Дело № 12-14/2020
УИД №18RS0021-01-2020-000028-68
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга 03 марта 2020 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Шуравин А.А.,
при секретаре Бажиной Е.В.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, главного бухгалтера СПК-колхоз «Заря» ФИО1,
старшего помощника Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики Тукаевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера СПК-колхоз «Заря» ФИО1, привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
28 августа 2019 года постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н.В.№*** главный бухгалтер СПК-колхоз «Заря» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп..
ФИО1 с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и освободить его от административного наказания в виду его малозначительности; если суд посчитает, что доказательств малозначительности не предоставлено либо их недостаточно, то просит наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение, согласно ст.4.1.1 и ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, или установить его в размере менее минимального размера, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ.
Жалоба мотивирована тем, что наказание назначено заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области излишне строгое. ФИО1 считает, что им были приняты все меры, направленные на выполнение обязательств по организации ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Так, контракты были исполнены колхозом «Заря» своевременно, претензий по ним не имеется.
Организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии производится в соответствии с принятой учетной политикой, с 11 июня 2018 года учетная политика приказом председателя правления была дополнена разделом 7 «Раздельный учет для целей гособоронзаказа», который регламентирует ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках исполнения государственного оборонного заказа. ФИО1 были внесены соответствующие настройки в учетную программу.
Колхоз «Заря» является производителем сельскохозяйственной продукции и учет затрат на производство свежих овощей ведется на счета 20 «Основное производство». На момент заключения указанных контрактов в рамках исполнения государственного оборонного заказа овощи уже были выращены и собраны, затраты на производство овощей, кроме распределяемых в конце года, сформированы. Разделение затрат на производство овощей задним числом (с начала года) не предоставлялось возможным, так как такое исправление привело бы к искажению бухгалтерской отчетности, количество и ассортимент поставляемых овощей колхозу стали известны только после заключению контрактов. Реализация овощей, учет расчетов с заказчиками, учет финансовых результатов ФИО1 были осуществлены раздельно в разрезе каждого государственного контракта, согласно введенного в действие в действии с 20 сентября 2018 года раздела учетной политики.
ФИО1 считает, что им были предприняты все меры, направленные на выполнение обязательств по организации ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Также считает, что имеются обстоятельства смягчающие административную ответственность, которые позволяют применить ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение:
- нарушение совершено впервые и не умышленно;
- вину в совершении правонарушения признает и раскаивается;
- СПК «Заря» является субъектом среднего предпринимательства;
- выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей вреде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации и безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба. Совершенное правонарушение дополнительного расходования бюджетных средств не повлекло, существенные права общества и государства не нарушены.
Учитывая тот факт, что совершение ФИО1 деяние не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений, применение в данном случае меры административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины.
Считает, что с учетом характера совершенного правонарушения, тяжести наступивших последствий, отсутствия существенного вреда, причиненного охраняемым общественным правоотношениям, допущенное им правонарушение можно расценивать как малозначительное. Взыскиваемый штраф несоразмерен совершенному нарушению.
В судебном заседании ФИО1 доводы, указанные в жалобе, поддержал и попросил постановление отменить.
Старший помощник Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики Тукаева С.Н. пояснила, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, данное правонарушение не может быть признано малозначительным, просит постановление оставить без изменения, жалобу, - без удовлетворения.
Заслушав лицо, привлекаемое к административно ответственности, прокурора, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 ст. 15.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Событие правонарушения, согласно постановлению от 28 августа 2019 года, заключается в том, что на момент проведения Можгинской межрайонной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа 12 июля 2019 года должностное лицо – главный бухгалтер СПК-колхоз «Заря» ФИО1 раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному контракту, в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», не осуществлял.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту – Федеральный закон №275-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.
Государственный оборонный заказ –это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (п.1 ст.3 указанного Федерального закона).
В соответствии с п.п.1,10,11,12,14,15 ч.1 ст.8 Федерального закона №275-ФЗ головной исполнитель, помимо иных обязанностей:
- определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам),
- обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений,
- принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа,
- обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта,
- обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом,
- обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта.
В силу п. 18 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №47(далее по тексту – Правила), организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее - организация), осуществляют учет производственных и коммерческихзатрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (п.5).
Согласно п.1 Правил заполнения отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №47, отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (далее соответственно - отчет, контракт, организация) составляется по каждому контракту. Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономической субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Приказом Минфина России от 06 октября 2008 года №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»), предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в ходе проведенной в Можгинским межрайонным прокурором проверки исполнения СПК-колхоз «Заря» законодательства о государственном оборонном заказе, установлено, что 28 сентября 2018 года между СПК-колхоз «Заря» и <***> УФСИН России по УР в рамках исполнения выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт №***, предметом которого является поставка морковки и капусты на общую сумму 92 000 руб. 00 коп. Также, 04 октября между СПК-колхоз «Заря» и <***> УФСИН России по УР в рамках исполнения выполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт №***, предметом которого является поставка капусты на общую сумму 170 000 руб. 00 коп.
В ходе проверки установлено, что СПК-колхоз «Заря», являясь в соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона №275-ФЗ, головным исполнителем, осуществляющим поставки продукции по государственному оборонному заказу, не исполняет требования законодательства о ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении указанных контрактов, чем нарушает п.18 ч.1 ст.8 Федерального закона №275-ФЗ.
ФИО1 принят в СПК-колхоз «Заря» главным бухгалтером (приказ №*** от 18 сентября 2017 года), на которого согласно приказу председателя правления кооператива №*** от 30 декабря 2017 года и в соответствии с должностной инструкцией главного бухгалтера СПК-колхоз «Заря» возложена ответственность осуществления принятой учетной и налоговой политики, ведения бухгалтерского учета и контроля за движением имущества и выполнением обязательств в организации.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом и обладая организационно-распорядительными функциями, не обеспечил надлежащее ведение учета результатов финансово-хозяйственной деятельности кооператива по государственным оборонным заказам.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- материалами проверки Можгинской межрайонной прокуратурой: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 июля 2019 года; копией государственного контракта №*** от 28 сентября 2018 года; копией государственного контракта №*** от 04 октября 2018 года; копиями товарных накладных; копией письма УФК по УР об открытии СПК-колхоз «Заря» лицевых счетов; копиями выписок из лицевого счета для учета операции; копиями оборотно-сальдовых ведомостей; копиями ответов <***> УФСИН России по УР и <***> УФСИН России по УР, копией объяснения ФИО1; копией ответа СПК-колхоз «Заря» от 19 марта 2019 года о том, что основная часть затрата на выращивание закладывается в период весенних-полевых работ; копией приказа №*** от 30 декабря 2017 года об утверждении учетной и налоговой политики для целей бухгалтерского учета на 2018 год с Положением по учетной и налоговой политике СПК колхоз-«Заря» на 2018 год; копией приказа №*** от 11 сентября 2018 года о дополнении Положения разделом №*** «Раздельный счет для целей гособоронзаказа»; копией Устава СПК- колхоз «Заря»; копией должностной инструкции главного бухгалтера СПК- колхоз «Заря»; копией приказа о принятии ФИО1 в СПК- колхоз «Заря» на должность главного бухгалтера; копией справки по результатам проверки СПК колхоз «Заря» от 12 июля 2019 года;
- постановлением по делу об административном правонарушении №*** от 28 августа 2019 года; представлением по делу об административном правонарушении №*** об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 августа 2019 года; определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении №*** от 06 августа 2019 года; определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №*** от 24 июля 2019 года.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдать требование законодательства в сфере государственного оборонного заказа, ФИО1 не предоставлено. Факт несения СПК-колхоз «Заря» затрат на закупку товара до начала исполнения контрактов не освобождает ФИО1 от ведения раздельного учета затрат в рамках исполнения заказа. Положение по учетной и налоговой политике СПК-колхоз «Заря» на 2018 год, утвержденное приказом председателя 30 декабря 2017 года, дополнено разделом 7, регламентирующем ведение раздельного учета для целей государственного оборонного заказа, 11 сентября 2018 года, тогда как контракты заключены 28 сентября 2018 года и 04 октября 2018 года, что свидетельствует о ненадлежащей, несвоевременной организации учетной и налоговой политики на предприятии.
Таким образом, ФИО1 не принял все зависящие от него меры по исполнению установленных законом требований, не организовал надлежащий контроль за исполнением обязательств по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих наличие в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств не имеется, в связи с чем, применить положение ст.2.9 КоАП РФ не представляется возможным, в том числе по причине того, что объектом посягательства в данном случае выступают общественные отношения в сфере государственного оборонного заказа, непосредственно связанные с обороной страны и безопасностью государства.
Доводы жалобы о несоответствии наказания тяжести правонарушения и степени вины, а также о возможности снижения назначенного административного наказания в виде штрафа в 20 000 рублей, не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона №275-ФЗ государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства, что само по себе влечет невозможность замены в данном случае административного наказания в виде штраф на предупреждение по правилам ст.4.1.1 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст.15.37 КоАП РФ предусматривает наказание в для должностных лиц в виде штрафа от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, наказание ФИО1 назначено как должностному лицу, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи - 20 000 рублей.
При таких обстоятельствах, не усматривается оснований для снижения размера назначенного наказания в виде штрафа, либо его замене предупреждением.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в бездействии главного бухгалтера СПК-колхоз «Заря» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, являются верными и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Административное наказание назначено ФИО1 с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2-4.3 КоАП РФ, и характера совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.Н.В.№***, в отношении главного бухгалтера СПК колхоз «Заря» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения. Жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Шуравин А.А.