ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 18О0000-01-2021-000439-86 от 12.04.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-42/2022

УИД № 18OS0000-01-2021-000439-86

Решение

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Габдрахманова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Гирбасовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Осколкова Андрея Эдуардовича к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,

установил:

Индивидуальный предприниматель Осколков Андрей Эдуардович обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, в котором просит установить кадастровую стоимость:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 22 894 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 59 327 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 66 424 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 6 375 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 12 644 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 3 272 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 17 830 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 10 983 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 20 122 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 9 050 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 24 673 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 23 867 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником указанных земельных участков.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 315 148 974, 92 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 22 894 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 435 482 790, 38 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 59 327 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 498 930 660, 12 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 66 424 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 16 594 043, 74 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 6 375 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 78 791 885, 37 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 12 644 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 7 190 404,77 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 3 272 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 51 967 848,9 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 17 830 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 28 921 301,82 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 10 983 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 60 053 524,74 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 20 122 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 25 195 117,42 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 9 050 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 76 656 198,3 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 24 673 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 73 632 116,91 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2020 года в размере 23 867 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года.

Данные обстоятельства нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку влекут увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.

В судебном заседании представители административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики Ахметханов Б.И. и БУ УР «ЦКО БТИ» Романченко И.Л. полагали возможным удовлетворить требования административного истца, но установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы, в части требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 18:26:040389:227, 18:26:040389:229, 18:26:040389:314, 18:26:040389:315, просили отказать.

В судебное заседание Осколков А.Э., представители Администрации города Ижевска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что Осколкову А.Э. с 04 декабря 2017 года на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

С 31 мая 2018 года Осколкову А.Э. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером 18:26:040389:319, общей площадью 47 630 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером 18:26:040389:321, общей площадью 45 751 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 315 148 974, 92 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 435 484 790,38 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 498 930 660,12 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 16 594 043,74 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-128697777 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 78 791 885,37 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 7 190 404,77 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-128698569 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 51 967 848,9 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-128700274 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 60 053 524,74 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-128700949 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 25 195 117,42 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-128701617 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 76 656 198,3 руб.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2021 года №КУВИ-002/2021-128702304 следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 73 632 116,91 руб.

27 ноября 2020 года постановлением Правительства Удмуртской Республики № 583 (далее – Постановление № 583) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2020 года, согласно которому в отношении спорных объектов недвижимости установлена кадастровая стоимость.

Постановление № 583 принято в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Правительство Удмуртской Республики осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки, предусмотренные Федеральным законом № 237-ФЗ: наделение бюджетного учреждения Удмуртской Республики полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости; принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (п. 36.1 ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года №29-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики»).

Распоряжением правительства Удмуртской Республики от 08 ноября 2017 № 1383-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 - 2020 годах» в соответствии с указанными положениями ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ и п. 36.1 ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 29 июня 2011 года № 29-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики» принято решение о проведении на территории Удмуртской Республики государственной кадастровой оценки в том числе в 2019 году - объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, с поручением Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (далее БУ УР «ЦКО БТИ») обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума № 28) административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, суд признает, что надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются Правительство Удмуртской Республики и БУ УР «ЦКО БТИ».

Указанным Федеральным законом № 237-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии или суда. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч.7 ст. 22 названного закона).

Наряду с указанными нормами права подлежат применению также и нормы Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), которым регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В силу ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абз. 2 п. 12 Постановления Пленума № 28 при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В связи с чем, суд признаёт, что спорные объекты недвижимости:

- земельные участки с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , являются ранее учтёнными, вошли в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 01 января 2020 года, а потому их кадастровая стоимость равная рыночной подлежит установлению на указанную дату, а именно 1 января 2020 года.

Судом так же установлено, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как владельца на праве собственности, он 12 октября 2021 года обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Общие требования к содержанию отчета приведены в ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ.

При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Федерального закона № 135-ФЗ).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Стандарты оценочной деятельности отражены в ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд отчеты /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года, выполненные АНО «Удмуртский региональный центр экспертизы», согласно которых итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, с кадастровыми номерами:

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 22 894 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 59 327 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 66 424 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 6 375 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 12 644 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 3 272 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 17 830 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 10 983 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 20 122 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 9 050 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 24 673 000 рублей;

- на дату оценки 1 января 2020 года составила 23 867 000 рублей.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума № 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с оспариванием представленных административным истцом доказательств, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в Отчетах , /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года о кадастровой стоимости объектов недвижимости, определением суда от 11 ноября 2021 года по ходатайству представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Небогатиковой Н.Ю. назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объектов недвижимости и включающая проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Кром».

Экспертом ООО «Кром» Городиловой Е.В. проведена судебная оценочная экспертиза, о чём составлено заключение от 18 марта 2022 № 024Н-03, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами:

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 71 877 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 193 392 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 368 688 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 17 054 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 24 674 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 7 411 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 52 730 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 29 201 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 59 441 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 24 110 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 72 779 000 рублей;

- по состоянию на 1 января 2020 года составляет 70 411 000 рублей.

Кроме того, при ответе на поставленный вопрос № 2 Эксперт пришел к выводу, что в отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки(нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки(нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

В отчете /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года приведен неполный объем доступных Оценщику рыночных данных об объектах-аналогах из сегмента объекта оценки (нарушены требования п.5 ФСО № 3, п.8з ФСО № 3, п.11 ФСО №7). При анализе рынка нарушен принцип достаточности, в связи с чем, в сравнительном подходе к оценке используются не все возможные для применения объекты-аналоги. В расчетах используется информация за 2017 год, так как имеется рыночная информация, наиболее приближенная к дате оценки, применение данных за 2017 год некорректно (нарушены требования п.10 ФСО № 1, п.11 ФСО № 7, п.22 б, в ФСО №7). Имеются нарушения при применении корректировки на вид использования объекта оценки и объектов-аналогов (нарушены требования п. 22 д, е ФСО № 7). Документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (нарушены требования п.12 ФСО №3).

Правильность выводов эксперта ООО «Кром» Городиловой Е.В. подтверждается установленными в ходе экспертного исследования фактическими обстоятельствами и ничем не опровергнута.

Оценив экспертное заключение от 18 марта 2022 № по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает его достоверным, оснований не доверять выводам Эксперта, не имеется.

При этом суд исходит из того, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющими достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемого объекта; соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленное заключение Эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ), противоречий которому судом не установлено.

Заключение содержит исчерпывающие ответы на все поставленные судом вопросы, в том числе описание объектов оценки, объектов-аналогов, методику отбора последних, аргументацию применения необходимых корректировок.

В силу статьи 59 КАС РФ заключение Эксперта относится к доказательствам по делу, которые по смыслу ч. 2 ст. 84, ст. 168 КАС РФ не имеют для суда заранее установленной силы, и оценивается наравне с другими доказательствами.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены судом перед экспертом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).

Эксперт даёт заключение, основываясь на результатах проведённых исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объёме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).

В силу ст. 25 вышеназванного Федерального закона № 73-ФЗ в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием применённых методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам; должны быть приложены иллюстрирующие его материалы.

Профессиональное суждение Эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведёнными расчётами. Итоговый вывод о величине рыночной стоимости земельного участка не является произвольным, поскольку основан Экспертом на применении при определении рыночной стоимости сравнительного подхода с использованием метода общих корректировок для первой группы элементов сравнения и последовательных корректировок для второй группы элементов сравнения.

Экспертом приведены все необходимые сведения об объектах оценки, их качественные и количественные характеристики, площадь, вид разрешенного использования, местоположение, представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, приведены другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость, содержится обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов. Эксперт провел максимально полный анализ ценовых предложений в данном сегменте, основными критериями которого были: разрешенное использование, назначение, зона расположения, площадь, вид объекта, категория и назначение.

Так же Экспертом приведен анализ рынка, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость оцениваемых объектов.

В заключении Эксперта описан подбор аналогов для проведения экспертизы. В качестве объектов аналогов были взяты максимально сопоставимые объекты по категории, назначению, местоположению, площади и другим ценообразующим факторам. Все объекты, как объект оценки, так и объекты аналоги находятся в городе Ижевске Удмуртской Республики. Вся информация об объектах аналогах приведена в описании объектов аналогов, получена из достоверных источников.

Нарушений в подборе аналогов судом не установлено.

Положения п. 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года № 299, предусматривают, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Оценивая приведенные выводы оценочной судебной экспертизы всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение оценочной судебной экспертизы, поскольку выводы Эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы Эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объектов оценки. Экспертом не допущено нарушений требований п. 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года № 299, и статьи 8 Федерального закона № 73-ФЗ.

По своему содержанию заключение Эксперта ООО «Кром» Городиловой Е.В. от 18 марта 2022 года № соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона № 73-ФЗ и статье 82 КАС РФ. В заключении Эксперта содержатся: дата и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об экспертах (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; Эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед Экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные Эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

Полномочия, квалификация Эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Экспертом при проведении экспертизы не были нарушены принципы однозначности, обоснованности и проверяемости.

Эксперт, проводивший судебную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, не выходя за пределы экспертного анализа, оснований сомневаться в правильности и обоснованности таких ответов, а также выводов и суждений Эксперта, в том числе в установленной Экспертом рыночной стоимости спорных Объектов, не имеется.

Обстоятельств для назначения в порядке ст. 83 КАС РФ дополнительной или повторной экспертизы судом не установлено.

При этом суд учитывает, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость указанных Объектов, участниками процесса в суд не представлено.

Таким образом, суд считает возможным признать заключение Эксперта ООО «Кром» Городиловой Е.В. от 18 марта 2022 в качестве достоверного, допустимого доказательства и достаточного, подтверждающего несоответствие Отчетов об оценке /УРЦЭ, УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ, /УРЦЭ от 30 сентября 2021 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Таким образом, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 71 877 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 193 392 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 368 688 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 24 674 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 59 441 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 24 110 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 72 779 000 рублей;

- его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 70 411 000 рублей, установленном заключением Эксперта от 18 марта 2022 года

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по отношению к их рыночной стоимости влечёт увеличение налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости объектов недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: , , , , , , в размере рыночной стоимости, являются обоснованными.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: , , , административный истец ссылался на необоснованное их завышение по сравнению с рыночной стоимостью данных объектов недвижимости, что влечет нарушение прав истца как налогоплательщика.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: , , , по сравнению с рыночной своего подтверждения не нашел, равно как нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца.

Также следует учесть, что целью обращения административного истца в суд являлось снижение налогового бремени, в связи с завышением налоговой базы, которая подлежит исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта налогообложения, а не установление факта рыночной стоимости земельного участка в определенном размере.

Исходя из положений пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, превышающей установленную кадастровую стоимость, приведет к ухудшению положения налогоплательщика – Осколкова А.Э., что не допустимо.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца необходимо отказать в части пересмотра кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , , , .

В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Закона предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Судом констатируется, что административным истцом названный пятилетний срок не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Индивидуального предпринимателя Осколкова Андрея Эдуардовича к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 71 877 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 193 392 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 368 688 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, в размере его рыночной стоимости, равной 24 674 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 59 441 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 24 110 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 72 779 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 70 411 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 12 октября 2021 года.

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Индивидуального предпринимателя Осколкова Андрея Эдуардовича об установлении кадастровой стоимости:

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>;

- земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

Решение в окончательной форме принято 14 апреля 2022 года.

Судья А.Р. Габдрахманов

Копия верна: судья А.Р. Габдрахманов