ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 180005-01-2020-002064-46 от 07.09.2020 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело (УИД) № 18RS0005-01-2020-002064-46 (производство № 2-1891/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2020 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Малкова К.Ю.,

при секретаре судебного заседания - Сакриевой Л.В.,

с участием: представителя истца Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора - старшего помощника прокурора Коршуновой Е.А., представителя ответчика Мурина Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» о запрете сброса сточных вод, неочищенных до установленных нормативов,

УСТАНОВИЛ:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ответчику МУП г. Ижевска «Ижводоканал», которым просит обязать ответчика прекратить сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> через выпуск , имеющий географические координаты <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы, на расстоянии <данные изъяты> км от устья водотока с левого берега в <данные изъяты> в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном законом размере.

Требования мотивированы тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности МУП г. Ижевска «Ижводоканал» установлены нарушения федерального законодательства при сбросе сточных вод в реку <данные изъяты> в <данные изъяты>. Предприятие на праве хозяйственного ведения эксплуатирует цех очистных сооружений канализации, расположенный в <адрес> тракт , с которого осуществляется сброс сточных вод в водный объект - реку <данные изъяты>. Цех поставлен на учет, ему присвоена 1 категория негативного воздействия - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (номер федерального государственного реестра ). Очистные сооружения канализации предназначены для очистки производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Сброс сточных вод с данных сооружений осуществляется в реку <данные изъяты> на <данные изъяты> км от устья водотока с левого берега в <данные изъяты> через безнапорный коллектор протяженностью <данные изъяты> метров. Координаты места расположения выпуска в реку <данные изъяты><данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы (выпуск ). Одним из требований в области охраны водных объектов, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности, является условие по соблюдению разрешенного сброса загрязняющих веществ, установленного Разрешением на сброс, а именно допустимой концентрации вещества на выпуске сточных вод в мг/дм3, а также соблюдение нормативов допустимого сброса. Анализ протоколов испытаний сточной воды, сбрасываемой МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в р. <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, показал, что МУП г. Ижевска «Ижводоканал» допускает сброс сточных вод в реку <данные изъяты> с превышением нормативов допустимых сбросов веществ, установленных приказом Камского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ и лимитов сброса, утвержденных Разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект от ДД.ММ.ГГГГ. При этом предприятием в нарушение указанных требований закона не выполняется в установленные сроки утвержденный План снижения сбросов с учетом поэтапного снижения НДС по нефтепродуктам и БПК, что привело к отказу в выдаче Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в ДД.ММ.ГГГГ разрешения на сброс по данным веществам. Так, МУП г. Ижевска «Ижводоканал в нарушение сроков, установленных данным Планом, не выполнены в полном объеме пуско-наладочные работы участка биологической десфосфотации, системы аэрации очистных сооружений канализации и ряд других мероприятий. Действиями МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушаются требования п. 2 ст. 3 Водного Кодекса РФ, п. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ, ч.ч. 1 и 2 ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа от 9 января 2013 года N 2 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты». Осуществляя сброс сточных вод в водный объект с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы и лимиты, предприятие нарушает указанные требования федерального законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Данная ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания человека. Кроме того, допускаемые нарушения требований закона к охране водных объектов влекут нарушение права Российской Федерации как собственника водных объектов на их охрану, на предотвращение негативного воздействия на них при сбросе сточных вод. Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ руководителю Предприятия вносились представления с требованиями об устранении выявленных нарушений закона, однако в нарушение требований закона предприятие в настоящее время продолжает сброс неочищенных до установленных нормативов сточных вод в реку <данные изъяты>, действенных мер к соблюдению природоохранного законодательства не принято.

В судебном заседании представитель истца Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора - старший помощник прокурора Коршунова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что в настоящее время нарушение со стороны ответчика продолжается, после вынесения в ДД.ММ.ГГГГ представления ответчиком так и не представлен план мероприятий по снижению уровня загрязняющих веществ. Управлением Росприроднадзора было отказано в установлении лимитов, поскольку ответчиком не принимаются меры по снижению сбросов.

В судебном заседании представитель ответчика МУП г. Ижевска «Ижводоканал» - Мурин Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных пояснениях и отзыве на исковое заявление. В судебном заседании дополнительно пояснил, что факт нарушения не оспаривается, ведутся работы по разработке мероприятий по устранению нарушения. Заявленный шестимесячный срок недостаточен для устранения имеющихся нарушений.

Свидетель ФИО, допрошенный в судебном заседании, суду показал, что является начальником экологической группы в МУП г. Ижевска «Ижводоканал», прекратить сброс с превышением нормативов на сегодняшний день невозможно, вода проходит очистку по многим показателям. Предприятию установлены лимиты, разработан план мероприятий по решению данных проблем, проводятся дополнительные мероприятия по поддержанию очистных сооружений в удовлетворительном состоянии. В ДД.ММ.ГГГГ на предприятии разработан долгосрочный план, который рассчитан до ДД.ММ.ГГГГ. Некоторые работы не удается выполнить согласно графику, поскольку постоянно меняется законодательство. Чтобы вода из стока соответствовала нормативам и лимитам, необходимо проводить мероприятия несколько лет, поскольку их много и они касаются разных очистных сооружений, систем аэрации. Мероприятия закладываются в производственные и инновационные программы. Проектом было предусмотрено, что сточные воды сначала должны проходить локальную очистку у промышленных абонентов, но у некоторых промышленных абонентов такие сооружения отсутствуют и эта нагрузка ложится на ответчика. Сооружения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не предусмотрены для специфической очистки сточных вод от металлов, нефти и прочего. На сегодняшний день для устранения нарушения ответчиком разработана программа по повышению экологической эффективности, которая рассчитана на <данные изъяты>, для МУП г. Ижевска «Ижводоканал» потребуется не менее <данные изъяты>, поскольку необходима реконструкция предприятия. В ДД.ММ.ГГГГ ожидается получение комплексного экологического заключения. Для снижения сверхнормативного сброса сточных вод с ДД.ММ.ГГГГ проводятся мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту систем водоотведения, очистных сооружений, модернизация отстойников.

Выслушав участников процесса, показания свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд считает установленными следующие обстоятельства по настоящему делу.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, размещенной в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу https://egrul.nalog.ru/ в сети "Интернет", ответчик МУП г. Ижевска «Ижводоканал» имеет действующий статус юридического лица (ОГРН <данные изъяты>), основными видами деятельности которого являются оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, осуществление деятельности по эксплуатации инженерных систем водоснабжения и водоотведения.

Согласно свидетельству Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Цех очистных сооружений канализации МУП г. Ижевска «Ижводоканал» поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый объект, местонахождение объекта: <адрес>, дата ввода объекта в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ, тип объекта - площадной, присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I-категории негативного воздействия на окружающую среду.

Решением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предоставлен водный объект - часть реки <данные изъяты>, расположенная на расстоянии <данные изъяты> км от устья водотока, бассейн реки <данные изъяты>, <данные изъяты>, для сброса сточных вод.

Условием использования водного объекта или его части, в том числе является осуществление сброса хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых сточных вод с очистных сооружений канализации МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в следующем месте на водном объекте: в реку <данные изъяты> через один организованный выпуск, расположенный на расстоянии <данные изъяты> км от устья водотока, на территории <данные изъяты>, географические координаты места выпуска: <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы. Срок водопользования установлен с даты регистрации Решения в государственном водном реестре по ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение было зарегистрировано Камским бассейновым водным управлением ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно приказу Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (Камского БВУ) от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. <данные изъяты> на <данные изъяты> км от устья для МУП г. Ижевска «Ижводоканал», выпуск , на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешением Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ МУП <адрес> «Ижводоканал» производственной территории Цеха очистных сооружений канализации <адрес>; <адрес> разрешается в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлять сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект. Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу Выпуск - организованный выпуск хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных и производственных сточных вод в реку <данные изъяты> - Цех очистных сооружений канализации указаны в Приложении к настоящему разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.

Директору МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ДД.ММ.ГГГГ Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой внесено представление с требованием безотлагательно рассмотреть представление, и принять меры по сбросу загрязняющих веществ в сточных водах в пределах установленных нормативов, разработке новых нормативов, допустимого сброса в соответствии с фактическими показателями годового объема сбрасываемых сточных вод.

На указанное представление МУП г. Ижевска «Ижводоканал» был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что за превышение установленных нормативов и лимитов (критериев показателя качества работы очистных сооружений канализации) (далее ОСК) дисциплинарное взыскание наложено на начальника цеха ОСК. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предприятием ведется работа по разработке новых нормативов допустимых сбросов, а также технологических нормативов для цеха ОСК МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в соответствии с новыми требованиями водного законодательства, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ. С этой целью заключен новый договор. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Правительством РФ, Минстроем России, Минприродой РФ готовятся проекты нормативных актов, устанавливающих новый порядок разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов сброса для водопользователей. В связи с отсутствием данных нормативных актов разработать новые нормативы и лимиты сброса для цеха ОСК невозможно. При принятии данных документов МУП г. Ижевска «Ижводоканал» незамедлительно выполнит все необходимые работы по разработке новых нормативов и лимитов. Также ведется работа по разработке нового водохозяйственного баланса предприятия, в котором будет учтено требование п. 14 «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Планируемый срок работ - до ДД.ММ.ГГГГ.

Директору МУП г. Ижевска «Ижводоканал» ДД.ММ.ГГГГ Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой внесено представление с требованием безотлагательно рассмотреть представление, и принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих. Принять меры к сбросу загрязняющих веществ в сточных водах в пределах установленных нормативов.

На указанное представление МУП г. Ижевска «Ижводоканал» был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ухудшение качества очистки по таким показателям как БПК, ХПК и нефтепродукты объясняется, главным образом, уменьшением объема поступающих на очистные сооружения канализации сточных вод с одновременным увеличением концентрации данных показателей, что невозможно было ни предусмотреть, ни учесть (согласно методики расчета) в период разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов и плана мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ. В целях доведения сброса загрязняющих веществ в сточных водах до нормативных требований в настоящее время ведется работа по разработке проекта Программы повышения экологической эффективности предусмотренного новыми требованиями законодательства. После разработки проект программы будет направлен. Отсутствие проектов санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) для трех производственных площадок предприятия: 1. очистные сооружения канализации» иловые площадки; 2. иловые площадки; 3. площадка для складирования сухого осадка, объясняется изменениями в части установления СЗЗ, произошедшими в последние два года в санитарном законодательстве РФ. В настоящее время установление санитарно-защитных зон для трех производственных площадок предприятия находится на завершающей стадии. Дополнительные данные для окончания работы направлены в адрес исполнителя ДД.ММ.ГГГГ. В целях своевременного согласования программ проведения измерений качества сточных вод приняты меры административного воздействия на должностное лицо, ответственное за выполнение данных работ.

Согласно анализу результатов КХА сточной и природной воды МУП г.Ижевска «Ижводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ, проведенному Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, кратность превышения концентрации загрязняющих веществ на выпуске над утвержденным нормативом допустимого сброса, составила по БПК полн в <данные изъяты> раза, ХПК в <данные изъяты> раза, железу в <данные изъяты> раза, нефтепродуктам в <данные изъяты> раза. Кратность превышения концентрации загрязняющих веществ над утвержденным лимитом сброса составила по: алюминию в <данные изъяты> раза, меди в <данные изъяты> раза, цинку в <данные изъяты> раза. Таким образом, МУП г.Ижевска «Ижводоканал» допускает сброс сточных вод в р. <данные изъяты> с превышением нормативов допустимых сбросов веществ, установленных Приказом Камского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ и лимитов сбросов, утвержденных Разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются протоколами испытаний сточной воды, сбрасываемой МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в р. <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» за ДД.ММ.ГГГГ, кратность превышения концентрации загрязняющих веществ на выпуске над утвержденным нормативом допустимого сброса, составила по БПК полн в <данные изъяты> раза, нефтепродуктам (нефть) в <данные изъяты> раза. Кратность превышения концентрации загрязняющих веществ над утвержденным лимитом сброса составила по: азоту аммонийному в <данные изъяты> раза, аммонию-иону в <данные изъяты> раза, цинку в <данные изъяты> раза.

Данные обстоятельства установлены из содержания иска, объяснений представителей истца и ответчика, показаний свидетеля, объективно подтверждаются материалами дела.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о запрете сброса сточных вод, неочищенных до установленных нормативов подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии со статьями 56 и 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, установленных главой VII данного Закона, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из ст. 23 названного выше Федерального закона следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а в силу п. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 39 указанного Кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Из ст. 35 Водного кодекса РФ следует, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является коммерческой организацией, основными видами деятельности которого являются оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, осуществление деятельности по эксплуатации инженерных систем водоснабжения и водоотведения.

МУП <адрес> «Ижводоканал» на праве хозяйственного ведения эксплуатирует цех очистных сооружений канализации, расположенный в <адрес> тракт , с которого осуществляется сброс сточных вод в водный объект - реку <данные изъяты>. Цех поставлен на государственный учет, ему присвоена 1 категория негативного воздействия на окружающую среду (номер федерального государственного реестра ).

Очистные сооружения канализации предназначены для очистки производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод.

Сброс сточных вод в реку <данные изъяты> через выпуск , имеющий географические координаты места выпуска: <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы, на расстоянии <данные изъяты> км от устья водотока с левого берега в <данные изъяты> осуществляется МУП г. Ижевска «Ижводоканал» на основании Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за , сроком водопользования по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Камского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Разрешением Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (производственная территория Цеха очистных сооружений канализации по адресу: <адрес>, 1) разрешается в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлять сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект. Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку <данные изъяты>, указаны в Приложении к настоящему разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.

Вместе с тем, согласно анализу результатов КХА сточной и природной воды, сбрасываемой МУП г.Ижевска «Ижводоканал» в р. <данные изъяты> за <адрес>, проведенному Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, а также протоколам испытаний сточной воды, сбрасываемой МУП <адрес> «Ижводоканал» в р. <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, установлено превышение над допустимой концентрацией загрязняющих веществ в пределах норматива допустимого сброса, установленного приказом Камского БВУ Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ и лимитов, утвержденных Разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект от ДД.ММ.ГГГГ. Кратность превышения концентрации загрязняющих веществ на выпуске над утвержденным нормативом допустимого сброса, составила по БПК полн в <данные изъяты> раза, ХПК в <данные изъяты> раза, железу в <данные изъяты> раза, нефтепродуктам в <данные изъяты> раза. Кратность превышения концентрации загрязняющих веществ над утвержденным лимитом сброса составила по: алюминию в <данные изъяты> раза, меди в <данные изъяты> раза, цинку в <данные изъяты> раза.

Кроме того, согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» за ДД.ММ.ГГГГ, кратность превышения концентрации загрязняющих веществ на выпуске над утвержденным нормативом допустимого сброса, составила по БПК полн в <данные изъяты> раза, нефтепродуктам (нефть) в <данные изъяты> раза. Кратность превышения концентрации загрязняющих веществ над утвержденным лимитом сброса составила по: азоту аммонийному в <данные изъяты> раза, аммонию-иону в <данные изъяты> раза, цинку в <данные изъяты> раза.

Директору МУП г. Ижевска «Ижводоканал» неоднократно внесены представления с требованием принять меры по сбросу загрязняющих веществ в сточных водах в пределах установленных нормативов, разработке новых нормативов, допустимого сброса в соответствии с фактическими показателями годового объема сбрасываемых сточных вод.

Факт сброса сточных вод в реку <данные изъяты> с содержанием загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы и лимиты, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался, вина ответчика подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде сбросом сточных вод без очистки с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> со стороны ответчика нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Согласно п. 7 ст. 60 Водного кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 41 Водного кодекса РФ водопользование может быть приостановлено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека, причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 постановления Пленума Верховного суда РФ N 21 от 18.10.2012 года «О применении судами законодательства об ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования», если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I - IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Прекращение ответчиком сброса неочищенных сточных вод в водные объекты не противоречит общественным интересам. Напротив, установление этих мер направлено на прекращение негативного воздействия сбрасываемых сточных вод в реку <данные изъяты> и, соответственно, на устранение нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Ситуация, при которой в результате сброса сточных вод ухудшается качество воды в реке <данные изъяты>, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает неблагоприятную среду обитания человека. Данные действия, безусловно, причиняют вред окружающей среде, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, такая деятельность ответчика не может отвечать общественным интересам и подлежит прекращению.

Доводы стороны ответчика, о том, что требования прокурора являются преждевременными, поскольку им ведутся работы по разработке мероприятий по устранению нарушений, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт нарушения подтвержден в судебном заседании, доказательств того, что на дату вынесения решения ответчиком сброс сточных вод не превышает установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» о запрете сброса сточных вод, неочищенных до установленных нормативов подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный прокурором в исковом заявлении срок для устранения нарушения в течение <данные изъяты> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает разумным и достаточным.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины составляет 6 000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу бюджета Муниципального образования «Город Ижевск».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска «Ижводоканал» о запрете сброса сточных вод, неочищенных до установленных нормативов – удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Ижводоканал» в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс загрязняющих веществ в реку <данные изъяты> через выпуск , имеющий географические координаты <данные изъяты> северной широты, <данные изъяты> восточной долготы, на расстоянии <данные изъяты> км от устья водотока с левого берега в <данные изъяты>.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия г. Ижевска «Ижводоканал» в пользу Муниципального образования «Город Ижевск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Устиновский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 14 октября 2020 года.

Судья – К.Ю. Малков