УИД № 19RS0001-02-2021-000283-13
Дело № 2-1149/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.02.2021 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РХ в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Песчаный карьер» об обязании совершить определенные действия,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора <адрес> РХ ФИО3,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии РХ по доверенности ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Песчаный карьер» об обязании совершить определенные действия, требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны и использования недр ООО «Песчаный карьер». Установлено, что Обществу выдана лицензия с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и целью поисков оценки песчано-гравийных материалов на участке недр местного значения «Уйбатский», сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями соглашения о недропользовании, Общество обязано обеспечить подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта на геологическое изучение участка недр – до ДД.ММ.ГГГГ. Документы на согласование в уполномоченный орган (Министерство природных ресурсов и экологии РХ) не предоставлялись. На основании изложенного, просит обязать ООО «Песчаный карьер» направить проект на геологическое изучение участка недр для согласования в Министерство природных ресурсов и экологии РХ.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора ФИО4 поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по доводам и основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить. Дополнительно указала, что решение о согласовании документации по участкам недр местного значения подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим. Этим органом является Министерство природных ресурсов и экологии РХ, а не Роснедра как утверждает ответчик.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РХ ФИО5 по доверенности, не возражала по требованиям Прокурора <адрес>. Дополнительно пояснила, что действительно, окончательное согласование и утверждение в установленном порядке проекта на геологическое изучение участка недр относится к компетенции Министерства, срок согласования от 12 до 25 дней.
Ответчик ООО «Песчаный карьер» представителя в судебное заседание не направило, надлежащим образом было уведомлено о времени и месте судебного заседания.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора <адрес>ФИО3, представителя Министерства природных ресурсов и экологии РХ, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государева.
Статьей 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статьям 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и другие ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу ст. 12 вышеуказанного Закона, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев); порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до'утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с и. 5 Положения документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган)
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что по результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.
Пунктом 23 Положения предусмотрено, что решение о согласовании проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа.
Решение о согласовании документации по участкам недр местного значения подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим.
ООО «Песчаный карьер» (ИНН 190102879013) является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является добыча камня, песка и глины.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны и использования недр ООО «Песчаный карьер».
Проверкой установлено, что Обществу выдана лицензия № с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение и целью поисков оценки песчано-гравийных материалов на участке недр местного значения «Уйбатский», сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Участок расположен в <данные изъяты>.
Приложением № к лицензии является условия пользования недрами.
В соответствии с условиями соглашения о недропользовании, Общество обязано обеспечить подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта на геологическое изучение участка недр – до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, документы на согласование в уполномоченный орган (Министерство природных ресурсов и экологии РХ) Обществом не предоставлялись, что не оспаривалось ответчиком на подготовке дела к судебному разбирательству и подтверждено представителем третьего лица.
ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о проведении проверки в отношение ООО «Песчаный карьер».
ДД.ММ.ГГГГ на основании требования прокуратуры РХ был осуществлен выезд на предмет соблюдения требований законодательства о недропользовании в <адрес> на участок ООО «Песчаный карьер». В результате проведенного осмотра земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе визуального осмотра указанного земельного участка установлено, что на земельном участке расположен карьер, зафиксирована спец.техника. Данный участок находится с 2014 года в частной собственности ФИО6 По информации Министерства природных ресурсов и экологии РХ в границах данного земельного участка выданы лицензии № для геологического изучения с целью поисков и оценки песчано-гравийных материалов ООО «Песчаный карьер».
Так как лицензия № выдана с целью поисков и разведки и не предусматривает добычу в каких-либо объемах. Проект на геолого-разведочные работы в Министерство природных ресурсов и экологии РХ на согласование не предоставлялся. В связи с чем, ООО «Песчаный карьер» допустило нарушение п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». Выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесения платежей за пользование недрами.
ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Песчаный карьер» ФИО8 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране недр.
На указанное представление был дан ответ с приложением письма из Федерального государственного казенного учреждения «Росгеолэкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ, письма от ДД.ММ.ГГГГ из Департамента по недропользованию по центрально-сибирскому округу.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии РХ было вынесено постановление № о признании ФИО7 виновной в совершении административного правонарушения, наложен административный штраф в размере 20 000 руб.
Вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности ООО «Песчаный карьер» не оспорило, нарушения условий недропользования Общество до настоящего времени не устранены.
Таким образом, негативными последствиями нарушения федерального законодательства является нарушение основным принципов порядка предоставления недр в пользование, причиняется вред окружающей природной средстве, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования Прокурора <адрес> РХ об обязании ООО «Песчаный карьер» направить проект на геологическое изучение участка недр для согласования в Министерство природных ресурсов и экологии РХ подлежат удовлетворению.
В порядке ст.ст. 98 и 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Песчаный карьер» направить проект на геологическое изучение участка недр местного значения «Уйбатский» <адрес> РХ для согласования в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Песчаный карьер» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт