец ФИО2. Составлена запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Барун-Хемчикского кожууна в интересах несовершеннолетних ФИО13. к ФИО14 о лишении родительских прав, взыскании алиментов требования истца удовлетворены.
Суд лишил ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Республики Тыва, родительских прав в отношении детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Из регистрационно-контрольной карточки следует, что Донгак Д-Х.А. ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеется отметка о прохождении регистрации в 2023 году.
<данные изъяты>
Согласно постановлению Администрации Барун-Хемчиксого кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждении опеки и попечительства над несовершеннолетними Донгак Д-Х.А. и ФИО2». ФИО5 назначена опекуном-попечителем над несовершеннолетними Донгак Д-Х.А., ФИО2
Согласно постановлению о регистрации по месту пребывания Донгак Д-Х.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>
В материалах дела имеется заявление Донгак Д-Х.А. о том, что она обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения-отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, соответствующей площадью расположенное на территории городского округа <адрес> в Министерство образования Республики Тыва.
ДД.ММ.ГГГГ№ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва направило уведомление на имя Донгак Д-Х.А. о принятии решения о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Республики Тыва по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Барун-Хемчикского кожууна.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданный Администрацией Барун-Хемчикского кожууна отдела опеки и попечительства Барун-Хемчикского кожууна о том, что Донгак Д-Х. действительно является оставшейся без попечения родителей и состояла на учете отдела опеки и попечительства администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», по постановлению администрации Барун-Хемчикского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости у Донгак Д-Х.А. отсутствует недвижимое имущество.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.
Вместе с тем, истица просит предоставить ей жилое помещение, площадью 13 кв.м., когда как в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>, утв. Постановлением мэрии г. Кызыла от 21.09.2010 N 2375, установленная норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда городского округа города Кызыла по договору социального найма (норма предоставления) составляет 12,5 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Соответственно, требования истца подлежат частичному удовлетворению в части площади предоставляемого жилого помещения.
Поскольку Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, также учитывая то, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям на территории г. Кызыла Республики Тыва.
В части исковых требований к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва, Администрации Барун-Хемчикского района Республики Тыва, следует отказать, поскольку уполномоченным органом предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла, Администрации Барун-Хемчикского района Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва <адрес> предоставить ФИО1 <данные изъяты> на условиях договора найма специализированное жилое помещение на территории <адрес> соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям, не менее 12,5 кв.м., в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска, в том числе к Мэрии г. Кызыла, Администрации Барун-Хемчикского района Республики Тыва, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2024 года (с учетом выходных и праздничных дней).
Судья А.Е. Сат