Дело № 3а-243/2022
УИД № 18OS0000-01-2022-000050-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2022 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мосалевой А.В.,
с участием:
прокурора Савельевой А.О.,
представителя административного истца Д.К.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года,
представителя административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А., действующего на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя А.А.И. к Правительству Удмуртской Республики, Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
индивидуальный предприниматель А.А.И. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, которым просит признать недействующими с момента принятия:
- пункты 16774, 16775, 16776, 16777, 16778, 16779 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»;
- пункты 9272, 9273, 9284, 9286, 9289, 9290 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:
– здания, назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 377,3 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ;
– здания, назначение: нежилое, наименование: хозяйственный склад, площадью 631,4 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ;
– здания, назначение: нежилое, наименование: гараж, площадью 751,7 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ;
– здания, назначение: нежилое, наименование: товарный склад, площадью 840,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ;
- здания, назначение: нежилое, наименование: проходная, площадью 9,8 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ;
- здания, назначение: нежилое, наименование: холодильный склад, площадью 217,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, .
Земельный участок с кадастровым номером 18:26:030034:54, на котором расположены указанные объекты недвижимости, относится к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – производственная деятельность (код 6.0), склад (код 6.9). Кроме того, назначение и наименование зданий не позволяет отнести их к объектам размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, указанные объекты не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Вместе с тем, Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в котором в пунктах 16774, 16775, 16776, 16777, 16778, 16779 указаны объекты с кадастровыми номерами , , , , и соответственно.
Кроме этого, Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в котором в пунктах 9272, 9273, 9284, 9286, 9289, 9290 указаны объекты с кадастровыми номерами , , , , и соответственно.
Включение в данные Перечни названных объектов недвижимости административный истец считает противоречащим статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести спорные объекты недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, так как незаконно возлагают на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Д.К.М. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления и пояснил, что указанные объекты недвижимости включены в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, который на момент включения предусматривал возможность размещения, в том числе, торговых объектов. Фактическое обследование указанных объектов недвижимости на момент включения их в оспариваемые перечни не проводилось.
В судебное заседание административный истец не явился, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил дело рассмотреть по существу в его отсутствие, признав явку не обязательной.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что А.А.И. с ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ год принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:
– здание, назначение: нежилое, наименование: здание, площадью 377,3 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, ;
– здание, назначение: нежилое, наименование: хозяйственный склад, площадью 631,4 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, ;
– здание, назначение: нежилое, наименование: гараж, площадью 751,7 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, ;
– здание, назначение: нежилое, наименование: товарный склад, площадью 840,1 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, ;
- здание, назначение: нежилое, наименование: проходная, площадью 9,8 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, ;
- здание, назначение: нежилое, наименование: холодильный склад, площадью 217,9 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, .
Данные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером , относящегося к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – производственная деятельность (код 6.0), склад (код 6.9), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости. Земельный участок предоставлен в пользование административного истца на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ за №, заключенного с Администрацией , в редакции соглашений о внесении изменений № от ДД.ММ.ГГГГ, №/изм от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений, представленных Правительством Удмуртской Республики, на момент включения указанных объектов недвижимости в оспариваемые перечни, названный земельный участок имел вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания зданий торгового и складского назначений.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома, квартиры, комнаты, жилые помещения.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В связи с указанными основаниями, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики»).
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, издав постановление № 528 от 30 октября 2020 года, а также Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, издав постановление № 615 от 9 ноября 2021 года.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, вышеуказанные нежилые здания, принадлежащие административному истцу, вошли в данный перечень, что нашло отражение в пунктах 16774, 16775, 16776, 16777, 16778, 16779.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 528 от 30 октября 2020 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 6 ноября 2020 года.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 528 от 30 октября 2020 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемых пунктов 16774, 16775, 16776, 16777, 16778, 16779.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, вышеуказанные нежилые здания, принадлежащие административному истцу, вошли в данный перечень, что нашло отражение в пунктах 9272, 9273, 9284, 9286, 9289, 9290.
Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 9 ноября 2021 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 11 ноября 2021 года.
В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № 615 от 9 ноября 2021 года неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемых пунктов 9272, 9273, 9284, 9286, 9289, 9290.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 (далее – Положение).
Согласно пункта 2 названного Положения, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Исходя из положений пункта 32 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов порядок их принятия соблюден, а именно оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, их форма, процедура принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены.
По смыслу положений главы 21 КАС РФ, в том числе и положений статьи 209 КАС РФ надлежащим административным ответчиком по данной категории административных дел является орган государственной власти, принявший оспариваемые нормативные правовые акты, то есть в данном случае Правительство Удмуртской Республики, а не Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, которое осуществляло подготовку перечней объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
В связи с этим в удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики следует отказать.
В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 и 2022 годы, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием объекта недвижимости для размещения офисов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов.
Согласно имеющегося в материалах дела технического паспорта в отношении исследуемых объектов недвижимости, сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , и по наименованию «Здание», «Хозяйственный склад», «Гараж», «Товарный склад», «Проходная», «Холодильный склад» по своему назначению являются нежилыми зданиями, и по своим признакам не предусматривают размещение в них офисных помещений, административного и коммерческого назначения, торговых помещений, а также помещений, предназначенных для объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану зданий (строений):
- части здания с кадастровым номером (литер А) имеют следующие характеристики: 1 этаж: «коридор», «кабинет», «тамбур», «касса», «бухгалтерия», «отдел кадров», «туалет», «умывальная», «кладовая», «элеваторная»; 2 этаж: «лестничная клетка», «коридор», «кабинет», «шкафы», «приемная», относящиеся к канцелярским помещениям из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного нежилого здания, а также наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, имеющиеся в данном здании помещения, имеющие наименование «кабинет», не тождественны понятию офисов и не свидетельствуют об их назначении в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- части здания с кадастровым номером (литер Б) имеют следующие характеристики: «комната кладовщиков», «склад», относящиеся к складским помещениям из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного нежилого здания, а также наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- части здания с кадастровым номером (литер В) имеют следующие характеристики: «тамбур», «коридор», «компрессорная», «склад», «раздевалка», «санузел», «комната кладовщиков», относящиеся к складским помещениям из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного нежилого здания, а также наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- части здания с кадастровым номером (литер Г) имеют следующие характеристики: «кузница», «склад», «гараж», «мастерская», «кладовая», «подсобная», «сауна», «душевая», «раздевалка», «бассейн», «комната кладовщиков», относящиеся к помещениям гаражей и к складским помещениям, из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного нежилого здания, а также наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- части здания с кадастровым номером (литер Д) имеют следующие характеристики: «бойлерная», «холодильная», «склад», относящиеся к складским и прочим помещениям, из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного нежилого здания, а также наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
- части здания с кадастровым номером (литер П) имеют следующие характеристики: «проходная», «вахта», относящиеся к прочим помещениям, из чего следует, что назначение и разрешенное использование данного нежилого здания, а также наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом не установлено, что в ходе подготовки проектов постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» было проведено обследование заявленных объектов недвижимости.
Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики следует, что в данном случае основанием для включения нежилых зданий, принадлежащих административному истцу, в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год и 2022 год, послужили данные полученные о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположены заявленные объекты недвижимости, полученные в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе, без фактического обследования.
Как уже указывалось ранее, названный земельный участок с кадастровым номером на момент включения заявленных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни имел смешанное назначение, то есть мог использоваться как для организации торговли, так и для складской деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика» указал, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Руководствуясь правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что существовавший на момент принятия оспариваемых Перечней вид разрешенного использования названного земельного участка, на котором расположены нежилые здания, принадлежащие административному истцу, является смешанным, а соответственно, неопределенным, обладающим признаками множественности видов. В связи с чем, в полной мере нельзя сделать однозначный вывод о том, что указанный вид разрешенного использования земельного участка со всей очевидностью предусматривал размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а так же торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Следовательно, без фактического обследования данных нежилых зданий нельзя отнести заявленные объекты к объектам, упомянутым в статье 378.2 НК РФ.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), заявленные здания не могли быть включены в указанные Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они находятся.
Из материалов административного дела усматривается, что какими-либо объективными данными, которые достоверно свидетельствовали бы о том, что заявленные нежилые здания являются административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами), поскольку размещены на земельном участке с единственным видом разрешенного использования, который предусматривает размещение офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а так же о том, что их предназначением является для размещения офисов либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и использовании для размещения офисов либо для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а равно об использовании для этих целей более 20 процентов общей площади каждого из зданий, административный ответчик не располагал.
Кроме того, данные объекты недвижимости таковыми не являются в рассматриваемых налоговых периодах.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 и 2022 год, утвержденные постановлениями Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ соответственно, названных объектов недвижимости, поскольку заявленные здания не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
В оспариваемой части нормативные правовые акты в силу положений статьи 6 НК РФ являются не соответствующими НК РФ, а так же не соответствуют статье 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая положения статей 400, 402, 406 НК РФ при включении объектов в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то есть в оспариваемый перечень, на административного истца возлагается обязанность по уплате налога по более высокой ставке поэтому, административный истец обоснованно обратился с настоящим административным иском в суд.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Суд отклоняет доводы административного ответчика, так как каких-либо доказательств этому не представлено.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемых частях, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемые части подлежат признанию недействующими со дня принятия данных нормативных правовых актов, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для физических лиц составляет 300 рублей.
Поскольку административным истцом оспаривается два самостоятельных нормативных правовых актов, постольку им обосновано была уплачена государственная пошлина в размере 600 рублей (300х2).
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, фактически уплаченная при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования индивидуального предпринимателя А.А.И. к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 16774, 16775, 16776, 16777, 16778, 16779 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Признать недействующими со дня принятия пункты 9272, 9273, 9284, 9286, 9289, 9290 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
В удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя А.А.И. к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части – отказать.
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу А.А.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции () через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К. Ю. Малков
Копия верна:
Судья К. Ю. Малков