ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 180009-01-2023-001015-22 от 24.07.2023 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2 –1449/2023

№ 18RS0009-01-2023-001015-22 (уникальный идентификатор дела)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года г. Воткинск

Воткинский районный суд УР в составе судьи Бушмакиной О.М.,

при секретаре Орловой М.И.,

с участием представителя истца – старшего помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Удмуртской Республики ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Нечкинский» о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать птицезащитными устройствами отпайку ВЛ-6кВ на опоре №19 к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская», расположенную по <*****>,

у с т а н о в и л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Нечкинский» о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать птицезащитными устройствами отпайку ВЛ-6кВ на опоре №*** к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская», расположенную по <*****>.

Требования мотивированы следующим. Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Нечкинский» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский», Учреждение) установлены нарушения законодательства об охране объектов животного мира при эксплуатации линии электропередач (далее – ЛЭП).

Установлено, что Учреждение эксплуатирует ЛЭП: отпайку ВЛ-6кВ на опоре №19 к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская», расположенную по <*****>.

По требованию абзаца 1 статьи 28 Федерального закона от 24.04.1995 г. №52 – ФЗ «О животном мире» юридические лица обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при эксплуатации линий связи и электропередачи.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. №997 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее – Требования).

В соответствии с пунктами 2, 4, 34 Требований линии электропередачи (мощностью от 6 кВ и выше), опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам. Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств неизолированных металлических конструкций.

Настоящие требования обязательны для всех юридических лиц независимо от их организационно – правовой формы.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что эксплуатируемая Учреждением линия электропередач не оборудована птицезащитным устройством, ее мощность составляет 6 кВ, провода не имеют изоляции, опоры выполнены из железобетона.

Таким образом, в нарушение требований статьи 28 Федерального закона от 24.04.1995 г. №52 – ФЗ «О животном мире», пунктов 2, 4, 34 Требований обществом не принимаются меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира, чем создается реальная угроза птицам, обитающим в границах Заказника (мигрирующих через его границы).

По выявленным нарушениям закона природоохранной прокуратурой руководителю Учреждения 27.03.2023 г. вносилось представление об устранении нарушений закона №Прдр – 20940035-12-23, однако, нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании доводы и требования, изложенные в иске, поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени документы, подтверждающие устранение нарушений, которые явились поводом для подачи искового заявления, ответчиком не представлены.

Представитель ответчика ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о чем в деле имеется почтовое уведомление, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального законодательства (далее ГПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав пояснения представителя истца, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 ГК РФ).

Согласно Федеральному закону от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» (далее Федеральный закон от 24.04.1995 г. №52-ФЗ) животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ под животным миром понимается совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Из абзаца 1 статьи 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ следует, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 997 утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» (далее – Требования) согласно которым общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой III Федерального закона «О животном мире».

Главой VII названного постановления предусмотрены требования при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.

Так, при проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор, а также при столкновении с проводами во время пролета (пункт 33 Требований).

В соответствии с пунктом 34 Требований линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами (далее ПЗУ), в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам.

Указанные ПЗУ представляют собой полимерные кожухи-футляры, монтируемые на оголенном проводе в месте его крепления к изолятору, что полностью исключает вызываемое птицами короткое замыкание на ЛЭП. ПЗУ являются универсальными в своем классе устройством, позволяющим использовать его для всего спектра штыревых изоляторов, применяемых на воздушных линиях 6-10 кВ.

Судом установлено, что национальный парк "Нечкинский" создан на основании принятого постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 г. №1323 «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России».

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 27.06.2017 г. №322 утверждено Положение о национальном парке "Нечкинский" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения национальный парк, общей площадью 20753 гектаров, расположен на территории Воткинского, Завьяловского и Сарапульского муниципальных районов Удмуртской Республики.

Согласно пункта 14 Положения на территории национального парка хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №997.

Из материалов дела следует и то, что ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» эксплуатирует ЛЭП: отпайку ВЛ-6кВ на опоре №19 к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская», расположенную по <*****>.

Данные обстоятельства подтверждаются ответом Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.07.2023 г. на запрос Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между АО «Коммунальные Системы – Прикамье» и ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» от 28.01.2013 г. № 851.

В ходе проведенной Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором проверки установлено и то, что эксплуатируема Учреждением линия электропередач, не оборудована птицезащитным устройством, ее мощность составляет 6 кВ.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Заявленные прокурором требования направлены на устранение допущенных ответчиком нарушений в целях предупреждения гибели объектов животного мира, и в данном случае не требуют доказательств, подтверждающих факт гибели птиц и причинение ответчиком ущерба природной среде.

Таким образом, применение ЛЭП без изолирующих ПЗУ приводит к гибели и снижению численности птиц, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, что нарушает интересы Российской Федерации, поскольку в соответствие со статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (часть 2 статьи 34 Федерального закона).

Статьей 42 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право обеспечивается мерами по сохранению ее объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде, в данном случае животному миру.

Оценивая предоставленные сторонами доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчик в соответствии со статьей 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих доводы искового заявления прокурора, свидетельствующих об исполнении ответчиком обязанности по соблюдению требований законодательства по охране животного мира, а также о том, что конструкция спорной отпайки ВЛ-6кВ на опоре №19 к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская» ответчика является безопасной для жизни объектов животного мира, не предоставил, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

По правилам части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым определить срок исполнения решения в заявленный прокурором срок - в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который с учетом объема выполняемых мероприятий является разумным и достаточным.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поскольку иск, заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 ГПК РФ, с ответчика ФГБУ «Национальный парк «Нечкинский» в доход бюджета муниципального образования «город Воткинск» подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец, как физическое лицо, в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Нечкинский» о возложении обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать птицезащитными устройствами отпайку ВЛ-6кВ на опоре №19 к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская», расположенную по <*****>, удовлетворить.

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Нечкинский» (ИНН №*** ОГРН №***) в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать птицезащитными устройствами отпайку ВЛ-6кВ на опоре №19 к КТП-национального парка «Нечкинский» (1х50кВА) «Потребителя» от ВЛ-6кВ «Сетевой организации», фидер № 19, ПС «Волковская», расположенную по <*****>.

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Нечкинский» (ИНН 1804006685 ОГРН 1021801066594) в доход бюджета муниципального образования «город Воткинск» государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения в окончательно форме, путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В указанный срок на решение прокурором может быть принесено апелляционное представление.

Судья О.М. Бушмакина

Мотивированное решение суда изготовлено 31 июля 2023 года.