Дело №2-229/2022 (№2-1995/2021)
№ 18RS0009-01-2021-001787-02 (уникальный идентификатор дела)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Бушмакиной О.М.,
при секретаре Метляковой М.И.,
с участием: представителей истца О.Д.М. – ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенности от <дата>,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» - ФИО3, действующего на основании доверенности от <дата>.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.Д.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» о возложении обязанности составить акт о причинении ущерба имуществу (затоплении),
у с т а н о в и л:
О.Д.М. (далее истец) обратился в суд с иском с учетом изменения предмета исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» (далее ответчик, ООО «Дом-Сервис», управляющая компания) о возложении обязанности устранить нарушение права О.Д.М. на составление, подписание и передачу акта о причинении ущерба имуществу (затоплении) по заявке в аварийно-диспетчерскую службу №*** от <дата> путем составления, подписания и передачи акта О.Д.М. в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, взыскании судебных расходов: по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Требования мотивированы тем, что <дата> согласно сведений из ЕГРН за истцом зарегистрировано право собственности на объект недвижимости по адресу: УР, <*****> кадастровый №***, литер А, этаж № подвал вн.№№*** (далее имущество).
<дата> в 10 час. 08 мин. представителем собственника ФИО1 сделана заявка в аварийно-диспетчерскую службу ответчика о составлении акта по заявке №*** о затоплении санузла через трубу холодного водоснабжения в подвальном помещении №*** литер А, этаж – подвал.
Данная заявка принята диспетчером аварийно-диспетчерской службы ответчика ФИО4 и зарегистрирована за №***.
Однако, до настоящего времени в нарушение пункта 152 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», указанный акт по заявке №*** от <дата> ответчиком не составлен.
Вследствие не составления ответчиком акта о затоплении, в котором указывается перечень повреждений имущества, принадлежащего истцу невозможно определение размера материального ущерба и восстановление нарушенного материального права, которые подлежат восстановлению в судебном порядке.
Истец О.Д.М. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, и в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии истца.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и пояснил, что затопление подвального помещения №*** по <*****> произошло <дата> в 09 час. 08 мин. и видео затопления было снято им на телефон. Он позвонил в диспетчерскую службу ответчика, диспетчер ФИО4 приняла звонок, зарегистрировала заявку о затоплении за №*** и заявку №*** о составлении акта о затоплении. Помимо этого им была сделана аудиозапись телефонного разговора с диспетчером. В соответствии с пунктом 152 постановления Правительства РФ акт должен быть составлен не позднее 12 часов, но акт до настоящего времени не составлен, в связи с чем невозможно оценить материальный ущерб.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и пояснил, что до настоящего времени акт о затоплении ответчиком не составлен, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика. Заявка на затопление не обязательно должна быть подана в письменном виде.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что до настоящего времени неизвестно существуют ли между истцом и ответчиком договорные отношения, он такой информацией не располагает. Управляющая компания обязана выполнять требования установленные законом, а обязанность собственника оплачивать расходы и самому нести обязанности. Ему известно, что у представителя истца ФИО1 имеется доверенность от прежнего собственника подвального помещения в <*****> и он полагает, что видеозапись, представленная представителем истца, относится к другому событию, произошедшему в другое время, когда был прежний собственник. По видеозаписи не понятно, где находится помещение, когда имели место события, запечатленные на видеозаписи, только слова представителя истца, находящиеся там люди ему ничего не отвечают, отсутствует факт наличия сотрудников управляющей компании. Помимо заявленных исковых требований истец никаких действий в течение 2 лет после факта затопления не предпринимает, считает, что он делает это сознательно, чтобы не были установлены факт и реальная дата затопления. Сам факт протечки на видеозаписи отсутствует, видна лишь женщина со шваброй. От собственника отсутствует письменное заявление о затоплении и составлении акта о затоплении. ФИО1 является представителем иных лиц по другим делам, постоянно осуществляет звонки в аварийно-диспетчерскую службу от разных доверителей, поэтому наличие звонков в указанное время, не означает, что эта ситуация происходила в эти дни. Он не располагает информацией, работала ли <дата> диспетчер ФИО4. В ООО «Дом-Сервис» журнал аварийных заявок за спорный период отсутствует, жилищное законодательство не предусматривает сроков хранения таких журналов и он предполагает, что указанный журнал уничтожен. Журнал аварийных заявок заводится ежегодно 01 января и ведется до 31 декабря.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации <*****> в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем, и в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что О.Д.М. на основании договора купли-продажи помещения от <дата>№*** является собственником нежилого помещения (подвала) площадью 319,7 кв.м. по адресу: УР, <*****> кадастровый №***, литер А, вн.№№***.
По информации от <дата>, размещенной на портале Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, с <дата> организацию управления и обеспечение технической эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: УР, <*****> осуществляет ООО «Дом-Сервис».
ООО «Дом-Сервис» имеет лицензию №*** от <дата> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491 (далее Правила содержания общего имущества), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 17 раздела 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.
Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством Российской Федерации записи телефонного разговора. Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы.
Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями.
Согласно пункту 17 (2) Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами при регистрации заявки аварийно-диспетчерская служба сообщает собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме, обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.
В соответствии с пунктом 152 Постановления Правительства РФ от <дата>№*** "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
В исковом заявлении истец указывает, что <дата> произошло затопление санузла в подвальном помещении №*** литер А, этаж – подвал, принадлежащего на праве собственности О.Д.М., в связи с чем его представителем ФИО1 по телефону была подана заявка в аварийно-диспетчерскую службу ответчика о составлении акта о затоплении, который до настоящего времени не составлен и не передан истцу.
ФИО1 был уполномочен О.Д.А. на представление его интересов, что следует из доверенности от <дата>, имеющейся в материалах дела.
В подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, истцом суду представлен CD – диск, содержащий 2 аудиозаписи (052710054700, 052710151300) и 2 видеофайла (VID _20200527_101809, VID _20200527_111117).
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи (статья 77 ГПК РФ).
Таким образом, аудиозаписи и видеозаписи отнесены ГПК РФ к самостоятельным средствам доказывания, в связи с чем истец, в обоснование того, что он <дата> обращался в аварийно-диспетчерскую службу с заявками о затоплении и составлении акта о затоплении, вправе ссылаться на видеозапись затопления и аудиозапись разговора с диспетчером.
Представитель истца ФИО1 суду пояснил, что запись разговоров с диспетчером ООО «Дом-Сервис» и видеофиксация затопления в подвальном помещении по <*****> осуществлялась им лично на свой телефон <дата>.
Так, аудиозапись 052710054700 воспроизводит телефонный разговор, из которого следует, что ФИО1 разговаривает диспетчером ООО «Дом-Сервис», сообщает ей о затоплении подвального помещения, помещения санузла и просит принять заявку на аварийное отключение, сообщает ей номер своего телефона <***>. Диспетчер сообщает свою фамилию – ФИО4 и номер заявки 2298.
Согласно аудиозаписи 052710151300 ФИО1 снова в этот же день общается с диспетчером ООО «Дом-сервис» просит принять отдельную заявку на составление акта о затоплении после аварийного отключения подвального помещения, литер А, санузла. Заявку принимает диспетчер ФИО4, сообщает, что номер заявки 2299.
На видеозаписи VID _20200527_111117 видно помещение, в котором ходят люди, на вопросы ФИО1 не отвечают и покидают помещение. Уборщица убирает на полу в помещении воду. ФИО1 сообщает, что видеозапись осуществляется <дата> по адресу: <*****>. Видеофайл VID _20200527 также содержит изображение помещения и телефонный разговор между ФИО1 и диспетчером ООО «Дом-Сервис» аналогичный, содержащемуся на аудиозаписи 052710151300.
Кроме того, согласно информации, размещенной на портале Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также на официальном сайте ответчика в сети Интернет www.domservice18.ru телефон диспетчера аварийной службы ООО «Дом-Сервис» +<***>.
Из распечатки по оказанным услугам связи по номеру телефона <***>, принадлежащему представителю истца ФИО1, за период с <дата> по <дата> следует, что <дата> в 9:10:43 с номера телефона <***> был осуществлен звонок на номер телефона + <***> продолжительностью 3:09.
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3). Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Суд принимает в качестве допустимых доказательств, представленные стороной истца аудиозаписи и видеофайлы, поскольку записи телефонных разговоров и видеофиксация были произведены ФИО1, участвовавшем в телефонных разговорах с диспетчером ответчика, и касаются обстоятельств, связанных с обстоятельствами, имеющими отношение к настоящему спору.
Утверждения представителя ответчика о том, что представленные записи телефонных разговоров и видеофайлы относятся к иным событиям и видеосъемка производилась в ином помещении, голословны, какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. Доказательств монтажа, иного воздействия либо постановочного характера аудиозаписей и снятых видео, ответчиком не представлено.
Состав технической документации, в том числе документации длительного хранения, и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведены в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. №170 (далее Правила от 27.09.2003 №170).
Пунктом 1.5.3. Правил от 27.09.2003 г. №170 определено, что в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции;
Вопреки позиции представителя ответчика, что сроки хранения журнала заявок не определены, пункт 511 приказа Росархива от 20.12.2019 г. №236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» предусматривает, что документы (заявки, заказы, графики отгрузки, диспетчерские журналы, записи поручений, сведения) о поставке материалов (сырья), оборудования и другой продукции, должны храниться до истечения 3-летнего срока хранения.
Стороне ответчика было предложено представить суду журнал заявок диспетчерской службы, которые должны были находиться в распоряжении ответчика до 2023 г. Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, такой журнал не сохранился. Подобное поведение нельзя признать добросовестным с учетом цели создания управляющей организации, ее уставных задач.
К представленному стороной ответчика табелю учета рабочего времени за отчетный период с <дата> по <дата>, в котором указано, что у диспетчера Г.С.В.<дата> был выходной, суд относится критически в отсутствие иных доказательств, подтверждающих отсутствие заявок истца <дата>.
Довод представителя ответчика о том, что истец не обращался с письменным заявлением о составлении акта, судом отклоняется, поскольку пункт 152 Правил возлагает на исполнителя обязанность составить акт о затоплении в течение 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, при этом не требуется подача именно письменного заявления потребителя о получении акта.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2, 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Довод представителя ответчика о том, что истцом не представлен договор с ответчиком на управление и обеспечение технической эксплуатации общего имущества, а также документы, подтверждающие оплату ответчику, полученных истцом жилищно-коммунальных услуг несостоятелен, поскольку отсутствие между сторонами письменного договора не означает отсутствие правоотношений по оказанию возмездных услуг, поскольку ООО «Дом-Сервис» осуществляет свою деятельность в качестве обслуживающей многоквартирный <*****> организации, а истец, являясь собственником нежилого помещения, пользовался и продолжает пользоваться жилищно-коммунальными услугами в силу расположения его нежилого помещения в обслуживаемом ответчиком доме.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение данных требований закона ответчиком не представлено относимых, допустимых, достоверных, достаточных и бесспорных доказательств надлежащего исполнения, предусмотренной законом обязанности по составлению акта о затоплении либо отсутствия самого события в результате которого возникла указанная обязанность, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
К судебным расходам статья 88 ГПК РФ относит государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела, к которым, в свою очередь, согласно статье 94 ГПК РФ относятся: другие признанные судом необходимыми расходами.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., что подтверждается чеком по операции ПАО Сбербанк от 24.05.2021 г.
Исковые требования удовлетворены судом в полном объеме, поэтому возмещению подлежат расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Представителем истца ФИО1 было заявлено ходатайство о наложении на ответчика штрафа, предусмотренного статьей 105 ГПК РФ за не предоставление суду документов по судебным запросам.
Порядок и основания наложения судебных штрафов предусмотрены статьей 105 ГПК РФ.
Судопроизводство по гражданским делам, в соответствии с частью 1 статьи 12 ГПК РФ, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно части 3 статьи 57 ГПК РФ должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса.
На основании указанных норм права, действия ответчика по не предоставлению документов по запросу суда в рамках гражданского дела не могут быть признаны незаконными согласно положениям главы 25 ГПК РФ, при этом обстоятельства непредставления данной информации также не могут быть признаны нарушающими права и законные интересы истца, так как в соответствии с частью 2 статьи 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, ходатайство представителя истца ФИО1 о наложении на ООО «Дом-Сервис» штрафа, предусмотренного статьей 105 ГПК РФ, удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск О.Д.М. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» о возложении обязанности составить акт о причинении ущерба имуществу (затоплении), удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» составить акт о причинении ущерба имуществу (затоплении) – санузла в подвальном помещении №***, литер А, этаж: подвал по адресу: <*****> согласно заявки №*** от <дата> в аварийно-диспетчерскую службу общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» и передать акт О.Д.М. в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» в пользу О.Д.М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.М. Бушмакина
Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2022 года.