ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1802/18 от 15.10.2018 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.

Дело № 1802/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2018 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.,

при секретаре Минаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации ЗАТО г.Североморск о признании незаконным постановления, признании права состоять на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации ЗАТО г.Североморск о признании права состоять на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты.

В обоснование иска, а также в судебном заседании указала, что постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 04.05.2018 № 718 ее супруг ФИО1., состоящий на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск с 2005 года, снят с учета в связи со смертью. Полагала, что данное постановление незаконно, поскольку она является вдовой ФИО1., т.е. членом его семьи, совместно с ним проживала и находилась на его иждивении, что установлено вступившими в законную силу судебными актами.

В соответствии с п. 2.3 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в случае смерти (гибели) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, за членами его семьи сохраняется его очередность при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 2.1 настоящей статьи. Вдова (вдовец) указанного гражданина сохраняет право состоять на данном учете до повторного вступления в брак. Истец соответствует данным требованиями.

Когда ФИО1. был жив и состоял в очереди на переселение, то доводил до представителей органов местного самоуправления информацию, что состоит в барке с ФИО2

Доводы ответчика, о том, что ФИО1. при жизни состоял в очереди один (без состава семьи), свидетельствуют лишь о том, что материалы личного дела находящиеся в администрации города представлены не в полном объеме и не содержат сведений о членах семьи. Вопрос о членах семьи очередника должен был решаться в рамках проверки учетного дела.

ФИО1 встал на учет на переселение из ЗАТО в составе семьи 1 человек, поскольку истец до 2007 года являлась гражданкой Украины и не могла быть включена в состав семьи супруга. За 13 лет, в течение которых он состоял на учете, ФИО1. не обращался по поводу включения ФИО2 в состав его семьи. В октябре 2017 года ФИО1. в администрации ЗАТО г.Североморск пояснили, что истец, как супруга, будет включена в состав его семьи при выделении жилищного сертификата.

После смерти супруга ФИО2 также приходила в администрацию ЗАТО г. Североморск со свидетельством о смерти и справкой Формы 9, так как они с мужем были зарегистрированы по разным адресам, однако администрацией ей было разъяснено, что права состоять на учете она не имеет.

На основании изложенного, просила иск удовлетворить, признать за вдовой ФИО1 ФИО2 право состоять на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск.

ФИО2 и ее представитель ФИО3 в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в исковом заявлении, просили удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Указал, что в соответствии со ст. 7 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании» после смерти члена семьи состоявшего на учете, к членам семьи умершего переходит его очередь по наследству. Данный пункт указывает на членов семьи, которые состояли на учете совместно с умершим в составе его семьи. Полагал, что материалами дела не подтверждено, что супруги проживали совместно по одному адресу, т.к. были зарегистрированы по разным адресам. Кроме того, ФИО1. никогда не обращался с заявлением об изменении состава семьи. Таким образом, сам ФИО1. изъявил желание встать на учет единолично, что является его волеизъявлением. В этой связи п. 2.3. ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» не может быть применен.

Кроме того, ФИО2 не была включена в число членов семьи ФИО1. для переселения из ЗАТО, поскольку в соответствии с требованиями Закона «О закрытом административно-территориальном образовании», постановления Правительства РФ № 23, постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 22.06.2001 № 293, регулировавшего порядок переселения из ЗАТО до конца июля 2008 года, и постановления главы ЗАТО г. Североморск от 28.07.2008 № 6, регулировавшего такой порядок до 2015 года, заявление на переселение должно было быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи гражданина, изъявившими желание выехать за пределы ЗАТО. Принимая во внимание, что не все члены семей граждан, подававших заявление на переселение, желали выезжать за пределы ЗАТО, необходимо было учитывать их желание. ФИО1. с заявлением обратился в 2005 году, его супруга, являвшаяся на тот момент гражданской Украины, в заявлении указана не была, а впоследствии он с заявлением о включении ее в число членов своей семьи для переселения из ЗАТО не обращался.

На основании изложенного, просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы личного дела военнослужащего ФИО1., материалы учетного дела ФИО1., материалы гражданского дела № 2-1252/2018, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

Судом установлено, что истец ФИО2 и ФИО1 состояли в зарегистрированном браке с 04.08.2004.

После увольнения с военной службы 29.11.2005 года ФИО1. обратился с заявлением в администрацию ЗАТО г. Североморск о включении его в составе семьи 1 человек в списки граждан на получение жилого помещения за пределами закрытого административно-территориального образования Североморск и был поставлен на учет с даты подачи заявления.

Право ФИО1. состоять на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск, сторонами по делу не оспаривается.

***ФИО1. умер.

По решению комиссии по организации работы по оформлению и предоставлению социальных выплат гражданам, подлежащим переселению из ЗАТО г. Североморск, от 19.04.2018 (протокол № 5) постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 04.05.2018 № 718 ФИО1. снят с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск, в связи со смертью.

После смерти ФИО1. его вдова ФИО2 в устном порядке обратилась в администрацию ЗАТО г. Североморск по вопросу реализации своего права состоять на учете граждан с целью переселения из ЗАТО г. Североморск с даты постановки на учет ее покойного супруга, поскольку она являлась членом его семьи, совместно с ним проживала и находилась на его иждивении. Однако, администрацией ЗАТО г. Североморск заявителю было разъяснено, что права состоять на таком учете она не имеет, что и послужило основанием для обращения в суд.

Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в нем, особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определены Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), действовавшей на день включения ФИО1 в списки граждан для переселения из ЗАТО, было установлено, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организациями и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Переселение граждан из ЗАТО, как одна из мер социальной защиты, было регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (утратило силу с 09 октября 2015 года).

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно - территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно - территориального образования (далее именуются - граждане), принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Согласно пункту 2 Постановления переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Пунктом 5 названного Постановления было установлено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно - территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно - территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно - территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно - территориальное образование.

Из анализа приведенных нормативных положений следует, что Правительством РФ обязанности по непосредственному обеспечению жильем выезжающих из ЗАТО граждан были возложены на орган местного самоуправления ЗАТО, что не находится в противоречии со статьей 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». При этом органу местному самоуправления, бюджет которого также являлся источником финансирования указанных мероприятий, прямо было предписано о необходимости принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию указанного Постановления.

Во исполнение постановления Правительства РФ администрацией ЗАТО г. Североморск принято постановление от 22.06.2001 № 293, которым утверждено Положение «О порядке переселения из закрытого административно-территориального образования Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО».

Пунктом 3.3 указанного Положения было предусмотрено, что для принятия на учет граждане подают заявление, подписанное всеми изъявившими желание выехать совершеннолетними членами семьи, с просьбой о предоставлении им жилья за пределами ЗАТО с указанием избранного для проживания места и обязательством о безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения на территории ЗАТО в муниципальную собственность.

Аналогичные требования содержало и Положение «О порядке переселения из закрытого административно-территориального образования г. Североморск граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО», утвержденное постановлением Главы МО ЗАТО город Североморск от 28.07.2008 № 6, и регулировавшего такой порядок до 2015 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, о том, постановка граждан и членов их семей на учет для предоставления им жилья за пределами ЗАТО, осуществлялась в заявительном порядке, с согласия совершеннолетних членов семьи, в том числе на передачу занимаемого жилого помещения на территории ЗАТО в муниципальную собственность.

Из представленных суду копий материалов учетного дела ФИО1 усматривается, что поданное в администрацию ЗАТО г. Североморск заявление о включении в списки граждан на получение жилого помещения за пределами ЗАТО не содержало сведений о членах его семьи, в том числе о супруге ФИО2 Напротив, ФИО1 просил принять его на учет в составе семьи 1 человек.

Заявление о включении в состав его семьи супруги не поступало от ФИО1. до его смерти.

01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан», пунктом 1 статьи 3 которого установлено, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты.

В силу пункта 2 статьи 3 Федеральный закон от 29.12.2014 № 454-ФЗ вопрос о предоставлении социальной выплаты гражданам, поставленным на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, решается в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 454-ФЗ в порядке, предусмотренном правительством Российской Федерации, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты в очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет.

Как следует из положений п. 2.1 ст. 7 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг (супруга), дети, родители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство.

Пунктом 2.3 ст. 7 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992 установлено, что в случае смерти (гибели) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, за членами его семьи сохраняется его очередность при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 2.1 настоящей статьи. Вдова (вдовец) указанного гражданина сохраняет право состоять на данном учете до повторного вступления в брак.

Между тем, суд полагает, что исковые требования ФИО2 основаны не неверном толковании норм материального права, поскольку права членов семьи, предусмотренные п. 2.3 ст. 7 указанного выше Закона, распространяются лишь на граждан, включенных в состав семьи для переселения до смерти лица, состоявшего на учете.

Как установлено судом при жизни ФИО1., состоя на учете граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, не обращался с заявлением о включении в состав его семьи супруги ФИО2 Не обращалась и сама истец в уполномоченный орган по данному вопросу.

Доказательств обратного истец суду не представила.

Из совокупности приведенных выше норм права и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что права ФИО2 как вдовы ФИО1. производны от прав покойного супруга, при наличии законных оснований для постановки ее на учет в составе семьи ФИО1. при его жизни, могла быть включена в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты, согласно дате постановки на первоначальный учет супруга, т.е. с 29 ноября 2005 года.

Однако ФИО2 на таком учете не состояла.

Статьей 17 Гражданского кодекса РФ установлено, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя.

Таким образом, у наследников гражданина имеющего право на получение социальных льгот применительно к Закону РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» отсутствует право состоять на учете без волеизъявления на то при жизни наследодателя.

Названные права могут принадлежать только самому наследодателю в силу обладания им особым правовым статусом, и в порядке наследования они не переходят, даже несмотря на то, что некоторые права носят имущественный характер.

В силу вышеуказанного, суд приходит к выводу, что ФИО5 права состоять на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты по основаниям указанным в иске не имеет, и в отсутствие личного волеизъявления покойного, такое право не может быть передано по наследству, так как неразрывно связано с личностью наследодателя, с его личным субъективным правом.

Иные доводы истца для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к администрации ЗАТО г.Североморск о признании незаконным постановления, признании права состоять на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Курчак