31RS0№-17 Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 30 апреля 2021 г.
Свердловский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Никулиной Я.В.,
при секретаре Грековой Д.Е.,
с участием истца – ФИО1, представителя ответчика УПФР в <адрес> – ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФР в <адрес> о включении в стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, разъяснено, что период работы в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в стаж работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» федеральные суды освобождались от уплаты страховых взносов и, соответственно, не являлись участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. С учетом данного обстоятельства, страховой стаж ФИО1 составил <...>, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ составил 13 <...>, что менее положенных 15ти лет. В связи чем, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает в 52 года и 2 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
С данным обстоятельством истец не согласилась.
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, в части указания о том, что период работы после ДД.ММ.ГГГГ в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в стаж работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж. Обязать УПФР в <адрес> зачесть в стаж работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж период работы в должности судьи и произвести перерасчет даты возникновения права на досрочное назначение пенсии с учетом указанного стажа работы.
В судебном заседании истец поддержала требования, просила удовлетворить, указав на то, что период работы в должности судьи подлежит включению как в стаж работы в районах Крайнего Севера, так и в страховой стаж на основании положений пункта 11 части 1 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) и части 2 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»,
Представитель УПФР в <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, представлены письменные возражения. Указала, что доводы истца являются не состоятельными, так как на момент обращения за назначением страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в УПФР в <адрес> у истицы отсутствовал стаж работы в районах Крайнего Севера – 15 лет. Добавила, что суммирование периодов работы в должности судьи и стаж работы на Крайнем Севере в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Именно данные обстоятельства являются препятствием для удовлетворения требований истца.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, приходит к выводу, что исковое заявление ФИО1 подлежит отклонению.
Так в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла полномочия <...> в <...>.
ДД.ММ.ГГГГ отставка судьи прекращена по пункту 7 статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» на основании решения <...> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, разъяснено, что период работы в должности <...> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в стаж работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» федеральные суды освобождались от уплаты страховых взносов и, соответственно, не являлись участниками правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. С учетом данного обстоятельства, страховой стаж ФИО1 составил <...>, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ составил <...>. В связи чем, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает в 52 года и 2 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положения части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, устанавливают, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (п. 1); период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п. 2); период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (п. 3); период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (п. 4); период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (п. 5); период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (п. 6); период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (п. 7); период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (п. 8); период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 9); период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 10); период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 11), введенный в действие Федеральным законом от 06.03.2019 г. № 25-ФЗ.
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 12).
Кроме того, в пункте 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что указанные периоды (предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного закона), включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, которая предусматривает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Положения Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» действовавшие как в период осуществления истцом полномочий судьи, так и до введения в действие пункта 11 части 1 статьи 12 приведенного Федерального закона – 06.03.2019 г. не предусматривали включение в трудовой стаж при назначении пенсии периодов осуществления судьей полномочий.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.1998 г. № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год», от 22.02.1999 г. № 36-ФЗ, от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» федеральные суды освобождались от уплаты страховых взносов с заработной платы судей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 01.01.2002 г.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"» гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 01.01.2002 г. и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно части 4 статьи 2 указанного Федерального закона от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Период осуществления судьей полномочий не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в виду того, что это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
В оспариваемом истцом решении пенсионного органа указано на то, что общий страховой стаж истца составляет 27 лет 2 месяца 7 дней при требуемом 20 лет, стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера составляет 13 лет 5 месяцев 26 дней, что менее требуемых 15 лет.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм права, действующего пенсионного законодательства, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении его требований.
Оснований для признания решения пенсионного органа от 23.10.2020 г. и возложения обязанности по включению периода работы в должности судьи в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера не имеется, так как истцом не соблюдены требования предусматривающие необходимость наличия у гражданина обратившегося за назначением досрочной страховой пенсии по старости одновременной совокупности условий - страхового стажа не менее 20 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, с учетом отсутствия в действующем пенсионном законодательстве нормы предусматривающей одновременное включение одного и того же периода работы как в общий страховой стаж, так и в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом применения положений пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ и уменьшением возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах с учетом соблюдения условия о наличии требуемого страхового стажа - не менее 20 лет и при отсутствии требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера - 15 лет, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости наступит у истицы по достижении возраста 52 года и 2 мес., начиная с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным нарушений прав истца со стороны УПФР в <адрес> не установлено, с учетом отсутствия у нее установленной пенсионным законодательством совокупности обстоятельств и необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. Суждение пенсионного органа в решении о том, что стаж работы в должности судьи не подлежит включению в общий страховой стаж, в рассматриваемом случае, не влияет на дату возникновения у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы в районах Крайнего Севера и не влечет за собой каких-либо правовых последствий в виде назначения досрочной страховой пенсии истцу по достижении 50 летнего возраста.
Таким образом, исковые требования истца подлежат отклонению.
Оснований для иных выводов суда по существу заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд.
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УПФР в <адрес> о включении в стаж периодов работы, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента составления мотивированного текста решения с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья - подпись
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение18.05.2021