ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 174О от 15.04.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2021-001851-86

Дело № 12-275/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 апреля 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Черкашин В.В.,

представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Макаровой С.М., действующей на основании доверенности № 174 от 23.12.2020, Почуева А.В., действующего на основании доверенности № 82 от 29.03.2021г.,

представителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. действующей на основании доверенности от 21.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Аксенова С.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ЗН от 04.03.2021г., которым юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ЗН от 04.03.2021г., юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Аксенов С.В. обратился в суд с жалобой об его отмене, мотивировав доводы жалобы тем, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения <адрес> месторождение имеет протяженность 102,2 км., была передана в собственность <адрес> по договору о безвозмездной передаче имущества в 2008 году и требовала реконструкции, которая производилась по четырем пусковым комплексам (три из них реконструированы и введены в эксплуатацию в период 2012-2017 годы). Реконструкция четвертого пускового комплекса протяженностью 27,9 км, начата в 2019 году. 09 сентября 2019 года между Государственным казенным учреждением Тюменской области «Управление автомобильных дорог» и ООО «Ремдорстрой» был заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги <адрес><адрес>, разделом 5 которого предусмотрен срок окончания работ – не позднее 30 ноября 2020 года. Согласно п. 2.28 Контракта обязательства Заказчика с п.2.3 по 2.27 исполняются уполномоченным в установленном порядке лицом, определенным договором от 23.01.2014г. на безвозмездное оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации дорог регионального значения областной целевой программы «Сотрудничество», КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог». Согласно п.2.2.1 Устава КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» осуществляет организацию работ (в том числе осуществление функций заказчика) по проектированию, строительству, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в связи с чем в обязанности входит исключительно организация работ в качестве заказчика по обеспечению реконструкции автомобильной дороги. Непосредственно работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения выполняются подрядными организациями по результатам проведенных торгов. 10.09.2019г. КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» передало строительную площадку подрядчику ООО «Ремдорстрой», которое, согласно раздела 3 контракта, приняло на себя обязательство в период проведения строительно-монтажных работ проводить экологический мониторинг в соответствии с утвержденной программой, выполнить необходимые мероприятия по охране окружающей среды, ликвидировать дефекты во время действия гарантийного срока. Реконструкция дороги была выполнена в период с сентября 2019 года по сентября 2020 года в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выданное ФАУ «Главгосэкспертизы России», и положительное заключение от 11.07.2017г. государственной экологической экспертизы, выданное Управлением Росприроднадзора по ХМАО – Югре. Заключение от 11.07.2017г. содержит мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, при производстве работ проектом предусмотрены природоохранные меры, включающие рекультивацию нарушенных земель. Рекультивация участков земель от разборки существующих участков дороги выполнена подрядной организацией ООО «Ремдорстрой» в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию, что подтверждено актами освидетельствования ответственных конструкций от 25.09.2020г., от 31.08.2020г., Актом рекультивации земель от 07.10.2020г. Также указывает, что согласно ч.1 ст. 740, ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан был выполнить соответствующие работы по рекультивации земель, обязан при осуществлении строительства и связанных с ними работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, в связи с чем несет ответственность за нарушение указанных требований.

В судебном заседании представители КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» Макарова С.М. и Почуев А.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы.

Представитель административного органа Никитичева А.Д. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав на доказанность вины КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» и наличие состава правонарушения в его действиях

Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ЗН от 04.03.2021г., юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ за следующее. 30.10.2020г. в 17:00 часов (время и дата подписания акта проверки), место совершения правонарушения: <адрес>.

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11.07.2017 г. № 1200 была утверждена государственная экологическая экспертиза проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги <адрес><адрес>)» и выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой при соблюдении технологии производства строительных работ техногенное воздействие на природные объекты территории будет ограничено границей земельного отвода.

Для ускорения восстановления почвенного покрова и предупреждения развития эрозионных процессов проектной документацией предусмотрено проведение рекультивационных мероприятий.

Согласно требованиям ГОСТ 17.5.1.01-83, рекультивацию выполняют в два этапа: технический и биологический (последовательно выполняемый комплекс работ).

Рекультивации подлежат территории, занимаемые временными объездами (2,1 га), участки земель от разборки существующей дороги (на участках спрямления радиусов кривых в плане - 13,2316 га) рекультивируются сразу после окончания строительства общей площадью - 15,3316 га.

И.о. директора КУ «Управление автомобильных дорог», Начальником отдела - лесничим Советского территориального отдела - лесничества Управления лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий утвержден и согласован «Проект рекультивации земель лесного фонда по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)» площадью 5,3532 га, в соответствии с которым, работы по рекультивации направлены на: подготовку земель для последующего введения в хозяйственный оборот землепользователем; защиту земель от ветровой и водяной эрозии.

Нарушенные земли подлежат рекультивации после окончания хозяйственной деятельности. На лесных и нелесных землях на площади 5,3532 га предусматривается технический этап рекультивации. Биологический этап рекультивации проводится в лесохозяйственном направлении (естественное лесовосстановление путем минерализации почвы).

В соответствии с Актом рекультивации земель от ДД.ММ.ГГГГ рабочая комиссия пришла к выводу о том, что на участках временно занимаемых земель на объекте «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)», общей площадью 15,85 га, все работы выполнены в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, при этом в проекте рекультивации земель лесного фонда к рекультивации представлен земельный участок площадью 5,3532 га.

В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ осмотра, путем объезда территории объекта, установлено, что на земельном участке, подлежащем рекультивации, не произведена планировка, визуально наблюдаются рытвины и неровности.

Нарушены требования ч.ч.1, 3, 5 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), требования ст.3, ч.1 ст. 34, ч.2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» пи выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч.1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6 Правил).

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п. 8 Правил)

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил).

Как следует из материалов дела, в отношении КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», на основании приказа -а от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» была проведена внеплановая выездная проверка КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», в результате которой было установлено следующее.

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11.07.2017 г. № 1200 была утверждена государственная экологическая экспертиза проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)» и выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы от 11.07.2017 № 21, в соответствии с которой при соблюдении технологии производства строительных работ техногенное воздействие на природные объекты территории будет ограничено границей земельного отвода.

Для ускорения восстановления почвенного покрова и предупреждения развития эрозионных процессов проектной документацией предусмотрено проведение рекультивационных мероприятий.

Согласно требованиям ГОСТ 17.5.1.01-83, рекультивацию выполняют в два этапа: технический и биологический (последовательно выполняемый комплекс работ).

Рекультивации подлежат территории, занимаемые временными объездами (2,1 га), участки земель от разборки существующей дороги (на участках спрямления радиусов кривых в плане - 13,2316 га) рекультивируются сразу после окончания строительства общей площадью - 15,3316 га.

И.о. директора КУ «Управление автомобильных дорог», Начальником отдела - лесничим Советского территориального отдела - лесничества Управления лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий утвержден и согласован «Проект рекультивации земель лесного фонда по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)» площадью 5,3532 га, в соответствии с которым, работы по рекультивации направлены на: подготовку земель для последующего введения в хозяйственный оборот землепользователем; защиту земель от ветровой и водяной эрозии.

Нарушенные земли подлежат рекультивации после окончания хозяйственной деятельности. На лесных и нелесных землях на площади 5,3532 га предусматривается технический этап рекультивации. Биологический этап рекультивации проводится в лесохозяйственном направлении (естественное лесовосстановление путем минерализации почвы).

Восстановление исходного типа растительности происходит естественным путем от стен леса и естественного восстановления исходного плодородия почв.

Технический этап предусматривает планировку, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, а также проведение других работ, создающих условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению.

Биологический этап проводится после завершения технического этапа и включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия земель, нарушенных в период хозяйственной деятельности.

В соответствии с Актом рекультивации земель от ДД.ММ.ГГГГ рабочая комиссия пришла к выводу о том, что на участках временно занимаемых земель на объекте «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)», общей площадью 15,85 га, как отмечает комиссия, все работы выполнены в соответствии с Отвержденным проектом рекультивации, при этом в проекте рекультивации земель лесного фонда к рекультивации представлен земельный участок площадью 5,3532 га.

В ходе проведения 27.10.2020 осмотра, путем объезда территории объекта, установлено, что на земельном участке, подлежащем рекультивации, не произведена планировка, визуально наблюдаются рытвины и неровности.

В связи с чем, в отношении Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» составлен протокол об административном правонарушении -ЗН от ДД.ММ.ГГГГ за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений суд не находит.

Виновность Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении -ЗН от 05.02.2021г.; фототаблицей; копией акта рекультивации земель от 07.10.2020г.; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)»; заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы; проектом рекультивации земель лесного фонда по объекту «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)» для КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», площадью 5,3532 га.; Актом внеплановой выездной проверки от 30.10.2020г. ; Приказом о проведении внеплановой выездной проверки КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» от 28.09.2020г. -а; выпиской из ЕГРЮЛ от 01.02.2021г.; копией Устава КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог».

Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.

Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они опровергаются представленными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм закона.

Доводы о том, что рекультивация участков земель от разборки существующих участков дороги выполнена подрядной организацией ООО «Ремдорстрой», что подтверждено актами освидетельствования ответственных конструкций от 25.09.2020г., от 31.08.2020г., Актом рекультивации земель от 07.10.2020г., несостоятельны, так как, как было указано выше, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно которых рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п. 8 Правил). Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил).

В материалах дела административным органом представлен проект рекультивации земель лесного фонда по объекту «Реконструкция автомобильной дороги <адрес> м/р. IV пусковой комплекс (корректировка)» для КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», площадью 5,3532 га.. При этом БУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» ни к жалобе, ни в судебном заседании не был представлен соответствующий проект рекультивации земельного участка на площади 15,85 Га, как того требует соответствующее законодательство. Кроме того, как было указано выше, в ходе проведения 27.10.2020 осмотра, путем объезда территории объекта, установлено, что на земельном участке, подлежащем рекультивации, не произведена планировка, визуально наблюдаются рытвины и неровности.

Доводы о том, что согласно ч.1 ст. 740, ст. 751 ГК РФ подрядчик (ООО «Ремдорстрой» обязано было выполнить соответствующие работы по рекультивации земель, обязан при осуществлении строительства и связанных с ними работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, в связи с чем несет ответственность за нарушение указанных требований, не свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дороги осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Согласно ст. 15. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из Устава БУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», учреждение создано распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2011 года № 783-рп.

Согласно разделу 2 Устава Учреждения, целями деятельности последнего являются развитие автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечение безопасности дорожного движения, безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта, сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Пунктом 2.2.1 Устава определено, что для достижения своих целей учреждение осуществляет, в частности следующие цели: организация работ (в том числе осуществление функций заказчика) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Как владелец автомобильных дорог учреждение осуществляет согласования в частности выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту пересечений и примыканий других автомобильных дорог с автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.2.2.6 Устава), а также осуществляет иные полномочия владельца автомобильных дорог (п.2.2.22 Устава).

В связи с чем КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» обязано в соответствии с целями, определенными Уставом, обеспечить сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а также обеспечить выполнение капитального ремонта или ремонта дорог регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, соблюдая требования в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» является субъектом вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ имеющихся доказательств указывает на то, что КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» не были приняты все необходимые, зависящие от него меры для соблюдения природоохранного законодательства, доказательств обратного суду не представлено.

Законных оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

Данное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Также суд не находит основания для снижения административного штрафа, так как организационного-правовая форма юридического лица и финансирование за счет бюджета субъекта не являются безусловными основаниями для применения ч. 3.2 ст. 4.1. КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, жалоба представителя Аксенова С.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ЗН от 04.03.2021г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ЗН от 04.03.2021г., которым юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей – оставить без изменения, жалобу представителя КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Аксенова С.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин