ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190001-02-2022-007006-36 от 28.09.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД № 19RS0001-02-2022-007006-36

Дело № 2-5040/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.09.2022 г. Абакан

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.С.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии,

с участием истца К., представителя ответчика по доверенности ФИО4,

У С Т А Н О В И Л:

К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ГУ – ОПФР по РХ, Отделение, Пенсионный фонд) об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы, в том числе трудовую книжку, в которой указано неверное неполное наименование должности как «организатор работы с детьми», в то время как правильно именовалась должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Решением Отделения в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не был включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в назначении пенсии считает незаконным. С учетом изложенного просила суд обязать ответчика включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права.

Истец в судебном заседании требования поддержала, приведя в обоснование доводы иска, просила удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО4 возражал против иска, указывал, что в спорный период истец работала на неполную педагогическую ставку, что отражено на ее лицевом счете, в связи с чем указанный период не включен в специальный стаж.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГК. обратилась в УПФР в <адрес> РХ (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – ОПФР по РХ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку ее специальный стаж составил 22 года 2 месяца 29 дней при требуемом 25 лет.

В специальный стаж работы истца ответчиком не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора работы с детьми с нормой педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы и по совмещению учитель природоведения, биологии и истории Хакасии с нормой педагогической нагрузки 0,5 ставки заработной платы в <данные изъяты>, так как наименование должности «организатор работы с детьми» не предусмотрено Списком должностей от ДД.ММ.ГГГГ, не выполнялась норма педагогической нагрузки на 1 ставку заработной платы.

Из представленных в материалы дела трудовой книжки истца, тарификационных списков за 2001 – 2003 годы, следует, что К.ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем географии и старшей вожатой в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена организатором работы с детьми и по совмещению учитель природоведения, биологии и истории Хакасии в <данные изъяты>.

Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К. работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора работы с детьми, оставаясь учителем биологии, природоведения, истории Хакасии в количестве 12 часов в неделю. При сдаче отчетов в Пенсионный фонд в ИС льготный стаж засчитывался за отработанные часы при норме 18 часов в неделю – 0,67 ставки, то есть с кодировкой льготного стажа прошло всего 0,67 ставки. Должность организатора работы с детьми в перечень льготных профессий не входила на момент сдачи отчетов, но сумма заработной платы, входит в общую сумму начисленной заработной платы и входит в отчет.

К. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица К. следует, что в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кодировался работодателем как льготный 0,67 ставки, 0,50 ставки, 044 ставки.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.

Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, применяемым для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно, должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», или же должность «организатор работы с детьми» не предусмотрены.

Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» в учреждениях, поименованных в разделе «Наименование учреждений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

При этом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, в пункте 10 предусмотрено, что работа в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается в стаж работы только за период до 01.11.1999.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Истцом не представлено доказательств, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, о том, что должности «организатор работы с детьми» и «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» являются одной и той же трудовой функцией по попечению, воспитанию и надзору за обучающимися детьми во время их нахождения в группах в школе и по организации и проведению внеурочной работы в закрепленной группе детей в свободное от основной учебы время.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11(12) классов общеобразовательных учреждений.

Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 № 20-58-196/20-5/7).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к сведениям, представляемым страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, относятся, в том числе, и периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемые особыми условиями труда.

Из сведений индивидуального (персонифицированного) учета истца усматривается, что работодателем спорный период работы К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора работы с детьми, учителем в <данные изъяты> отражен без указания кода льготных условий труда на 1 ставку, при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности указанных сведений, истцом в материалы дела не представлено, тогда как в соответствии с частью 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, указанная норма конкретизирует положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, судом не усматривается оснований к обязанию ответчика по включению период работы К. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора работы с детьми в <данные изъяты> в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку основания для включения спорного периода в специальный страховой стаж истца отсутствуют, при этом специальный страховой стаж истца составлял на момент обращения к ответчику менее 25 лет, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу не имеется, поскольку право на досрочную пенсию на момент обращения в Пенсионный фонд у истца не возникло, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований К.С.А. (СНИЛС ) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ИНН юридического лица ) о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, назначении пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий И.Н. Лемперт

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.Н.Лемперт