ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 18О0000-01-2020-000428-06 от 26.02.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело № 3а-54/2021 (суд первой инстанции)

уникальный идентификатор дела № 18OS0000-01-2020-000428-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Олюниной Т.В.,

с участием: прокурора – Демидова Д.С., административного истца Сарнаева Б.С., представителей Государственного Совета Удмуртской Республики – Гаязова А.Г., Главы Удмуртской Республики – Филиппова Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сарнаева Б. С. о признании пункта 3 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 03.12.2020 № 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» недействующим,

установил:

Сарнаев Б.С. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Государственному Совету Удмуртской Республики, Главе Удмуртской Республики о признании недействующим в части Закона Удмуртской Республики от 03.12.2020 № 79-РЗ.

Требования мотивировал тем, что будучи лицом, назначенным должность председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, является субъектом регулируемых Законом Удмуртской Республики от 03.12.2020 № 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» отношений. Кроме того, оспариваемым законом нарушены его права, поскольку сокращен предельный возраст пребывания в должности с 65 до 60 лет.

Указывает так же на то, что в настоящий момент федеральное и региональное законодательство не содержит норм, устанавливающих предельный возраст для лиц, замещающих государственные должности, в то время как для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, предельный возраст пребывания на гражданской службе установлен 65 лет. Поэтому установление ограничения по возрасту для председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики носит дискриминационный характер, и нарушается закрепленный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства.

Полагает, что в оспариваемой части закон противоречит Федеральному закону «О страховых пенсиях», виду того, что урегулированные отношения неразрывно связаны с реализацией права пенсионного обеспечения, а указанным законом для мужчин установлен возраст 65 лет для возникновения права на страховую пенсию.

Кроме того, указывает на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушен порядок его принятия, а именно положения Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, касающиеся оформления поправок, предлагаемых к принятию, в части не указания в таблице обоснования поправки, касающейся изменения возраста. Более того, на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики до сведений депутатов не была доведена позиция Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики о неправомерности поправок.

Считает так же, что в оспариваемой части закон противоречит Федеральному закону «О противодействии коррупции», Закону Удмуртской Республики «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республики», которые предусматривают недопустимость вмешательства в деятельность лиц, замещающих государственную должность Удмуртской Республики.

Административный истец просил суд признать недействующим пункт 3 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 03.12.2020 № 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» в части сокращения предельного возраста пребывания в должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики с 65 до 60 лет.

В судебном заседании Сарнаев Б.С. административное исковое заявление поддержал. Дополнительно указал на нарушение порядка принятия оспариваемого закона, а именно положений ст. 69 и ст. 72 Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, поскольку законопроект не может концептуально изменяться после первого чтения, то есть поправки, внесенные к второму чтению, не прошли обсуждения депутатов. Кроме того указал, что фактически изменения в закон носят ограничительный характер, а в силу положений п.п. «г» и п.п. «т» ст. 71 Конституции РФ установление ограничений для государственных должностей относится к исключительным полномочиям Российской Федерации. Полагает, что ввиду отсутствия требований к предельному возрасту для лиц, замещающих государственные должности, подлежит применению на основании п.6 ст. 15 КАС РФ аналогия закона, то есть закон устанавливающий предельный возраст 65 лет для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.

Представители Государственного Совета Удмуртской Республики – Гаязов А.Г., Главы Удмуртской Республики – Филиппов Е.Б. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились указывая на то, что в оспариваемой части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Государственного Совета Удмуртской Республики, с соблюдением требований порядка принятия и введения в действие, а оспариваемая часть нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, настаивая на том, что в оспариваемой части нормативный правовой акт относится к совместному ведению Российской Федерации и Удмуртской Республики, следовательно до принятия соответствующего федерального закона Удмуртская Республика вправе осуществлять собственное правое регулирование вопроса предельного возраста пребывания в должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами административного дела подтверждается, что Постановлением Государственного Совета Удмуртской республики N 158-VI от 24.04.2018 Сарнаев Б.С. назначен на должность председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.

В последующем Сарнаев Б.С. Постановлением Государственного Совета Удмуртской республики N 821-VI от 15.12.2020 досрочно освобожден от указанной должности в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности на основании пункта 6 части 1 статьи 6 Закона УР от 10.10.2011 N 51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» (далее Закон УР N 51-РЗ), предусматривающего досрочное прекращение полномочий председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в случае достижения им предельного возраста пребывания в должности - 60 лет.

На момент освобождения от занимаемой должности возраст Сарнаева Б.С. составлял 62 года.

До 4 декабря 2020 года указанный предельный возраст составлял 65 лет.

Указанное изменение связано с принятием Закона УР от 03.12.2020 N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики», а именно пунктом 3 статьи 1 указанного Закона изменены цифры «65» на «60».

При этом следует отметить, что Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики возглавляет председатель, о чем указано в части 1 статьи 5 Закона УР N 51-РЗ.

Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Государственным Советом Удмуртской Республики (часть 1 статьи 2 Закона УР N 51-РЗ).

Правовую основу организации и деятельности Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики составляют, в том числе, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а так же Закон УР N 51-РЗ (часть 2 статьи 2 Закона УР N 51-РЗ).

Председатель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики замещает государственную должность Удмуртской Республики. (часть 2 статьи 5 Закона УР N 51-РЗ).

Пунктом 6 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено, что должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, досрочно освобождается от должности в случае достижения установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности.

Таким образом Сарнаев Б.С., будучи должностным лицом постоянно действующего органа внешнего государственного финансового контроля, замещающим государственную должность Удмуртской Республики - субъекта Российской Федерации, освобожден от занимаемой должности по достижению предельного возраста пребывания в должности, установленного Законом УР от 03.12.2020 N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».

Всё это позволяет суду прийти к выводу, что в силу положений ст. 208 КАС РФ административный истец является субъектом регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом отношений, а следовательно, вправе обращаться с рассматриваемым административным исковым заявлением.

При этом из объяснений административного истца следует, что им оспариваются в части положения Закона УР от 03.12.2020 N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики», которыми вносятся изменения в Закон УР N 51-РЗ, но не оспариваются сами основные нормативные положения Закона УР N 51-РЗ.

Руководствуясь положениями части 7 статьи 213 КАС РФ судом проверяется законность положений Закона УР от 03.12.2020 N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее закон N 184-ФЗ) закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

В соответствии со статьей 2 закона N 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 закона N 184-ФЗ).

Частью 1 статьи 31 Конституции Удмуртской Республики установлено, что Государственный Совет Удмуртской Республики является законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики.

Таким образом, к предмету совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики относится вопрос организации и деятельности органа внешнего государственного финансового контроля – Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, в том числе и вопрос установления предельного возраста пребывания в должности председателя, являющейся государственной должностью Удмуртской Республики, включенной в реестр государственных должностей Удмуртской Республики в соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики N 172 от 25.10.2001.

При этом пункт 6 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» прямо указывает на совместное ведение Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а так же на форму нормативного правового акта, которым подлежит регулирование вопроса предельного возраста председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.

Согласно пунктам 2, 4 статьи 7 закона N 184-ФЗ законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях.

Право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики принадлежит постоянным комиссиям Государственного Совета Удмуртской Республики, о чем указано в части 1 статьи 37 Конституции Удмуртской Республики.

Частью 1 статьи 38 Конституции Удмуртской Республики предусмотрено, что законы Удмуртской Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики.

Кроме того, частью 3 данной статьи предусмотрено, что проект закона Удмуртской Республики рассматривается Государственным Советом Удмуртской Республики не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики.

В первом чтении проект закона «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» принят на заседании 28 сессии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва 27.10.2020, при этом «за» проголосовало <данные изъяты> депутатов, а «воздержалось» - <данные изъяты> депутата, при том, что Государственный Совет Удмуртской Республики состоит из 60 депутатов, о чем указано в части 1 статьи 32 Конституции Удмуртской Республики.

Данный проект закона не содержал оспариваемое изменение, был внесен постоянной комиссией Государственного Совета Удмуртской Республики по государственному строительству, местному самоуправлению и общественной безопасности, и Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики замечаний и предложений по нему не высказал.

В последующем депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики Прозоровым А.С. были внесены в законопроект оспариваемые поправки, поименованные как поправки № 2.

В отношении указанной поправки Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики высказаны возражения.

Второе чтение проекта закона «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» состоялось на заседании 29 сессии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва 24.11.2020, при этом по поправке № 2 «за» проголосовало <данные изъяты> депутатов, «против» проголосовало <данные изъяты> депутатов, «воздержалось» <данные изъяты> депутатов, с учётом принятых поправок за Закон Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» проголосовало «за» <данные изъяты> депутатов, «против» проголосовало <данные изъяты> депутата, «воздержалось» <данные изъяты> депутата.

При этом, из стенограммы заседания 29 сессии Государственного Совета Удмуртской Республики от 24.11.2020 следует, что действительно до сведения депутатов не доводилась информация о возражениях Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.

Таким образом судом установлено, что на заседании 29 сессии Государственного Совета Удмуртской Республики шестого созыва 24.11.2020 Закон Удмуртской Республики «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» принят во втором чтении.

3 декабря 2020 Закон Удмуртской Республики N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» подписан Главой Удмуртской Республики.

Согласно части 3 статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 05.12.2007 N 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики», закон Удмуртской Республики в течение пяти дней с момента подписания направляется для официального опубликования (обнародования) в одно из следующих республиканских периодических печатных изданий: «Известия Удмуртской Республики», «Удмурт дунне», «Удмуртская правда» или Собрание законодательства Удмуртской Республики. Закон Удмуртской Республики вступает в силу после его официального опубликования.

При этом частью 3.1 статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 05.12.2007 N 65-РЗ «О Государственном Совете Удмуртской Республики» предусмотрено, что официальное опубликование (обнародование) закона Удмуртской Республики может осуществляться путем размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, или путем размещения (опубликования) на «Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики» (www.udmurt.ru) в порядке, установленном Главой Удмуртской Республики.

4 декабря 2020 Закон Удмуртской Республики от 3 декабря 2020 года N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru), 11.12.2020 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), и 25.12.2020 в периодическом печатном издании «Известия Удмуртской Республики».

Таким образом в судебном заседании установлено, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюден, а именно оспариваемый нормативный правовой акт принят Государственным Советом Удмуртской Республики в соответствии с его компетенцией, кроме того его форма, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.

С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 2,3, 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемый Закон УР по своему содержанию, форме и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом принятым компетентным органом, с соблюдением существенных положений принятия нормативного правового акта, а так же является опубликованным в установленном порядке.

Доводы административного истца, касающиеся нарушения порядка принятия оспариваемого закона, подлежат отклонению.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Учитывая указанную правовую позицию Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу, что не любое нарушение процедуры/порядка принятия нормативного правового акта является основанием для признания его недействующим, а только такие которыми существенно нарушен порядок его принятия.

Судом не установлено, что при принятии оспариваемого закона сколь-нибудь существенно нарушены положения о его принятии, в том числе и положения Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики утвержденного Постановлением Государственного Совета УР от 18.09.2018 N 232-VI, в том числе и положения статей 69 (порядок рассмотрения проекта закона Удмуртской Республики в первом чтении) и 72 (порядок рассмотрения проекта закона Удмуртской Республики во втором чтении).

Оформление вносимых поправок не является сколь-нибудь существенным элементом порядка принятия закона Удмуртской Республики.

Не доведение до сведения депутатов позиции Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики так же нельзя отнести к существенному элементу порядка принятия закона.

Факт не обсуждения в первом чтении внесенных поправок после такого чтения безусловен, иное фактически делало бы бессмысленным второе чтение законопроекта. Поэтому и это обстоятельство не может быть признано судом как существенное нарушение порядка принятия закона Удмуртской Республики.

Оспариваемый закон Удмуртской Республики принят компетентным органом, внесенным субъектом законодательной инициативы, большинством депутатов, с соблюдением количества чтений законопроекта.

По смыслу положений главы 21 КАС РФ, в том числе и положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ надлежащим административным ответчиком по данной категории административных дел является орган государственной власти принявший оспариваемый нормативный правовой акт, то есть в данном случае – Государственный Совет Удмуртской Республики, а Глава Удмуртской Республики как должностное лицо субъекта Российской Федерации, подписавшее и обнародовавшее оспариваемый акт не является надлежащим административным ответчиком.

В результате проверки содержания оспариваемого положения Закона Удмуртской Республики N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» на его соответствие актам имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Как уже указывалось, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Развитие указанного положения Конституции Российской Федерации нашло свое отражение и в положениях Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который предусматривает досрочное освобождение от должности лица контрольно-счетного органа, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации от должности в случае достижения установленного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности.

Таким образом в соответствии с действующим правовым регулированием субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по установлению предельного возраста пребывания в должности для лиц, замещающих государственную должность субъекта Российской Федерации контрольно-счетного органа, то есть Удмуртская Республика вправе устанавливать для председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики предельный срок пребывания в должности.

Следует отметить, что деятельность лиц замещающих государственную должность, не зависимо от того, относиться ли такая должность к должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации это особый вид деятельности, который не входит в систему государственной службы Российской Федерации.

Данный вывод следует из анализа положений статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

При этом пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Следовательно Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не регулирует рассматриваемые спорные отношения и не подлежит применению в настоящем административном деле, поскольку регулирует деятельность граждан по обеспечению лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности.

Таким образом, деятельность лиц, замещающих государственную должность субъекта Российской Федерации, в том числе и деятельность, осуществляемая ранее административным истцом в должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, регулируется специальными нормативными правовыми актами, в том числе и части установления предельного возраста пребывания в должности.

В настоящий момент федерального закона, устанавливающего предельный возраст для лиц, замещающих государственную должность субъекта Российской Федерации контрольного-счетного органа, к которым относится и Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, не имеется.

В связи с этим в силу положений пункта 2 статьи 3 закона N 184-ФЗ Удмуртская Республика, как субъект Российской Федерации, вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу установления предельного возраста пребывания в должности председателя Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики.

В данной ситуации Удмуртская Республика реализовала указанное право путем принятия оспариваемого закона Удмуртской Республики N 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».

При таких установленных судом обстоятельствах оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим нет, поскольку в отсутствие специальных нормативных правовых актов федерального уровня нормативный правой акт, принятый в рамках собственного правового регулирования, не может противоречить нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ввиду их отсутствия.

В связи с этим подлежит отклонению довод административного истца о применении аналогии закона, а именно установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе и предельного и установленного для мужчин возраста для возникновения права на страховую пенсию, поскольку присутствует норма права, регулирующая спорные отношения, по предельному пребыванию в должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.

Реализация собственного правового регулирования не может считаться в вмешательством в деятельность, иначе это исключало бы возможность какого-либо нормотворчества по изменению нормативных правовых актов.

Поэтому довод о том, что в оспариваемой части закон противоречит Федеральному закону «О противодействии коррупции», Закону Удмуртской Республики «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республики» подлежит отклонению.

Кроме того нет оснований полагать, что установление предельного возраста пребывания в названной ранее должности является дополнительным введенным ограничением, в том числе ограничений предусмотренных Федеральным закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и в том числе в статье 12.1 названного закона поскольку ограничения, установленные указанным законом, связаны с не возможностью участия в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, что не соответствует рассматриваемому случаю.

Так же нет оснований полагать, что оспариваемый закон противоречит Закону Удмуртской Республики «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республики» ввиду отсутствия коррупционного проявления в спорных отношениях.

Судом так же установлено, что в ведении Российской Федерации находятся:

-организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

- федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (подпункты «г» и «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Однако судом отклоняется довод административного истца о том, что установление предельного возраста должности председателя контрольно-счетного органа находится исключительном в ведении Российской Федерации, поскольку данный вопрос не относится к организации публичной власти и не устанавливает какие-либо ограничения. Кроме того, как уже отмечалось судом, действующее правовое регулирование прямо наделяет субъект Российской Федерации полномочиями в данной части, о чем свидетельствуют положения пункта 6 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Конституция Российской Федерации предусматривает равенство всех перед законом. Кроме того государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Установление предельного возраста пребывания в должности нормативным правовым актом свидетельствует об установлении его для всех лиц, претендующих на указанную должность, а не введение индивидуального предельного пребывания в должности для административного истца. Следовательно равенство всех перед законом в данной ситуации бесспорно. Об этом так же свидетельствует и то, что сама по себе оспариваемая норма права носит бессрочный характер и рассчитана на многократность её применения.

Иных дискриминационных проявлений по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности судом не установлено.

С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течении месяца со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Сарнаева Б. С. о признании недействующим пункта 3 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 03.12.2020 № 79-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики» оставить без удовлетворения.

Возложить обязанность на Государственный Совет Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 5 марта 2021 года.

Судья Верховного суда

Удмуртской Республики О.В. Захарчук