Ступинский городской суд Московской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ступинский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО № 2-2990/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 30 ноября 2011 года.
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2011 года.
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Ильиной О.И.,
с участием прокурора Силантьева Д.Н.,
заявителей ФИО1 и
ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3, действующего
на основании доверенности № 1725/2-14 от 30 декабря 2010 года,
при секретаре Соколовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление ФИО4, ФИО5, ФИО1 и ФИО2 о нарушении избирательного законодательства;
жалобу ФИО6 на постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ступинскому району УФССП по Московской области,
заявление ФИО1 и ФИО2 о нарушении избирательного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, ФИО5, ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением, в котором просят возложить обязанность на администрацию городского поселения Ступино согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга, в альтернативном месте, расположенном в г.Ступино Московской области, дата проведения 26.11.11, время с 15:00 до 19:00, количество участников 1000 человек для следующих целей: 1) привлечение внимания жителей города Ступино к предстоящим 4 декабря 2011 года выборам депутатов государственной Думы Российской Федерации и Московской областной Думы, 2) выражение солидарности политических партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», РОДП «ЯБЛОКО», «Правое дело» в целях проведения честных, свободных и демократических выборов (л.д.5-6).
Свои требования заявители обосновывают тем, что 15.11.11 в соответствии со ст.7 ФЗ-54 направили в администрацию г/п Ступино уведомление о проведении 26.11.11 с 15:00 до 19:00 на площади им.Ленина г.Ступино митинга в рамках избирательной кампании с целью: 1) привлечение внимания жителей города Ступино к предстоящим 4 декабря 2011 года выборам депутатов государственной Думы Российской Федерации и Московской областной Думы, 2) выражение солидарности политических партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», РОДП «ЯБЛОКО», «Правое дело» в целях проведения честных, свободных и демократических выборов. В ответ на уведомление получили фактический отказ в согласовании проведения митинга по причине того, что в указанное время в указанном месте уже назначено проведение иного публичного мероприятия, но заявителям не было предложено варианта с изменением места и времени для проведения назначенного ими митинга.
В ходе судебного заседания 28 ноября 2011 года определением Ступинского городского суда Московской области принято к производству заявление ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным отказа администрации городского поселения Ступино в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 26 ноября 2011 года с 15:00 до 19:00, количество участников 1000 человек для следующих целей: 1) привлечение внимания жителей города Ступино к предстоящим 4 декабря 2011 года выборам депутатов государственной Думы Российской Федерации и Московской областной Думы, 2) выражение солидарности политических партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», РОДП «ЯБЛОКО», «Правое дело» в целях проведения честных, свободных и демократических выборов (л.д.27-28).
Учитывая, что в установленном законом порядке заявители не отказались от своих первоначальных требований в части возложения обязанности на администрацию городского поселения Ступино согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга, в альтернативном месте, суд принял к производству и рассматривал оба требования заявителей.
В судебном заседании заявители ФИО1 и ФИО2 свои требования в части признания незаконным отказа органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 26 ноября 2011 года с 15:00 до 19:00 поддержали, настаивали на удовлетворении. Дополнительно пояснили, что ФИО2 является кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Ступинскому одномандатному избирательному округу от партии «Справедливая Россия» (предъявлено удостоверение № 4); ФИО1 является доверенным лицом РО в Московской области ВПП «Правое дело» (предъявлено удостоверение № 490); ФИО4 возглавляет местное отделение партии ЛДПР; ФИО5 возглавляет местное отделение партии «Яблоко»; ФИО7 является кандидатом в депутаты Московской областной Думы от партии КПРФ.
Заявители ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились; о месте, времени и дате извещались надлежащим образом; представили заявление с ходатайством о рассмотрении дела по заявлению ФИО4, ФИО1, ФИО2 и ФИО5 о нарушении избирательного законодательства в их отсутствие.
В судебном заседании представитель администрации г\п Ступино по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения заявления, дополнительно пояснив о том, что отказ администрации был связан с тем, что на указанное время уже было запланировано проведение мероприятия Ступинского районного общественного Совета Общероссийского Народного Фронта, который в последний момент отказался от проведения митинга, и в указанное заявителями время в указанном месте было проведено иное культурно-массовое мероприятие. Отказ администрации г\п Ступино был связан также и с тем, что ФИО7, указанным как одним из организаторов митинга, Уведомление подписано не было.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц; исследовав материалы настоящего дела; заслушав заключение прокурора о незаконности действий администрации городского поселения Ступино, суд пришел к следующему выводу.
В силу ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.
В силу ст.53 Федерального закона от 12 февраля 2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 ноября 2011 года в администрацию городского поселения Ступино было направлено Уведомление от имени организаторов ФИО4, ФИО7, ФИО1, ФИО2 и ФИО5 о проведении публичного мероприятия в форме митинга, на площади им.В.И.Ленина в г.Ступино Московской области, дата проведения 26.11.11, время с 15:00 до 19:00, количество участников до 1000 человек для следующих целей: 1) привлечение внимания жителей города Ступино к предстоящим 4 декабря 2011 года выборам депутатов государственной Думы Российской Федерации и Московской областной Думы, 2) выражение солидарности политических партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», РОДП «ЯБЛОКО», «Правое дело» в целях проведения честных, свободных и демократических выборов (л.д.7-8).
Данное уведомление администрацией городского поселения Ступино было получено 15.11.11 (л.д.9), в ответ на которое первым заместителем главы администрации 17 ноября 2011 года за № 2920/2-14 был дан ответ о том, что согласовать заявленное публичное мероприятие не представляется возможным по причине того, что ранее в администрацию поступило уведомление от Ступинского районного общественного Совета Общероссийского Народного Фронта о проведении в этом же месте и в это же время публичного мероприятия. Кроме того, участие политической партии КПРФ в запланированном мероприятии уведомлением не подтверждено. В указанном письме также дано разъяснение о том, что в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" без согласования с органом местного самоуправления, организатор публичного мероприятия не вправе проводить публичное мероприятие.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в г.Ступино Московской области регулируется Законом Московской области от 22 июля 2005 года № 197/2005-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Московской области», в соответствии с которым требования к срокам подачи уведомления и его содержанию аналогичны требованиям, указанным в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу ч.5 ст.5 Федерального закона N 54-ФЗ и ч.4 ст.5 Закона Московской области № 197/2005-ОЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Как в силу ст.5 Закона Московской области № 197/2005-ОЗ, так и в силу ст.12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации/уполномоченный орган органов местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Данным обязанностям органа исполнительной власти отвечает предусмотренная п.2 ч.4 ст.5 Федерального закона N 54-ФЗ и ч.2 ст.5 Закона Московской области № 197/2005-ОЗ обязанность организатора публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
В этой связи суд приходит к выводу о неправомерности действий администрации городского поселения Ступино в части непредоставления альтернативного места и/или времени проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении.
Довод представителя администрации г/п Ступино о недопустимости проведения публичного мероприятия без согласования с органами местного самоуправления - в данном случае судом признается безосновательным, поскольку процедура согласования, исходя из вышеназванных норм, подразумевает согласование в дате и месте проведения, а не истребовании разрешения на проведение публичного мероприятия, поскольку законодателем установлен порядок уведомительной процедуры.
Недопустимость проведения публичного мероприятия для его организаторов может следовать только в случае недостигнутого консенсуса с органами местного самоуправления относительного места и/или времени запланированного мероприятия.
Также безосновательным суд признает довод представителя администрации г/п Ступино о недопустимости проведения указанного в Уведомлении от 15.11.11 публичного мероприятия по причине того, что представителем партии КПРФ ФИО7, внесенным в Уведомление в качестве одного из группы организаторов, не подписано данное Уведомление, по следующим причинам.
В соответствии со ст.5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собрания - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
По смыслу ч.3 ст.7 вышеуказанного Федерального закона форма проведения публичного мероприятия может быть избрана его организатором самостоятельно.
В силу ст.3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.
В силу ст.3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В силу ст.27 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественным объединениям для осуществления уставных целей предоставлен широкий круг прав, включая право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Таким образом, реализация права граждан на мирные собрания не может ставиться в зависимость от участия в тех или иных объединениях, поскольку иное вступало бы в противоречие со статьей 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равенство прав и свобод гражданина без какой-либо дискриминации, в том числе по принадлежности к общественным объединениям. Любое общественное объединение, отвечающее установленным требованиям к статусу организатора публичного мероприятия, обладает правом на подачу уведомления о проведении пикетирования, с участием двух и более человек, в срок не позднее трех дней до дня его проведения.
(Позиция Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 26 октября 2011 года № 89-В11-4).
В соответствии со сложившейся ситуацией, причастность ФИО7 к той или иной политической партии или иному общественному объединению; наличие или отсутствие намерения участвовать совместно с иными представителями объединений в заранее запланированном публичном мероприятии не может влечь за собой отказ в проведении данного мероприятия иными его организаторами.
В статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Как уже указывалось, в ч.5 ст.5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его только в случае нарушения срока подачи Уведомления, либо несогласовании с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления изменения по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Не предоставив организаторам публичного мероприятия альтернативного варианта времени и места его проведения, администрация города Ступино создала препятствия для надлежащей реализации заявителям права, установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации, и данное право подлежало защите и восстановлению в судебном порядке в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В этой связи суд приходит к выводу о том, что действия администрации городского поселения Ступино противоречат действующему законодательству, в связи с чем судом признаются незаконными.
Однако, учитывая первоначально заявленные ФИО4, ФИО5, ФИО1 и ФИО2 требования о возложении обязанности на администрацию городского поселения Ступино согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 26.11.11 в альтернативном месте, расположенном в г.Ступино Московской области, суд, постановляя настоящее решение в настоящее время, исходя из требований разумности и исполнимости судебного акта, полагает в указанной части отказать в удовлетворении в виду отсутствия актуальности данного требования на дату постановления решения, несмотря на незаконность действий заинтересованного лица (администрации городского поселения Ступино).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 195, 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО4, ФИО5, ФИО1 и ФИО2 о возложении обязанности на администрацию городского поселения Ступино согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга, в альтернативном месте, расположенном в г.Ступино Московской области, дата проведения 26.11.11, время с 15:00 до 19:00, количество участников 1000 человек для следующих целей: 1) привлечение внимания жителей города Ступино к предстоящим 4 декабря 2011 года выборам депутатов государственной Думы Российской Федерации и Московской областной Думы, 2) выражение солидарности политических партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», РОДП «ЯБЛОКО», «Правое дело» в целях проведения честных, свободных и демократических выборов - оставить без удовлетворения.
Заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворить:
- Признать незаконным отказ администрации городского поселения Ступино в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 26 ноября 2011 года с 15:00 до 19:00, количество участников 1000 человек для следующих целей: 1) привлечение внимания жителей города Ступино к предстоящим 4 декабря 2011 года выборам депутатов государственной Думы Российской Федерации и Московской областной Думы, 2) выражение солидарности политических партий КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», РОДП «ЯБЛОКО», «Правое дело» в целях проведения честных, свободных и демократических выборов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: Ильина О.И.