ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 188 от 16.09.2014 Саратовского гарнизонного военного суда (Саратовская область)

КопияРЕШЕНИЕ № 188    Именем Российской Федерации

 16 сентября 2014 года                                                            город Саратов

 Саратовский гарнизонный военный суд в составе:

 председательствующего - Суровцева И.И.,

 при секретаре судебного заседания Коноваловой А.Е.,

 с участием:

 представителя истца - Бискулова М.А.,

 ответчика - Одинцова М.А.

 в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрев гражданское дело по иску военного комиссариата <адрес> к бывшему военнослужащему <данные изъяты> Одинцову ФИО7 о привлечении к материальной ответственности,

 УСТАНОВИЛ:

 Одинцов М.А. проходил военную службу по контракту в распоряжении Командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при военном комиссариате <адрес> и в связи с необеспеченностью жильем проживал на условиях найма жилого помещения, ожидая распределения жилого помещения, и получал денежную компенсацию в названном военном комиссариате. ДД.ММ.ГГГГ Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» заключен договор социального найма, согласно которому Одинцову М.А. предоставлено для постоянного проживания двухкомнатная квартира по адресу: г. <адрес> им. Блинова Ф.А., <адрес>, однако денежная компенсация за наем жилья ему выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ.

 Полагая, что названная денежная компенсация выплачена Одинцову М.А. незаконно, а <данные изъяты> <адрес> причинен реальный ущерб, военный комиссар <адрес> обратился в военный суд с иском, в котором просил привлечь его к материальной ответственности и взыскать 7316 руб. 05 коп., составляющие неправомерно выплаченную Одинцову М.А. денежную компенсацию за наем жилья в период с 16 августа по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

 В обоснование заявленных требований представитель истца Бискулов М.А. в судебном заседании указал, что согласно Одинцов М.А. не имел права на получение денежной компенсации за наем жилья после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку считался обеспеченным жилым помещением.

 Ответчик Одинцов М.А. в судебном заседании предъявленные требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, поскольку о предоставлении жилья и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, он узнал ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не имел возможности воспользоваться предоставленным ДД.ММ.ГГГГ жильем, а продолжал проживать на условиях найма жилого помещения.

 Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

 Как установлено в судебном заседании Одинцов М.А. проходил военную службу по контракту в военном комиссариате <адрес>, состоял на учете нуждающихся в получении жилья, и приказом Командующего войсками Центрального военного округа № по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы.

 Как следует из рапорта Одинцова М.А. от ДД.ММ.ГГГГ он просил выплатить денежную компенсацию за наем жилья, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. На данном рапорте имеется резолюция о его реализации путем издания соответствующего приказа.

 Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Федеральным государственным казенным учреждением «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» и Одинцовым М.А., последнему для постоянного проживания на состав семьи из 3 человек предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г. <адрес> им. Блинова Ф.А., <адрес>, общей площадью 59,8 кв.м. при этом указанный договор подписан Одинцовым М.А. ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с решением Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ Одинцов М.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением жилья.

 Из выписок из приказов военного комиссара <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и справки финансово-экономического отделения военного комиссариата <адрес> усматривается, что Одинцову М.А. была выплачена денежная компенсация за поднаем жилого помещения за август, сентябрь 2011 года в размере по 3600 руб. в месяц, и за октябрь 2011 года - в размере 1858 руб. (по ДД.ММ.ГГГГ).

 В силу положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

 Согласно пунктам 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

 Пунктом 14 Инструкция о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 909, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 235, установлено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

 Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов:

 копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме) справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;

 выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);

 копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.

 Согласно п. 17 упомянутой Инструкции выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи или членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего жилого помещения по договору социального найма или в собственность, служебного жилого помещения, служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения в общежитии или фактического предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе по государственным жилищным сертификатам, либо по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, получивших жилые помещения в собственность не по месту прохождения военной службы).

 В соответствии с пунктами 1, 3 Федерального закона «О материальной ответственности» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб; не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

 Анализируя приведенные положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводам, что обеспечение денежной компенсацией за наем жилых помещений не является безусловной социальной гарантией, положенной военнослужащему после подачи им рапорта с приложениями, а окончательное решение о ее выплате принимается должностными лицами после проверки представленных документов; материальная ответственность военнослужащих как один из видов деликтной ответственности, в отличие от института последствий неосновательного обогащения в гражданском праве, наступает лишь при наличии вины, под которой понимается психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию), его последствиям и означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вытекающих из этого поведения результатов.

 С учетом возложенной на военнослужащего, получающего денежную компенсацию за наем жилых помещений, обязанности по сообщению в компетентные органы всех обстоятельств, влияющих на обеспечение названной компенсацией, привлечение такого военнослужащего к материальной ответсвенности возможно при его виновных действиях, связанных с утаиванием сведений о предоставлении ему жилого помещения или ином злоупотреблении правом.

 По настоящему делу установлено, что получение ФИО1 денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 16 августа по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7316 руб. имело место при отсутствии вины ответчика и явилось следствием бездействий должностных лиц Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ», которые в нарушение абз. 4 п. 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, не направили ответчику выписку из решения о предоставлении жилых помещений по рекомендуемому образцу не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия, либо иным образом уведомили о распределении жилья.

 Кроме того, согласно сообщениям 1 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» жилое помещение по адресу: г. <адрес> им. Блинова Ф.А., <адрес> распределено ФИО1 в соответствии со списком распределения жилых помещений по Саратовскому гарнизону от ДД.ММ.ГГГГ, составленного на основании ранее действовавшего приказа Министр обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 80, а извещение о распределении данного жилья, предусмотренное п. 12 вышеназванной Инструкцией, ему не направлялось и им не подписывалось, что также свидетельствует об отсутствии у ответчика возможности узнать о планируемом и состоявшемся решении жилищного органа о предоставлении жилья. Решение о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях и договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, как следует из письма начальника указанного отдела, выданы ему ДД.ММ.ГГГГ.

 При таких обстоятельствах ФИО1 не подлежит привлечению к материальной ответственности по указанным основаниям и суд находит заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ военный суд,

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление <данные изъяты> <адрес> к бывшему военнослужащему <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты> ФИО1 ФИО8 о привлечении к материальной ответственности - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления его в окончательной форме в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд.

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>в