ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 18О0000-01-2022-000230-50 от 04.08.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

УИД № 18OS0000-01-2022-000230-50

Дело № 3а-393/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 августа 2022 г. г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

Судьи Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Степановой А.Н.,

с участием

прокурора С.А.О.

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью » – Ч.А.Е.,

представителя Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики –С.А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью « о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 4876 Перечня на 2020 год, постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части пункта 9632 Перечня на 2021 год, постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» в части пункта 10782 Перечня на 2022 год,

установил:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Данное постановление опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, 12.11.2019, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.11.2019.

Пунктом 1 утвержден прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Пунктом 3 установлено, что пункт 1 названного постановления вступает в силу с 1 января 2020 года.

В настоящее время постановление действует в редакции от 08 августа 2022 года №407.

Согласно пункту 4876 в Перечень на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером , расположенный по адресу:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Данное постановление 6 ноября 2020 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.

12 ноября 2020 года Постановление №528 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за № .

Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".

В силу пункта 3 Постановления № 528 оно вступает в силу с 1 января 2021 года.

В настоящее время Постановление № 528 действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 08 августа 2022 года №407.

Согласно пункту 9632 в Перечень на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером , расположенный по адресу:

постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года №615 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Данное постановление 11 ноября 2021 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.

12 ноября 2021 года Постановление №615 зарегистрировано в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике за №

Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".

В силу пункта 3 Постановления № 615 оно вступает в силу с 1 января 2022 года.

В настоящее время Постановление № 615 действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 08 августа 2022 года №407.

Согласно пункту 10782 в Перечень на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером , расположенный по адресу:

Общество с ограниченной ответственностью «» (далее – ООО », административный истец), являясь собственником указанного объекта недвижимости: ? доли в здании общей площадью 2 452,1 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 12.11.2019 г. № 522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 4876 Перечная на 2020 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 30.10.2020 г. № 528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части пункта 9632 Перечная на 2021 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 09.11.2021 г. № 615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» в части пункта 10782 Перечная на 2022 год, с момента их принятия, ссылаясь на то, что на момент включения в Перечень объект недвижимости не отвечал и не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель административного истца Ч.А.Е. в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель Правительства Удмуртской Республики и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики С.А.А. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, пояснил, что спорный объект включен в Перечни на основании технического паспорта, согласно которого в здании имеется помещения бытового обслуживания: автомойка, зал ожидания, тамбур, автомастерские, площадь которых составляет 135 кв.м и 218,4 кв.м., что превышает 20 % от общей площади здания.

Прокурор С.А.О. дала заключение о наличие оснований для удовлетворения административного иска.

Заинтересованные лица ООО «», конкурсный управляющий ООО «» Ш.Р.Р., будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, их явка не была признана судом обязательной.

В связи с изложенными обстоятельствами, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности заявленных требований, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту 2 «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела участники процесса не ставили под сомнение компетенцию Правительства Удмуртской Республики на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

В связи с чем, суд признаёт, что на основании положений статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года № 84-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики является высшим исполнительным органом государственной власти, который на момент издания оспариваемых постановлений обладал достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.

Постановление № 522, Постановление № 528, Постановление № 615 подписаны Председателем Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций. Следовательно, введены в действие, опубликованы и зарегистрированы в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике, в установленном порядке.

В соответствии со статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики о налоге на имущество организаций в УР налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, включённым в Перечень, который утверждён в соответствии с требованиями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года № 522 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Пунктом 4876 в Перечень на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером , расположенный по адресу:

Постановлением № 528 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

Пунктом 9632 в Перечень на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу:

Постановлением № 615 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Удмуртской Республики, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Пунктом 10782 в Перечень на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: .

В соответствии с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2018г. по делу №А71-2494/2018, которым удовлетворены исковые требования ООО «» о расторжении договора купли-продажи от 24 января 2014 года, заключенного между ООО «» и ООО «». На ООО «» возложена обязанность возвратить ООО «» ? доли в праве собственности на мойку автомашин с теплой стоянкой (назначение: сервисное, площадь: 2452,1 кв.м., этажность:2, кадастровый ).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации - налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Как следует из части 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года № 63-РЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.

Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных названной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1).

В целях названной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Согласно пункту 2 названного положения утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.

Исходя из положений пункта 32 названного положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 № 270 следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.

В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года № 270 на момент включения его в Перечень на 2020 год, на 2021 год, на 2022 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.

Из технического паспорта на здание: Нежилое здание по адресу: литер В, кадастровый номер: , составленного по состоянию на 26 июля 2019 года Землеустроительным мероприятием Удмуртаэрогеодезия следует, что здание 1993 года постройки, имеет 2 наземных этажа.

Из экспликации к поэтажному плану следует, что спорный объект недвижимости имеет литер В, и состоит из следующих помещений:

Этаж 1:

Участок регулирования схода развала - 69,6 кв.м;

Подсобное помещение - 19,5 кв.м;

Подсобное помещение – 5,9 кв.м;

Подсобное помещение – 1,4 кв.м;

Санузел – 1,3 кв.м;

Подсобное помещение – 2,0 кв.м;

Тамбур – 2,1 кв.м;

Коридор – 6,3 кв.м;

Тепловой пункт – 13,6 кв.м;

Электрощитовая – 12,6 кв.м;

Бойлерная – 26.4 кв.м;

Автомойка – 171,0 кв.м;

Компрессорная – 4,0 кв.м;

Подсобное помещение – 1,6 кв.м;

Подсобное помещение – 1,6 кв.м;

Санузел – 1,9 кв.м;

Коридор – 2,2 кв.м;

Склад – 20.8 кв.м;

Зона ожидания клиентов – 51,8 кв.м;

Тамбур – 3,7 кв.м;

Подсобное помещение – 4,7 кв.м;

Склад – 167,2 кв.м;

22а. Тамбур – 4,1 кв.м;

23. Тамбур- 3,9 кв.м;

24. Подсобное помещение – 4,2 кв.м;

Подсобное помещение – 5,3 кв.м;

Подсобное помещение – 2,2 кв.м;

Санузел – 2,8 кв.м;

Склад – 277,7 кв.м;

28а.Тамбур 4,1 кв.м;

Подсобное помещение – 6,2 кв.м;

Автомастерская – 135,0 кв.м;

Автомастерская – 218,4 кв.м;

Санузел – 2,1 кв.м;

Станция пожаротушения- 56,1 кв.м;

Раздевалка – 20,6 кв.м;

Техническое помещение – 32,5 кв.м;

Техническое помещение – 8,4 кв.м;

Техническое помещение – 13, кв.м;

Итого по 1 этажу: площадь 1387,9 кв.м

Антресоль:

Вент. камера – 54,5 кв.м;

Вент. камера – 6,4 кв.м;

Вент. камера – 11,4 кв.м;

Итого по антресоль: площадь 72,3 кв.м.

Этаж 2:

Производственное помещение – 484,2 кв.м;

1а.Склад– 24,8 кв.м;

1б. Склад – 24,8 кв.м.;

Тамбур – 8,4 кв.м;

Подсобное помещение – 22,1 кв.м;

Санузел – 7,5 кв.м;

Склад – 16,3 кв.м;

Санузел – 2,8 кв.м;

Коридор – 43,1 кв.м;

Санузел – 2,2 кв.м;

Санузел – 2,0 кв.м;

Кабинет – 21,9 кв.м;

Кабинет – 26,0 кв.м;

Кабинет – 22,3 кв.м;

Кабинет – 22,3 кв.м;

Кабинет – 22,3 кв.м;

Коридор – 11,0 кв.м;

Коридор – 32,2 кв.м;

Производственное помещение – 187,0 кв.м;

Подсобное помещение – 2,6 кв.м;

Итого по 2 этажу: площадь 991,9 кв.м.

Итого: площадь 2452,1 кв.м.

Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что в спорном здании расположены мойка автомобилей и склады.

Материалами дела подтверждено, что объект недвижимости с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером (л.д.19);

согласно отчету об объекте недвижимости, сформированному на основании сведений, содержащихся в выписке из ЕГРН от 09 июня 2022 года земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель: земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: «предпринимательство» (код 4.0) (л.д.27).

Указанный вид разрешенного использования земельного участка, на которых расположен спорный объект недвижимости, не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем объектов бытового обслуживания, поскольку данный вид не соответствует коду 3.3 «бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Автомобильные мойки и автомастерские к таким услугам не относятся. Вид разрешенного использования земельного участка для размещения автомобильных моек соответствует кодам 4.9.1.3 (автомобильные мойки) и 4.9.1.4 (ремонт автомобилей).

Довод административного ответчика Правительства Удмуртской Республики о том, что спорные объекты недвижимости признаны для размещения объектов бытового обслуживания, доля которого превышает 20% от общей площади здания, не может быть принят во внимание, в связи со следующим.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.

Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, действующих на момент включения спорных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Между тем, как было установлено судом, фактическое обследование путем посещения и осмотра спорных объектов недвижимости на момент включения их в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы административным ответчиком не проводилось. В материалах дела отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых для оказания бытовых услуг физическим лицам, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорных зданиях объектов в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.

Таким образом, доказательств того, что спорные объекты в информационных системах Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике были обозначены как административно-деловые центры, торговые центры, а также то, что нежилые здания предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания или их наименования содержали указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено.

Оценив представленные в материалы настоящего административного дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что отнести спорные здания к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельных участков, ни сведения, содержащиеся в свидетельствах о государственной регистрации права, ни техническая документация, ни фактическое использование спорных объектов, следовательно, они не подлежали включению в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы.

Доводы административного истца об отсутствии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы со стороны административного ответчика не опровергнуты.

Доказательств наличия правовых оснований для включения спорных объектов в Перечни на 2020, 2021, 2022 годы, административным ответчиком, обязанным в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказывать обстоятельства соответствия оспариваемых нормативных правовых актов или его части нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 4876 Перечня на 2020 год, пункт 9632 Перечня на 2021 год, пункт 10782 Перечня на 2022 год не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нарушают права и законные интересы административного истца в той мере, в какой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество юридических лиц, исчисляемой, ввиду включения в Перечни, исходя из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №1-П от 27 января 2004 года.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношении названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оспариваемые части подлежат признанию недействующими с момента принятия данных нормативных правовых актов, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца уплаченная им при подаче административного иска госпошлина в размере 13 500 рублей подлежит присуждению за счет Правительства Удмуртской Республики.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «» к Правительству Удмуртской Республики об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 12 ноября 2019 года №522 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части пункта 4876 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, с момента принятия.

Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года №528 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в части пункта 96632 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, с момента принятия.

Признать недействующим постановление Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года №615 «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год» в части пункта 10782 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, с момента принятия.

Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу Общества с ограниченной ответственностью «» 13500 рублей в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.

Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии решения судом в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 15 августа 2022 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова