Дело № 3а-329/2022
УИД № 18OS0000-01-2022-000153-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2022 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гирбасовой С.И.,
с участием:
прокурора Бузанаковой Е.Б.,
представителя административного истца П.Ю.Д., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Капитал-Инвест» к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Капитал-Инвест» (далее - ООО «УК Каптал-Инвест», административный истец) обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, которым просит признать недействующими с момента принятия:
- пункт 2731 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;
- пункт 11479 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»;
- пункт 12868 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является доверительным управляющим Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости “Траст-Фонд”, которому на праве общей долевой собственности принадлежаит неждвижимое имущество – здание, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, , общей площадью 861,3 кв.м., с кадастровым номером .
На основании пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО “УК Капитал-Инвест” является плательщиком налога на имущество, принадлежащее Закрытому паевому инвестиционному фонду недвижимости “Траст-Фонд”, переданное в доверительное управление.
Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен указанный объект недвижимости имеет разрешенное использование – эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома.
Соласно данным технического паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ, назначение, разрешенное использование и наименование помещений, расположенных в здании, не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфрастуктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Акты обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером ответчиком не составлялись.
Вместе с тем, Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в котором в пункте 2731 указан объект с кадастровым номером .
Также, Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в котором в пункте 11479 указан объект с кадастровым номером .
Кроме этого, Правительством Удмуртской Республики постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в котором в пункте 12868 указан объект с кадастровым номером .
Включение в данные Перечни названного объекта недвижимости административный истец считает противоречащим статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», ввиду того, что отсутствовали доказательства позволявшие отнести данный объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам либо к нежилым помещениям, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях.
Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, так как незаконно возлагают на него обязанность уплачивать имущественный налог в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца П.Ю.Д. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики и заинтерисованного лица Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Т.К.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления и пояснила, что фактическое обследование указанного объекта недвижимости на момент включения его в оспариваемые перечни не проводилось, однако договоры аренды спорного объекта недвижимости, фотоматериалы подтверждают его использование в качестве торгового объекта.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что ООО «УК Каптал-Инвест» с ДД.ММ.ГГГГ является доверительным управляющим Закрытого паевого фонда недвижимости “Траст-Фонд”, которому на праве долевой собственности принадлежит объект недвижимости - здание, назначение: нежилое, наименование: магазин №, площадью 861,3 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: Удмуртская Республика, (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , относящегося к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Удмуртской Республике» от ДД.ММ.ГГГГ№ на судебный запрос, вышеуказанные сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№. С момента внесения (ДД.ММ.ГГГГ) сведения о разрешенном использовании не менялись.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.
Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений);
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома, квартиры, комнаты, жилые помещения.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Согласно пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В связи с указанными основаниями, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченным органом исполнительной власти по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (статья 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики»).
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, вышеуказанное нежилое здание, находящее у административного исца в доверительном управлении, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 2731.Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru и ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 2731. В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, вышеуказанное нежилое здание, находящееся у административного истца в доверительном управлении, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 11479. Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) ДД.ММ.ГГГГ. В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 11479. В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, вышеуказанное нежилое здание, находящееся у административного исца в доверительном управлении, вошло в данный перечень, что нашло отражение в пункте 12868. Названное постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики «О Правительстве Удмуртской Республики» на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) ДД.ММ.ГГГГ. В последующем в постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно вносились изменения. Однако данные изменения не касались оспариваемого пункта 12868. В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Положение). Согласно пункта 2 названного Положения, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики. Исходя из положений пункта 32 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) названного Положения, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики. Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов порядок их принятия соблюден, а именно оспариваемые нормативные правовые акты приняты Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того, их форма, процедура принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены. В силу положений пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ основанием для включения объектов недвижимости в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022 годы, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, так же данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. При этом фактическим использованием объекта недвижимости для размещения торговых объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов. Согласно имеющегося в материалах дела технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ в отношении исследуемого объекта недвижимости, сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером по наименованию «Магазин №» по своему назначению является нежилым зданием. В соответствии с экспликацией помещений к поэтажному плану здания (строения) имеет следующие характеристики: «тамбур», «помещение», «тепловой узел», «моечная», «фасовочная», «коридор», «санузел», «кабинет», «комната приема пищи», «служебное помещение», «вспомогательное помещение», «холодильная камера», «раздевалка», «душевая» из чего следует, что наименование входящих в его состав частей (помещений) не предусматривают размещение в нем объектов в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, имеющиеся в данном здании помещения, имеющие наименование «кабинет», не тождественны понятию офисов и не свидетельствуют об их назначении в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Судом не установлено, что в ходе подготовки проектов постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» было проведено обследование заявленного объекта недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 18:26:050693:8, на котором расположен указанный объект недвижимости, относится к категории - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома.Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечни объектов недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденные постановлениями Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ соответственно, названного объекта недвижимости, поскольку заявленное здание не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». В оспариваемой части нормативные правовые акты в силу положений статьи 6 НК РФ являются не соответствующими НК РФ, а так же не соответствуют статье 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации). Учитывая положения статей 378, 400, 402, 406 НК РФ при включении объектов в Перечни, определяемые в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, то есть в оспариваемые Перечни, на административного истца возлагается обязанность по уплате налога по более высокой ставке поэтому, административный истец обоснованно обратился с настоящим административным иском в суд.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановлений Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в оспариваемой части требованиям статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», то это является основанием для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, договоры аренды нежилого помещения, выкопировка из торгового реестра Министрества промышленности и торговли Удмуртской Республики, информация в сети «Интернет Яндекс карты» являются доказательствами фактического использования более 20 процентов общей площади здания для размещения торгового объекта, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Так, федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9) (далее - Порядок).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в оспариваемые Перечни заявленного объекта недвижимости по его фактическому использованию как торгового объекта является правомерным при наличии акта обследования фактического использования объекта недвижимости, проведённого в отношении нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади исследуемого здания.
Какие-либо иные доказательства фактического использования объекта недвижимости нормами федерального законодательства не предусмотрены.
То обстоятельство, что согласно указания в ЕГРН наименование здания – «Магазин №», о правомерности его включения в Перечни на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год само по себе без учета содержащихся в экспликации назначения, разрешенного использования или наименования находящихся в нем помещений, либо без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, свидетельствовать не может.
Представленный ответчиком технический паспорт на нежилое помещение по адресу: , составленный по состоянию на 2007 год (л.д.62-69), при условии наличия нового технического паспорта, составленного по состоянию на 2019 год, не может являться надлежащим доказательством того, что нежилое здание предназначено для размещения в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из смысла положений части 2 статьи 215 КАС РФ, нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемых частях, суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, поэтому оспариваемые части подлежат признанию недействующими со дня принятия данных нормативных правовых актов, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для организаций составляет 4 500 рублей.
Поскольку административным истцом оспаривается три самостоятельных нормативных правовых актов, постольку им обосновано была уплачена государственная пошлина в размере 13 500 рублей (4 500 х 3).
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, фактически уплаченная при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Капитал-Инвест» к Правительству Удмуртской Республики о признании нормативных правовых актов недействующими в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2731 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт 11479 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Признать недействующим со дня принятия пункт 12868 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Обязать Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Капитал-Инвест» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции () через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в мотивированной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К. Ю. Малков
Копия верна:
Судья К. Ю. Малков