ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 18О0000-01-2022-000340-11 от 29.08.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

УИД № 18OS0000-01-2022-000340-11

Дело № 3а-490/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года г.Ижевск Удмуртская Республика

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе

судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Гирбасовой С.И.,

с участием прокурора Б.Е.Б.,

представителя административного истца С.А.Ю. - С.Н.В.,

представителей административного ответчика Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики - М.А.С., У.А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы Удмуртской Республики С.А.Ю., выдвинутого избирательным объединением «» о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года № 222.3-6 «О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики при изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики, руководствоваться формой и текстом избирательного бюллетеня, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики»,

установил:

постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года № 1264-VI «О назначении выборов Главы Удмуртской Республики» на 11 сентября 2022 года назначены выборы Главы Удмуртской Республики.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 4 августа 2022 года № 215.1-6 «О регистрации С.А.Ю. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики» С.А.Ю. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 августа 2022 года № 216.2-6 «О регистрации Б.А.В. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики» Б.А.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики» утверждена форма и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики (приложение №1).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года № 222.3-6 «О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики» внесены изменения в постановление Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», приложения №1 и №2 к постановлению изложены в новой редакции.

С.А.Ю. (далее – С.А.Ю., административный истец) обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года № 222.3-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики при изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики, руководствоваться формой и текстом избирательного бюллетеня, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», указывая следующее.

18 августа 2022 года Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики (далее – ЦИК УР, ЦИК Удмуртии) принято постановление № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики».

Однако 23 августа 2022 года, в нарушение требований пункта 4 статьи 63 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), части 2 статьи 56 Закона Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года № 35-РЗ «О выборах Главы Удмуртской Республики» (далее – Закон УР № 35-РЗ), пункта 75 Календарного плана, утвержденного постановлением ЦИК УР № 197.3-6, Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики приняла постановление № 222.3-6, изменяющее текст избирательных бюллетеней.

Изменения, внесенные с нарушением законодательства, касались исключительно данных о месте жительства кандидата Б.А.В.

Вместе с тем, 22 августа 2022 года уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата С.А.Ю. - Т.П.Ю. была вызвана в ЦИК Удмуртии для согласования текста избирательного бюллетеня в части, касающейся сведений о кандидате С.А.Ю. В ходе согласования Т.П.Ю. обратилась к заместителю председателя ЦИК УР П.О.Ю. с требованием о внесении изменений в текст избирательного бюллетеня в части сведений о кандидате С.А.Ю. Во внесении указанных изменений было отказано.

Таким образом, действиями ЦИК УР по заявлению кандидата Б.А.В. в уже утвержденный текст бюллетеня, с нарушением сроков, установленных законами, изменения были внесены, а изменения по заявлению представителя кандидата С.А.Ю. внесены не были.

Административный истец считает, что указанными действиями ЦИК Удмуртии и принятием не основанного на законе постановления от 23 августа 2022 года № 222.3-6 нарушен принцип равенства всех кандидатов, установленный статьей 39 Федерального закона № 67-ФЗ. Требования одного кандидата удовлетворяются, даже и с нарушением сроков, установленных законодательством, а в изменении данных по просьбе другого кандидата ЦИК УР отказывает.

Текст избирательного бюллетеня утвержден постановлением ЦИК Удмуртии, не основанном на законе.

Административный истец в административном исковом заявлении утверждает, что изготовление избирательных бюллетеней с таким текстом повлечет не только нарушение закона, но и создаст явную опасность нарушения прав и законных интересов как административного истца, так и других кандидатов.

Изготовление избирательных бюллетеней в утвержденном ЦИК УР виде и их передача избирательным комиссиям до вынесения судом решения по делу создаст явную опасность нарушения не только прав и законных интересов административного истца как кандидата на должность Главы Удмуртской Республики, но и прав и законных интересов избирателей-налогоплательщиков, так как для изготовления бюллетеней используются средства соответствующего бюджета.

В судебное заседание С.А.Ю., будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

В судебное заседание заинтересованное лицо Б.А.В., будучи извещен о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

В силу изложенных обстоятельств дело рассмотрено в отсутствие административного истца С.А.Ю., заинтересованного лица Б.А.В., в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административного истца С.Н.В. заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержали в полном объеме. При этом указала, что в тексте административного искового заявления допущена описка в наименовании оспариваемого постановления, просила считать заявленными требования о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года № 222.3-6 «О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», в остальной части требования поддержала в первоначальной редакции.

Представители административного ответчика – Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики М.А.С., У.А.М. административный иск не признали. В своих возражениях указали на то, что оспариваемое постановление принято компетентным органом с соблюдением процедуры и подписано в установленном порядке. Каких-либо нарушений при принятии постановления ЦИК УР не допущено, принятое постановление прав и законных интересов административного истца не нарушает, просили в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Привлеченная к участию в деле в порядке части 7 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представила заключение по делу, в котором полагала, что представленные в ЦИК России материалы, связанные с существом требований административного искового заявления, по своему объему без возможности участия в судебном заседании и изучения объяснений сторон, ознакомления со всеми доказательствами по делу не позволяют представить в суд мотивированное заключение по данному административному делу.

Прокурор Б.Е.Б. дала заключение по делу о необоснованности заявленных требований.

Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Б.Е.Б., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Удмуртской Республики не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.

Оспариваемое административным истцом постановление Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики № 222.3-6 «О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики» принято 23 августа 2022 года.

С административным исковым заявлением кандидат на должность Главы Удмуртской Республики, выдвинутый избирательным объединением «», С.А.Ю. обратился в суд 24 августа 2022 года (л.д.7-10), то есть в установленный законом срок.

Как следует из материалов дела

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года № 1264-VI «О назначении выборов Главы Удмуртской Республики» на 11 сентября 2022 года назначены выборы Главы Удмуртской Республики.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 4 августа 2022 года № 215.1-6 «О регистрации С.А.Ю. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики» С.А.Ю. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 августа 2022 № 216.2-6 «О регистрации Б.А.В. кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики» Б.А.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Удмуртской Республики.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ), Указом Главы Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года №349 «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса», Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года № 52-VI «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса», Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики сформирована в 2017 году со сроком полномочий на 5 лет.

В соответствии со статьей 4 Закона Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года № 35-РЗ «О выборах Главы Удмуртской Республики» выборы Главы Удмуртской Республики проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Удмуртской Республики.

Из пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ следует, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Закона Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года № 35-РЗ «О выборах Главы Удмуртской Республики» подготовка и проведение выборов Главы Удмуртской Республики, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом и иными законами Удмуртской Республики.

В статье 15 Закона Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года № 35-РЗ «О выборах Главы Удмуртской Республики» указано, что Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики в пределах своих полномочий, в том числе, организует подготовку и проведение выборов Главы Удмуртской Республики, руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий; регистрирует кандидатов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Удмуртской Республики от 13 ноября 2002 года № 61-РЗ «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики», заседание Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса. В случае невозможности прибыть на заседание член Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса заблаговременно извещает об этом Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики либо заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики или секретаря Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики.

Решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики об избрании либо об освобождении от должности Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики и секретаря Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателей территориальных избирательных комиссий, председателей окружных избирательных комиссий, а также о внесении предложений по кандидатурам председателей избирательных комиссий муниципальных образований, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов на должность Главы Удмуртской Республики и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, о регистрации списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума принимаются на заседаниях Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики большинством голосов от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса (пункт 7 статьи 15 Закона Удмуртской Республики от 13 ноября 2002 года № 61-РЗ «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики»).

Указом Главы Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года № 349 «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса» членами ЦИК УР с правом решающего голоса назначены: В.М.Б., В.В.С., Ж.А.В., К.В.С., К.В.М., Л.В.Н., Х.М.М.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года № 52-VI «О назначении членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса» членами ЦИК УР с правом решающего голоса назначены: В.Е.С., Д.Ж.В., М.Н.А., П.О.Ю., Р.В.И., Т.Н.А., Х.Н.В.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 декабря 2017 года № 1.3-6 «Об избрании Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» К.В.М. избран Председателем ЦИК УР.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 декабря 2017 года № 1.5-6 «Об избрании заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» Д.Ж.В. избрана заместителем Председателя ЦИК УР.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 5 декабря 2017 года № 1.7-6 «Об избрании секретаря Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» П.О.Ю. избран секретарем ЦИК УР.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 сентября 2018 года № 237-VI «О досрочном прекращении полномочий члена ЦИК УР с правом решающего голоса» досрочно прекращены полномочия члена ЦИК УР с правом решающего голоса В.Е.С..

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 октября 2018 года № 237-VI членом ЦИК УР с правом решающего голоса назначена А.Н.В..

Указом Главы Удмуртской Республики от 16 апреля 2020 года № 87 Х.М.М. освобожден от обязанностей члена ЦИК УР с правом решающего голоса, абзац 8 пункта 1 Указа Главы Удмуртской Республики от 31 октября 2017 года №349 признан утратившим силу.

Указом Главы Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года № 112 членом ЦИК УР с правом решающего голоса назначен Д.Ж.Р..

Указом Главы Удмуртской Республики от 2 марта 2021 года № 53 досрочно прекращены полномочия и освобожден от обязанностей члена ЦИК УР с правом решающего голоса К.В.М..

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 2 марта 2021 года № 131.4-6 К.В.М. освобожден от замещаемой должности Председателя ЦИК УР 2 марта 2021 года.

Указом Главы Удмуртской Республики от 10 марта 2021 года №55 членом ЦИК УР с правом решающего голоса назначен С.В.В..

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 19 марта 2021 года № 134.3-6 «Об избрании Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» С.В.В. избран Председателем ЦИК УР.

Указом Главы Удмуртской Республики от 17 июня 2022 года №107 досрочно прекращены полномочия и освобожден от обязанностей члена ЦИК УР с правом решающего голоса Ж.А.В..

Указом Главы Удмуртской Республики от 24 июня 2022 года №110 членом ЦИК УР с правом решающего голоса назначена П.С.С..

Согласно протоколу заседания ЦИК УР от 23 августа 2022 года № 222 на заседании присутствовали: Председатель ЦИК УР С.В.В., заместитель председателя ЦИК УР Д.Ж.В., секретарь ЦИК УР П.О.Ю., члены ЦИК УР с правом решающего голоса: А.Н.В., В.М.Б., В.В.С., Д.Ж.Р., М.Н.А., Р.В.И., Т.Н.А., Х.Н.В.; члены ЦИК УР с правом совещательного голоса: А.С.Ю., М.Д.В., О.С.А.

На указанном заседании внесены изменения в постановление ЦИК УР от 18 августа 2022 года № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», приложения №1 и №2 к постановлению изложены в новой редакции.

По вопросу внесения изменений в постановление ЦИК УР указанные лица проголосовали: «ЗА»-10; «ПРОТИВ»-0; «ВОЗДЕРЖАЛСЯ»-1.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Закона Удмуртской Республики №61-РЗ решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики и протоколы ее заседаний подписываются Председателем ЦИК УР и секретарем ЦИК УР (председательствующим на соответствующем заседании и секретарем заседания). Решения ЦИК УР оформляются постановлениями ЦИК УР.

Постановление от 23 августа 2022 года № 222.3-6 подписано Председателем и секретарем ЦИК УР.

Суд приходит к выводу о том, что постановление № 222.3-6 принято компетентным органом, соответствуют процедуре его принятия и подписано в установленном законом порядке.

Постановление от 23 августа 2022 года № 222.3-6 отвечает всем требованиям, предъявляемым к порядку составления и содержанию данных документов Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Удмуртской Республики от 13 ноября 2002 года № 61-РЗ «О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики», Законом Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года № 35-РЗ «О выборах Главы Удмуртской Республики».

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона №67-ФЗ для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.

Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне (пункт 4 указанной статьи).

Согласно статье 56 Закона Удмуртской Республики от 28.06.2012 N 35-РЗ "О выборах Главы Удмуртской Республики" (далее – Закон УР №35-РЗ) порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за их изготовлением и доставкой утверждаются Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики не позднее чем за 25 дней до дня голосования (часть 1). Форму и текст избирательного бюллетеня утверждает Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики не позднее чем за 22 дня до дня голосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня (часть 2).

Требования приведённого законоположения исполнены ЦИК Удмуртии принятием 18 августа 2022 года постановления № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики».

Устанавливая срок для утверждения формы и текста бюллетеня, федеральный законодатель гарантирует изготовление избирательных бюллетеней в установленный срок.

Вместе с тем приведённая норма не препятствует избирательной комиссии вносить изменения в принятое постановление в целях реализации иных положений избирательного закона.

По смыслу Федерального закона №67-ФЗ целью избирательных комиссий является содействие всем участникам избирательного процесса, в том числе избирателям, в реализации прав и законных интересов, гарантированных законом.

В частности, пунктом 5 статьи 63 Федерального закона №67-ФЗ определён перечень сведений о кандидате, которые в обязательном порядке должен быть отражён в избирательном бюллетене.

Согласно приведённой норме, в избирательном бюллетене указываются:

а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате). Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются его прежние фамилия, или имя, или отчество;

б) год рождения;

в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата;

г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий);

д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;

е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово «выдвинут» с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Данный перечень является исчерпывающим.

Аналогичные требования содержаться и в Законе Удмуртской Республики № 35-РЗ.

Так, в части 5 статьи 56 Закона УР № 35-РЗ предусмотрено, что в избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:

1) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате). Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Главы Удмуртской Республики, в избирательном бюллетене также указываются его прежние фамилия, или имя, или отчество;

2) год рождения;

3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата;

4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;

5) информацию о том, что кандидат выдвинут избирательным объединением: слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии в соответствии с частью 3 статьи 24 настоящего Закона;

6) если кандидат в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 25 названного Закона указал на свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объединению, - наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статус зарегистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении.

8. Если у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, имелась или имеется судимость, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о его судимости.

8.1. Если зарегистрированный кандидат, внесенный в избирательный бюллетень, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, в избирательном бюллетене должны указываться сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.

10. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики избирательные бюллетени печатаются на русском и на удмуртском языках, при этом текст на русском языке должен помещаться в каждом избирательном бюллетене.

Приведёнными нормами законодатель обеспечивает всем зарегистрированным кандидатам реализацию принципа равенства, закреплённого пунктом 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ.

Вместе с тем, этими же нормами закон гарантирует избирателям право на доступ к достоверной и актуальной информации о кандидатах, одновременно возлагая на избирательные комиссии соответствующего уровня обязанность по обеспечению реализации обозначенной гарантии.

В силу подпункта 30.1 пункта 1 статьи 8 Закона Удмуртской Республики от 13.11.2002 N 61-РЗ "О Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики» Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Удмуртской Республики, референдума Удмуртской Республики в пределах своих полномочий: утверждает текст соответствующего бюллетеня при проведении выборов Главы Удмуртской Республики и отзыва Главы Удмуртской Республики.

Из материалов дела следует, что при принятии постановления ЦИК УР 18 августа 2022 года № 22.2-6 утверждена форма и текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики (приложения №1 и №2), в которых наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата на должность Главы Удмуртской Республики – Б.А.В. указано «».

23 августа 2022 года Б.А.В. представил в ЦИК Удмуртии уведомление об изменении адреса своей регистрации: , приложив копию паспорта.

Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации, Б.А.В. снят с регистрационного учета по адресу: 23 августа 2022 года, и зарегистрирован по месту жительства в тот же день - 23 августа 2022 года по адресу:

23 августа 2022 года, на основании статьи 56 Закона УР № 35-РЗ, заявления кандидата на должность Главы Удмуртской Республики Б.А.В. об изменениях в данных о кандидате (в сведениях о месте жительства), ЦИК УР вынесла постановление № 222.3-6 «О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», изложив приложения №1 и №2 к постановлению в новой редакции, а именно, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата на должность Главы Удмуртской Республики – Б.А.В. указано «

Согласно пункту 6 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ при подготовке и проведении выборов на избирательные комиссии, в том числе возложена обязанность информировать избирателей о кандидатах.

Принимая оспариваемое постановление, ЦИК Удмуртии исполнило свою обязанность по реализации права избирателей на доступ к достоверной и актуальной информации о зарегистрированных кандидатах.

При таких обстоятельствах внесение изменений в Постановление о форме и содержании бюллетеня в части указания достоверной и актуальной информации о кандидате, по мнению суда, не может рассматриваться как нарушение закона.

При этом суд отмечает, что С.А.Ю. в административном исковом заявлении не указывает, каким образом размещение достоверных и актуальных данных о кандидате может создать явную угрозу нарушения прав и законных интересов как административного истца, так и избирателей.

В соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен названным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

При таких обстоятельствах, судом не усмотрены правовые основания для признания незаконным и отмене постановления ЦИК УР от 23 августа 2022 года № 222.3-6.

В этой связи требования административного искового заявления С.А.Ю. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата на должность Главы Удмуртской Республики С.А.Ю., выдвинутого избирательным объединением » о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 23 августа 2022 года № 222.3-6 «О внесении изменений в текст избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики при изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики, руководствоваться формой и текстом избирательного бюллетеня, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 18 августа 2022 года № 221.2-6 «О форме и тексте избирательных бюллетеней для голосования на выборах Главы Удмуртской Республики», отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 августа 2022 года в 17 часов 30 минут.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова