Дело № 2а-3236/21
УИД № 18RS0004-01-2021-003519-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть объявлена 21 сентября 2021 г. Ижевск
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2021 года
Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Фролычевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.Ю.,
при участии административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополя, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе во внесение в ЕГРН сведений, возложении обязанности внести сведения в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, в котором просил суд: признать незаконным решение от -Дата- № № об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 000,00 кв. метров, расположенного по адресу: .... Обязать административного ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 000,00 кв. метров, расположенного в границах населенного пункта ... сельского поселения ... Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от -Дата-. ... совета Республики Крым № от -Дата- утвержден действующий генеральный план ..., а также графические материалы к нему. Согласно данных границ, земельный участок истца кадастровый № расположен в границах населенного пункта ... сельского поселения ... Республики Крым. -Дата- истец обратился к ответчику с письменным требованием о внесении сведений в ЕГРН в отношении указанного земельного участка, принадлежащего истцу. -Дата- ответчиком по результатам рассмотрения заявления истца принято решение об отказе в удовлетворении требований, о чем направлено уведомление. Административный истец считает отказ незаконным. В обоснование изложенных выше доводов Истец обратился за соответствующим заключением к кадастровому инженеру в ООО «Клюев Групп», из которого следует, что земельный участок Истца в границах населенного пункта ... сельского поселения ... Республики Крым.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополя, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополя не явился, извещался надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, суть которых сводится к тому, что распоряжениями Правительства Российской Федерации от -Дата-№-р, №-р (дополнительные соглашения, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от -Дата-№-р, №-р) утверждены Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Советом министров Республики Крым, Правительством Севастополя о передаче осуществления части полномочий, в том числе и в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета (в том числе внесения в Единый государственный реестр недвижимости - ЕГРН сведений об объектах недвижимости). Вышеуказанные полномочия на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Госкомрегистр), на территории города федерального значения Севастополя - Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр). Таким образом, Ответчик не имеет на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя полномочий по осуществлению, в том числе, учетно-регистрационных действий (государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет) - в том числе внесения в Единый государственный реестр недвижимости — ЕГРН сведений об объектах недвижимости. На основании изложенного следует, что Ответчик, с учетом особенностей своего правового положения, является ненадлежащей стороной по заявленным в рамках настоящего спора исковым требованиям.
В судебное заседание представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не явился, извещался надлежащим образом о причинах не явки суд не уведомил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных ответчиков.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 требования искового заявления поддержали, просили удовлетворить в полном объеме на основании обстоятельств, изложенных в иске и письменных материалов дела, также пояснили суду, что земельный участок после утверждения Генерального плана вошел в границы населенного пункта, в связи с чем изменились сведения о категории земельного участка на земли населенных пунктов. Истец, в установленном законом, порядке обратился в Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР с заявлением об изменении категории земельного участка, предоставив все необходимые документы, однако ответчиками предоставлен отказ.
Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР (далее Управление Росреестра по УР) ФИО3 требования не признала, пояснила, что в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027 Управление является территориальным органом Росреестра, осуществляет деятельность на территории Удмуртской Республики. Поскольку объект недвижимости с кадастровым номером №, в отношении которого административным истцом были представлены заявление №, находится в ..., правовая экспертиза данных документов осуществлялась Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. По результатам рассмотрения представленных документов специалистом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от -Дата-№. Таким образом, Управление Росреестра по УР по настоящему административному иску является ненадлежащим ответчиком. Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является основанием для отказа в исковых требованиях к этому ответчику. С учетом вышеизложенного просила суд в удовлетворении административных исковых требований в отношении Управления Росреестра по УР отказать в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика ФИО3, исследовав письменные материалы дела в порядке ст. 164 КАС Российской Федерации, пришел к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 59 КАС Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Из положений ст. 62 КАС Российской Федерации следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч,1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7 и ч.8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный по указанной в части б настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 обратился в Индустриальный районный суд ...-Дата-, что подтверждается штампом канцелярии суда на административном иске, при этом в административном иске указано, что обжалуемое уведомление от -Дата- получено -Дата-.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с административным иском.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные Правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно положений ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно положений ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судом установлено, что ФИО1, на основании Свидетельства о государственной регистрации права от -Дата-, является собственником земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенного по адресу: ..., на территории Штормовского сельского совета, кадастровый №.
Судом установлено, что решением ... совета Республики Крым № от -Дата- утвержден действующий генеральный план ..., а также графические материалы к нему, который размещен на официальном сайте ФГИС ТП.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от -Дата- согласно действующему Генеральному плану Штормовского ..., принадлежащий ФИО1 земельный участок с номером № находится в границах населенного пункта – ... Республики Крым и расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Судом установлено, что в связи с принятием вышеуказанного решения органом местного самоуправления земельный участок, принадлежащий на праве собственности ФИО1, включен в границы населенного пункта ....
Судом установлено, что -Дата- ФИО1 обратился в Управление Росреестра по УР с заявлением об изменении категории земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером №, с земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов.
В соответствии с заключением от -Дата- государственного регистратора Управления Росреестра по УР представленные к вышеуказанному заявлению документы соответствуют требованиям ч. 3, 5 ст. ст. 21 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Основания для возврата заявления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, предусмотренные ч. 2,3,4,5 ст.25 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отсутствуют.
Судом установлено, что -Дата- специалистом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от -Дата- в порядке межведомственного информационного взаимодейстия, принято уведомление №1 об отказе в государственном кадастровом учете таких изменений, в виду того, что в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не поступил ответ на направленный в ... Республики Крым запрос.
Однако, суд не соглашается с основаниями отказа в изменении кадастрового учета земельного участка, изложенными в вышеуказанном уведомлении (не предоставлении ответа на запрос), признает их незаконными, не основанными на нормах законодательства, в связи с чем, уведомление является также незаконным, исходя из следующего.
Согласно п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее закон №172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе, с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно положений ст.8 Закона №172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно положений ч.1 ст.5 закона №172-ФЗ внесение ведений в ЕГРН в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в ЕГРН осуществляется в порядке установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ).
В соответствии с п.8 ч. 1 ст.32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
На основании положений ч. 1 ст. 33 Закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1,5,7- 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату, в электронной форме, которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно положений ч.2 вышеуказанной статьи Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Из уведомления № следует, что специалистом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на адрес ... направлен межведомственный запрос о предоставлении актуального распорядительного акта об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, ответ, в надлежащем виде, в виде электронных документов в формате ХМЛ не поступало.
Согласно положений ч. 3 вышеуказанной статьи Закона №218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Согласно положений ч.1 ст.34 закона №218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Судом установлено, что действующий Генеральный план, который утвержден и опубликован на официальном сайте муниципального образования, является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта
Согласно п.5 ч.1 ст.26 Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений, закреплённых в статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Статья 7.2 указанного Федерального закона предусматривает, что срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Действительно в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст.27 Закона).
Вместе с тем, государственный регистратор не был лишён возможности по истечении установленного срока, для предоставления ответа на межведомственный запрос, повторно обратиться с соответствующим запросом либо напоминанием о необходимости предоставления запрашиваемой информации, при этом материалы административного дела не содержат сведений об осуществлении регистратором указанных действий.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что стороной административного ответчика не осуществлялся надлежащий контроль за поступлением и исполнением направленного межведомственного запроса, доказательств, свидетельствующих об обратном суд не представлено.
Согласно п.12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учёта, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта.
Таким образом, судом установлено, административным ответчиком Государственным комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при принятии Уведомления от -Дата- № № нарушены нормы действующего законодательства, поскольку не предоставление в ходе государственной регистрации сведений об изменении категории земельного участка необходимых сведений по межведомственному запросу в установленный срок не может являться законным основанием для отказа заявителю во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Также данный отказ нарушает право истца на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Соответственно, судом установлена совокупность указанных обстоятельств: незаконность принятого стороной административного ответчика решения, которое нарушает законные права административного истца.
В связи с указанными обстоятельствами суд полагает, что исковые требования о признании незаконным оспариваемого Уведомления, выданное Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подлежат удовлетворению.
В отношении требований заявленных к административным ответчикам Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополя, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с письмом Росреестра от -Дата-№ «О проведении государственного кадастрового учета по экстерриториальному принципу» в целях обеспечения проведения государственного кадастрового учета при приеме документов по экстерриториальному принципу Филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации (далее - Филиалы) осуществлять прием документов на государственный кадастровый учет по экстерриториальному принципу в офисах приема — выдачи документов Филиала, в которых осуществляется прием документов на государственную регистрацию прав по экстерриториальному принципу. Заявление и документы, представленные заявителем, в Филиал в виде документов на бумажных носителях, а также их отсканированные образы должны быть переданы государственному регистратору прав по месту подачи документов в целях обеспечения последним проверки представленного пакета документов на наличие оснований для возврата без рассмотрения (пункты 1, 2, 3, 5 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее - Закон), а также на предмет их соответствия частям 3, 5 статьи 21 Закона. В случае отсутствия оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения государственный регистратор заверяет отсканированные образы документов своей УКЭП, готовит соответствующее заключение, содержащее указание об отсутствии оснований для возврата документов без рассмотрения, а также о соответствии/несоответствии представленных документов части 5 статьи 21 Закона (далее - Заключение) и подписывает его своей УКЭП. Работник Филиала приобщает в ПК ПВД подписанное государственным регистратором прав Заключение и отправляет его наряду с пакетом документов на следующий этап: осуществления государственного кадастрового учета по месту нахождения недвижимого имущества для формирования проекта записей кадастра недвижимости и акта определения кадастровой стоимости (при положительном решении), а также осуществления государственного кадастрового учета. Работник Филиала по месту нахождения. объекта недвижимого имущества проводит в учетной системе, обеспечивающей осуществление кадастрового учета, необходимые проверки, формирует проект записей кадастра недвижимости. По завершении указанного этапа обработки документов работником Филиала заявление в соответствии с настройками ролей и привилегий направляется для обработки в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимого имущества. Сформированная и подписанная УКЭП государственного регистратора прав по месту нахождения объекта недвижимости выписка из ЕГРН из учетной системы, обеспечивающей осуществление кадастрового учета, направляется посредством модуля диспетчеризации в ПК ПВД государственному регистратору прав по месту подачи документов заявителем. Выписка из ЕГРН, сформированная в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего письма и содержащая данные государственного регистратора прав, осуществившего государственный кадастровый учет, распечатывается из ПК ПВД и заверяется государственным регистратором прав по месту подачи документов.
Таким образом, суд, учитывая положения письма Росреестра от -Дата-№ и распоряжения Правительства Российской Федерации от -Дата-№-р, 2433-р соглашается с доводами представителей административных ответчиков Управления Росреестра по УР и Управление Росреестра по ..., признает их ненадлежащими, что является основанием для отказа в исковых требований административного истца к указанным ответчикам.
Кроме того, судом не установлены правовые основания для удовлетворения требований об обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка исходя из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
По смыслу приведённых норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Приведённая правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от -Дата- Ж2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Поскольку в соответствии с требованиями законодательства, регулирующим государственную регистрацию прав, принятие решений о государственной регистрации права относится к исключительным полномочиям Госкомрегистра, то оснований для удовлетворения исковых требований о возложений на Госкомрегистр обязанности осуществить государственный кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка не имеется.
В связи с указанным, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
В соответствии с ч. 3 ст.178 КАС Российской Федерации при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Согласно ч.1 ст.111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При этом действующим законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов власти от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
При обращении в суд с административным исковым заявлением ФИО1 была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией.
Вместе с тем, административным истцом в судебном заседании не заявлялись требования о компенсации понесенных расходов, в связи с чем, данный вопрос судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по УР, Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополя, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решения об отказе во внесение в ЕГРН сведений, возложении обязанности внести сведения в ЕГРН, удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление от -Дата-№ об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 000,00 кв. метров, расположенного по адресу: ....
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 от -Дата-№ о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в сведениях о категории (земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 000,00 кв.метров, расположенного по адресу: ....
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, через суд, вынесший решение.
Е.А. Фролычева