ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 18О0000-01-2023-000095-83 от 25.07.2023 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-187/2023

УИД № 18OS0000-01-2023-000095-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года город Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Габдрахманова А.Р.,

при секретаре судебного заседания Питерских М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ральникова Данила Николаевича к Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики о признании недействующим со дня издания приказа №18 от 14 февраля 2023 года «Об отказе во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы», понуждении включить объект «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» в перечень выявленных объектов культурного наследия,

установил:

Ральников Данил Николаевич (далее административный истец) обратился с административным иском к Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее – Агентство, административный ответчик) о признании недействующим со дня издания приказа №18 от 14 февраля 2023 года «Об отказе во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы», понуждении включить объект «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» в перечень выявленных объектов культурного наследия.

В обоснование административного иска указал, что 21 апреля 2022 года в адрес административного ответчика направил заявление о включении объекта обладающего признаками объекта культурного наследия («Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы»), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 14 февраля 2023 года №18 отказано во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» (Удмуртская, Республика, Дебесский район, село Дебёсы, ул. Советская, 94, ул. Андронова, 11). Данным приказом объект исключен из Списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. При наличии у объекта всех признаков выявленного объекта культурного наследия, а также, вопреки мнению экспертов и решению Экспертного-консультационного совета по сохранению объектов культурного наследия, которыми рекомендовано включить данный объект в Перечень выявленных объектов культурного наследия, Агентством издан оспариваемый приказ. Считает, что он не соответствует требованиям статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 5.1 Закона УР от 06 мая 2009 года №17-РЗ «О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Удмуртской Республике».

В судебном заседании представитель Ральникова Д.Н. – Федорова В.В. административный иск по обстоятельствам изложенным в административном иске поддержала. Кроме того указала на то, что оспариваемый акт принят с нарушением сроков.

В судебном заседании представитель Агентства - Савина И.Д. возражала против удовлетворения административного иска, поскольку процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена. Поддержала письменные возражения.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Дебёсский район Удмуртской Республики» Роготнев М.С. возражал против удовлетворения иска, поскольку нормативный акт принят в соответствии с законодательством.

В судебном заседании представитель Дьяконова С.В. – Касаткин С.В. возражал против удовлетворения иска, поскольку нормативный акт принят в соответствии с законодательством.

Ральников Д.Н., Дьяконов С.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Часть 6 статьи 208 КАС РФ позволяет подать в суд такое административное исковое заявление в течение всего срока действия оспариваемого нормативного правового акта.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на принявшие его орган, организацию либо должностное лицо (пункт 3 части 8, часть 9 статьи 213 КАС РФ).

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

Исходя из положений статьи 6 Федерального закона № 73-ФЗ, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях названного Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В силу пункта 12 статьи 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 73-ФЗ ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра (часть 2 статьи 15 указанного Закона).

В силу статьи 16 указанного Закона реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ работы по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 данного Федерального закона организуют региональные и муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия (пункт 3).

При этом, порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 3).

По истечении срока, установленного пунктом 3 статьи 16.1 этого Федерального закона, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (пункт 4).

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02 июля 2015 года №1905 утвержден порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

На территории Удмуртской Республики действует Закон от 06 мая 2009 года №17-РЗ «О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Удмуртской Республике» (далее - Закон от 06 мая 2009 года №17-РЗ), согласно части 1 статьи 4 которого исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, определяется Правительством Удмуртской Республики.

К полномочиям уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия относятся принятие решения о включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении выявленных объектов культурного наследия в указанный реестр (ч. 2 ст. 4 Закон от 06 мая 2009 года №17-РЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 февраля 2016 года №74 «Об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики и о внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 декабря 2014 года № 520 «О Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики» полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики.

Пунктом 8 "Положения об Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики" предусмотрено, что Агентство осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, в том числе: организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия); в установленном порядке организует работу по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации); в соответствии с законодательством принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Проверяя соблюдение порядка и процедуры принятия оспариваемых положений суд отмечает следующее.

Согласно статьи 5.1 Закона Удмуртской Республики от 06 мая 2009 года №17-РЗ «О регулировании отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Удмуртской Республике» (в редакции от 11 января 2023 года) регламентирован порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Так уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия организует работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с приложением сведений о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности.

Уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия в целях установления историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, вправе привлекать специалистов в области охраны объектов культурного наследия, в том числе путем создания совещательного органа. Количественный и персональный состав совещательного органа, порядок его деятельности устанавливаются уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия.

На основании заключения специалиста и (или) решения совещательного органа, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный орган в области охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.

Приказом Агентства от 23 апреля 2018 года №100 утвержден Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (далее – Порядок).

Организация работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (далее - Агентство) (п.2 Порядка).

Под историко-культурной ценностью объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, понимается совокупность его характеристик, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (п. 3 Порядка).

Работа по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, включает в себя:

1. Рассмотрение заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, работ по сохранению объекта культурного наследия;

2. Определение историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;

3. Принятие решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень (п. 4 Порядка).

Работа по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется Агентством на основании заявлений, предусмотренных пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона N 73-ФЗ, в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления (п. 5 Порядка).

Агентство регистрирует заявление с приложениями в день поступления и в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления направляет заявителю уведомление (на электронный адрес, указанный в заявлении, в случае его отсутствия - почтовым отправлением) о принятии заявления к рассмотрению или о возврате заявления и приложений к нему с мотивированным обоснованием причин возврата (п. 11 Порядка).

После принятия Агентством заявления к рассмотрению объект, в отношении которого поступило заявление, подлежит учету в Агентстве в качестве объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (п. 15 Порядка).

Агентство в день подписания уведомления о принятии заявления к рассмотрению направляет в администрацию муниципального образования, на территории которого находится объект, указанный в заявлении, информацию о поступлении заявления (п. 16 Порядка).

Установление историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется на основании представленных заявителем документов и материалов, имеющихся в распоряжении Агентства материалов, а также по итогам осмотра объекта, указанного в заявлении, сотрудниками Агентства с привлечением при необходимости экспертов и специалистов в области охраны объектов культурного наследия (п. 17 Порядка).

Пунктом 18 указанного Порядка предусмотрено, что Агентство при осуществлении работы по установлению историко-культурной ценности объекта при необходимости:

а) уточняет сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

б) уточняет сведения о времени возникновения или дате создания объекта, исторические сведения об объекте;

в) уточняет сведения о лице, в собственности и (или) в пользовании которого находится объект и земельный участок, на котором расположен объект;

г) осуществляет осмотр объекта, по результатам которого составляется акт визуального осмотра с приложением фотофиксации.

Установление историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляется Агентством с привлечением экспертов (специалистов) в области охраны объектов культурного наследия или на заседании Экспертно-консультативного совета при Агентстве. Решение экспертов (специалистов) в области охраны объектов культурного наследия оформляется в виде заключения с рекомендациями о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении. Решение Экспертно-консультативного совета при Агентстве оформляется протоколом с рекомендациями о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении. По результатам проведенной Агентством работы по установлению историко-культурной ценности Агентство готовит заключение об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. На основании заключения об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, Агентство принимает решение о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия. (пункты 21-25 Порядка).

Согласно пункта 26 Порядка Агентство принимает решение об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия при наличии следующих обстоятельств:

а) объект не обладает признаками, определенными статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ;

б) со времени возникновения или с даты создания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, либо с даты исторических событий, с которыми такой объект связан, прошло менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц);

в) объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, имеет низкую выраженность критериев, указанных в подпунктах "е" по "и" пункта 19 настоящего Порядка.

Критериями историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, является наличие следующих обстоятельств: объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, имеет историческую ценность (высокая/низкая) - непосредственно связан с важнейшими историческими событиями или памятными датами или пребыванием выдающихся деятелей, получивших признание; подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, (высокая/низкая) - степень его сохранности в историческом виде; подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, (высокая/низкая) - степень его сохранности в историческом виде (подпункты "е" по "и" пункта 19 настоящего Порядка).

Решение Агентства о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия принимается в форме приказа. Уведомление о принятом решении с приложением копии такого решения вручается заявителю под расписку либо направляется по почтовому адресу (электронному адресу), указанному в заявлении, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 28 Порядка).

Пунктом 29 Порядка регламентировано, что Приказ Агентства о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики либо об отказе во включении указанного объекта в данный Перечень подлежит размещению на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.aoknur.ru.

Приказ №18 от 14 февраля 2023 года «Об отказе во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы», который размещен на официальном сайте Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (л.д. 62 т.2).

Таким образом оспариваемый нормативный правовой акт был доведен до всеобщего сведения, то есть населению Удмуртской Республики и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием.

21 апреля 2022 года Ральников Д.Н. обратился в Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики с заявлением о включении объекта - «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, указывая, что объект обладает признаками объекта культурного наследия.

22 апреля 2022 года Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики направило Ральникову Д.Н. сообщение о принятии его заявления (л. 4 т.2).

22 апреля 2022 года Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики направило главе муниципального образования «Муниципальный округ Дебёсский район Удмуртской Республики» информацию о поступлении заявления о включении объекта - «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, которое принято к рассмотрению (л. 6 т.2).

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 25.04.2022 года следует, что правообладателем нежилых зданий по ул. Советской, дом 94, с. Дебёсы Дебёсского района Удмуртской Республики, 1925 год завершения строительства, и по ул. Андронова, дом 11, с. Дебёсы Дебёсского района Удмуртской Республики, 1925 год завершения строительства, являлось Муниципальное образование «Дебесский район» (л.д. 184-194 том 1).

28 июля 2022 года в соответствии с Порядком №100 от 23 апреля 2018 года специалистами Агентства был осуществлен осмотр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический цент села Дебёсы», а также прилегающей территории в с. Дебёсы, в том числе фото-фиксация, по результатам которого составлен Акт, согласно которому Сибирский тракт стал частью культурно-исторического наследия села Дебёсы: здесь сохранился участок старинного тракта длиной 1,2 км. (объект культурного наследия регионального значения), в бывшем здании казармы нижних чинов Дебёсского конно-этапного пункта расположился Дебёсский районный музей истории Сибирского тракта (объект культурного наследия регионального значения «Этапная изба».

На перекрестке улиц Андронова и Советской в настоящее время обустроена асфальтированная автомобильная дорога с современной инфраструктурой межрайонного значения. Верстовой столб стилизованный. Аутентичность Сибирского тракта в предполагаемых границах достопримечательного места утрачена.

Двухэтажное здание по ул. Советская, 94, расположено на перекресте улиц Андронова и Советской с северо-восточной стороны. По некоторым данным, построено купцом Соиным Александром Григорьевичем, возможно, по проекту вятского губернского архитектора И.А. Чарушина еще до революции (подтверждающих данных нет). По завершении строительства здание было передано под нужды Дебёсского почтово-телеграфного ведомства Сарапульского уездного земства. По информации бывшего заведующего телеграфной станцией И.П. Малыгина, телеграф располагался на 1-ом этаже, на 2-ом этаже была квартира почтмейстера Ашихмина. По другому источнику, до 1921 года в доме проживала семья купца А.Г. Соина. По данным Администрации Дебёсского района здание не является домом купца Соина. Интерьеры здания за время эксплуатации претерпели изменения относительно первоначальных. Второй этаж не эксплуатируется. (л.д.119-120 том 1).

Второе двухэтажное здание по ул. Андронова, дом 11, расположено на перекрестке улиц Андронова и Советской с юго-западной стороны. По неподтвержденным данным, построено до революции и принадлежало господину Скрябину. В Гражданскую войну, в сентябре-ноябре 1918 года, решением командования Особой Вятской дивизии в здании был оборудован госпиталь для раненных красноармейцев. Но в 20 ноября 1918 года госпиталь сгорел. Сохранился лишь кирпичный подвал, на основании которого в 1925 году здание было восстановлено – перевезен «кулацкий» двухэтажный дом из д. Нимошур Дебесской волости. В 2001 году здание признано аварийным, в 2015 году закрыто, с тех пор не эксплуатируется. (л.д.120 том 1).

Историческая и социальная ценность: использование строительства и использования зданий связаны с историей села и страны, а также деятельностью классиков удмуртской литературы Д.И. Корепановым (Кедра Митрей) и С.П. Широбоковым. Размещение зданий на слиянии двух веток Сибирского тракта в историческом центре села. В зданиях за все время эксплуатации размещались советские, партийные и культурные учреждения.

Архитектурная ценность: здания не имеют стилевой и особой архитектурной выразительности, не являются уникальными. Авторство архитектора И.А. Чарушина по зданию на ул. Советская, д. 94 (бывшая детская библиотека) не подтверждено.

Градостроительная ценность: здания расположены на месте слияния двух веток, северной и южной Сибирского тракта в историческом центре села Десёсы, организуют перекресток и являются частью застройки одной из центральных улиц села.

Общее состояние объектов в составе «Достопримечательное место: Исторический цент села Дебёсы»: здание по ул. Андронова д. 11 – аварийное; здание по ул. Советская, д. 94 - ограничено работоспособное, частично недопустимое; необходимо проведение противоаварийных, восстановительных, ремонтных работ зданий и инженерных систем.

28 июля 2022 года Агентством с целью установления историко-культурной ценности спорного объекта принято участие в выездном заседании Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», тема Совета: «Сохранение исторического центра села Дебёссы в контексте развития территории «Сибирский тракт» (Протокол №1 выездного заседания Экспертного совета и Президиума УРО ВОО «ВООПИиК» Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» от 28 июля 2022 года (л.д. 148-160 том 1).

15 сентября 2022 года проведено заочное совещание секций архитектуры и монументального искусства, исторического населения и популяризации, археологического наследия Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики (протокол заочного совещания №4 от 15 сентября 2022 года).

Кроме того, к изучению вопроса был привечен независимый эксперт Шумилкин А.С., согласно экспертному мнению которого историческое значение села Дебёсы, как места слияния северной и южной веток Большого Сибирского теракта, представляет интерес с точки зрения мемориальной и исторической ценности. Сохранившиеся фрагменты застройки начала XX в. Представляют себя отголоски местной провинциальной эклектики и народного стиля в архитектуре.

Представленный на рассмотрении фрагмент центральной части села, оформленный в виде границ достопримечательного места, имеет очень цитатный характер застройки и рваный контру. Утраченная церковь «Живоначальной Троицы» середины XIX в., утраты застройки юго-восточной части красной линии ул. Советской, а также кучное расположение диссонирующих объектов второй половины XX в. Говорит о сильной деформации подлинности исторической застройки села Дебёсы.

Представленный на рассмотрение объект в указанных в нем границах содержит разрозненную застройку, созданную в начале XX в. и хранит мемориальную информацию о событиях дореволюционного периода, но при этом не включает расположенные вблизи: памятник «Земляках, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и сакральное место утраченной церкви «Живоначальной Троицы» середины XIX в.

На основании изложенного, эксперт пришел к выводу о недостаточности наличия указанных в статье 3 Федерального закона №73-ФЗ категорий и принципов для включения объекта, обладающего признаками культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (отрицательное заключение).

На основании указанных доказательств, Агентством составлен Акт об установлении историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия от 10 февраля 2023 года, согласно которому объект «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» не соответствует признакам, определенным статьей 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Историческая ценность объекта (участка перекреста дороги как части Сибирского тракта), обладающего признаками объекта культурного наследия, оценивается как высокая, при этом участок дороги утратил свою аутентичность. История строительства и использования зданий связана с историей жизни села и страны, а также с деятельностью классиков удмуртской литературы Д.И. Корепановым (Кедра Митрей) и С.П. Широбоковым, при этом признаком уникальности не обладают.

Подлинность объекта низкая, поскольку здания перестраивались и дополнялись пристроями и отдельными элементами; территория объекта как достопримечательного места, включая перекресток улиц Советская и Андросова утратила свой аутентичный вид, отсутствует целостность восприятия заявленной территории; вокруг расположена дисгармонирующая застройка.

По результатам сведений об установлении историко-культурной ценности объекта на предмет соответствия критериям историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками культурного наследия - «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» не имеет историко-культурной ценности и не подлежит включению в перечень выявленных объектов культурного наследия Удмуртской Республики (л.д. 73-74 т.2).

На основании данного Акта административным ответчиком был принят оспариваемый Приказ №18 от 14 февраля 2023 года «Об отказе во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» (Удмуртская, Республика, Дебесский район, село Дебёсы, ул. Советская, 94, ул. Андронова, 11) (л.д. 13 том 1). 14 февраля 2023 года копия приказа направлена в адрес Ральникова Д.Н. (л.д. 61 т.2).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» ввиду его несоответствия признакам, определенным статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ, а также по причине низкой подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (степень его сохранности в историческом виде; подлинность объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, степень его сохранности в историческом виде (подпункт "и" пункта 19 Порядка), не могло быть осуществлено, в связи с чем Агентством принято решение об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Перечень выявленных объектов культурного наследия, что в полной мере соответствует положениям подпункта «а» пункта 26 Порядка.

Доводы административного истца о том, что оспариваемый приказ принят вопреки мнениям Экспертного совета и Президиума УРО ВОО «ВООПИиК» Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» от 28 июля 2022 года и Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 15 сентября 2022 года не влечет признание не законным оспариваемого приказа.

Мнения членов экспертного Совета и Президиума УРО ВОО «ВООПИиК» учтены при принятии оспариваемого Приказа.

Вместе с тем, заключение экспертно-консультативного совета является рекомендательным и учитывается Агентством по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики при принятии решений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Удмуртской Республики (пункт 3 Положения об экспертно-консультативном совете по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики, утв. Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 29 июня 2016 года №43).

Основными задачами Совета является в числе прочих установление историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, разработка рекомендаций и предложений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также содействие в реализации Агентством государственной политики и обеспечении нормативно-правового регулирования в указанной сфере деятельности.

Таким образом рекомендации Экспертного совета и Президиума УРО ВОО «ВООПИиК» Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» от 28 июля 2022 года и Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 15 сентября 2022 года, не имеют обязательный характер и учитываются Агентством при принятии решения в совокупности с другими доказательствами.

Вместе с тем протокол Экспертного совета и Президиума УРО ВОО «ВООПИиК» Удмуртского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» от 28 июля 2022 года и протокол Экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия при Агентстве по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики от 15 сентября 2022 года, не содержат выводов о соответствии объекта «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» признакам, определенным статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ.

Экспертом Шумилкиным А.С. указано о недостаточности наличия указанных в статье 3 Федерального закона №73-ФЗ категорий и принципов для включения объекта, обладающего признаками культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (отрицательное заключение).

При этом эксперт Шумилкин А.С. с 2018 года по настоящее время является федеральным экспертом Министерства культуры Российской Федерации в области государственной историко-культурной экспертизы, занимается подготовкой документов для внесения памятников России в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Эксперт является действующим, сведения об аттестации эксперта государственной историко-культурно экспертизы опубликованы на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации (л.д. 59-61 т. 2).

Таким образом Агентством обосновано принято мнение эксперта Шумилкина А.С., которое содержит отрицательное заключение.

Доводы о нарушении срока организации работ по включению в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (девяноста рабочих дней со дня регистрации заявления) не влекут признание незаконным оспариваемого приказа.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах, оценив представленные суду доказательства в соответствии с учетом их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит, в связи с чем административные исковые требования Ральникова Д.Н. не подлежат удовлетворению.

С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом надлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики - http://www.aoknur.udmr.ru.

Статьей 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Понесенные по делу судебные расходы в пользу административного истца (уплаченная им при подаче административного иска госпошлина) присуждению не подлежат, так как в удовлетворении заявленных им требований отказано, и он не является стороной в пользу которого состоялось решение суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ральникова Данила Николаевича к Агентству по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики о признании недействующим со дня издания приказа №18 от 14 февраля 2023 года «Об отказе во включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы», понуждении включить объект «Достопримечательное место: Исторический центр села Дебёсы» в перечень выявленных объектов культурного наследия, отказать.

Обязать Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию - Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

Решение в окончательной форме принято 03 августа 2023 года.

Судья А.Р. Габдрахманов

Копия верна: судья А.Р. Габдрахманов