УИД № 18OS0000-01-2021-000636-77
Дело № 3а-197/2022
Решение
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Олюниной Т.В.,
с участием:
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики А.Б.И., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» Р.И.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.И.Н. к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
установил:
К.И.Н. (далее, в том числе, административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» (далее – БУ УР «ЦКО БТИ»), которым просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)), общей площадью 1 357 +/- 12,91 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, городской округ <адрес>, земельный участок 3, в размере его рыночной стоимости равной 814 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что указанный земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1 955 925,52 рублей значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 814 000 рублей, определенную оценщиком в Отчете об оценке ООО «Оценочная компания «Имущество плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики А.Б.И., представитель административного соответчика БУ УР «ЦКО БТИ» Р.И.Л. против удовлетворения административных исковых требований возражали, полагали представленный административным истцом отчет недостоверным доказательством рыночной стоимости заявленного объекта недвижимости. Кроме того, пояснили, что в случае удовлетворения исковых требований будут иметь место выпадающие доходы консолидированного бюджета.
В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц Администрации муниципального образования «<адрес>», Управления Росреестра по Удмуртской Республике не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что К.И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимости – земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)), площадью 1 357 +/- 12,91 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, городской округ <адрес>, земельный участок, 3 (л.д.14-16).
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
С учетом изложенного и на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) административный истец является плательщиком земельного налога. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база в отношении указанного земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривают, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Из материалов дела следует, что исследуемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является «ранее учтенным», поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» (далее по тексту - Постановление №) утверждена кадастровая стоимость земельных участков, в том числе, в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление № принято в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту - Федеральный закон № 237-ФЗ).
При рассмотрении дела установлено, что исследуемый земельный участок являлся объектом оценки при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> утверждена Постановлением № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 955 925,52 рублей (строка № приложения № в таблице «<адрес>»).
Указанная кадастровая стоимость является актуальной как на момент обращения административного истца в суд, так и при рассмотрении в суде настоящего административного дела, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> (л.д.12).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона №237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.
Правительство Удмуртской Республики осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по проведению государственной кадастровой оценки, предусмотренные Федеральным законом №237-ФЗ: наделение бюджетного учреждения Удмуртской Республики полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости; принятие решений о проведении государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (пункт 36.1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики»).
В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О создании бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренными частью 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в 2018 - 2020 годах» в соответствии с указанными положениями статьи 6 Федерального закона №237-ФЗ и пункта 36.1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики» принято решение о проведении на территории Удмуртской Республики государственной кадастровой оценки, в том числе в 2020 году - земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с поручением Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» обеспечить определение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 14 Федерального закона №237-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Таким образом, надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются Правительство Удмуртской Республики, утвердившее результаты определения кадастровой стоимости, и Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества», осуществившее определение кадастровой стоимости.
Указанным Федеральным законом №237-ФЗ урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии или суда. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статья 22 Закона).
Наряду с указанными нормами права подлежат применению также и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), которым регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
В силу статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривается, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В связи с чем, суд признаёт, что исследуемый земельный участок с кадастровым номером 18:26:020206:20 является ранее учтённым, вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на ДД.ММ.ГГГГ (Постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ), а потому его кадастровая стоимость, равная рыночной, подлежит установлению на указанную дату, а именно на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка и плательщика, в связи с этим, земельного налога, определяемого на основании кадастровой стоимости, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона №135-ФЗ).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - Отчет).
Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Федерального закона №135-ФЗ.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Федерального закона №135-ФЗ).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона №135-ФЗ).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Федерального закона №135-ФЗ).
Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Федерального закона №135-ФЗ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Отчет), выполненный оценщиком ООО «Оценочная компания «Имущество плюс» Х.Р.З., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 814 000 рублей.
Данный Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и имеющим необходимое образование. При этом Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости исследуемого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с предлагаемой административным истцом к утверждению судом рыночной стоимостью исследуемого объекта недвижимости.
Вместе с тем, таких ходатайств заявлено не было. Относительно размера рыночной стоимости объекта недвижимости, установленного в Отчёте, о несоответствии указанного Отчёта требованиям законодательства об оценочной деятельности участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица каких-либо обоснованных возражений суду не представили.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения изложены в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом констатируется, что административным истцом названный пятилетний срок не пропущен.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение уплачиваемого налога, поэтому размер кадастровой стоимости объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является обоснованным и подлежащим удовлетворению. Размер кадастровой стоимости исследуемого объекта недвижимости устанавливается равным его рыночной стоимости, определённой в Отчёте об определении рыночной стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 24.20 Федерального закона №135-ФЗ).
В этой связи, настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости исследуемого объекта недвижимости органом кадастрового учета в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление К.И.Н. к Правительству Удмуртской Республики, Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)), общей площадью 1 357 +/- 12,91 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, земельный участок 3, в размере его рыночной стоимости равной 814 000 (восемьсот четырнадцать тысяч) рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К. Ю. Малков
Копия верна:
Судья К. Ю. Малков