ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190003-01-2022-001128-57 от 06.06.2022 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-668/2022

УИД № 19 RS 0003-01-2022-001128-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года г. Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Плетневой Т.А.,

при секретаре Мамаенко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саяногорска к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Администрации муниципального образования г. Саяногорск, Городскому отделу образования г. Саяногорска об обязании профинансировать и выполнить работы по проведению мероприятий по устранению нарушения требований санитарного законодательства, законодательства об образовании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Саяногорска обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 (далее - МБОУ СОШ № 5), Администрации муниципального образования г. Саяногорск, Городскому отделу образования г. Саяногорска (далее – ГорОО г. Саяногорска) об обязании профинансировать и выполнить работы по проведению мероприятий по устранению нарушения требований санитарного законодательства, законодательства об образовании, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой г. Саяногорска проведена проверка МБОУ СОШ № 5. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2.4.11. СП 2.4.3648-20 в МБОУ СОШ № 5 женский туалет на 2 этаже не оборудован туалетными кабинками, на 3 унитаза предусмотрено 1 мусорное ведро, 1 держатель для туалетной бумаги, отсутствует сиденье на одном из унитазов, один из унитазов является неисправным. В мужском туалете на 3 этаже отсутствуют кабинки, на 3 унитаза предусмотрено 1 мусорное ведро, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на 2 унитазах, один из унитазов является неисправным. В мужском туалете на 2 этаже отсутствуют кабинки, на 5 унитазов предусмотрено 2 мусорных ведра, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на всех унитазах, два унитаза является неисправными. В мужском туалете на 3 этаже напротив кабинета отсутствуют кабинки, на 4 унитаза предусмотрено 2 мусорных ведра, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на всех унитазах. В женском туалете на 1 этаже возле кабинета отсутствуют двери на двух кабинках, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на всех унитазах. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия в адрес руководителя образовательной организации неоднократно направлялись предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства. Образовательной организацией неоднократно подавались заявки на финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений, указанных в вышеназванных предписаниях, однако на сегодняшний день мероприятия не проведены из-за отсутствия финансирования.

Просил обязать администрацию муниципального образования г. Саяногорск профинансировать работы по проведению мероприятий для устранения нарушений, указанных в п. 3 в срок до ДАТА: обязать Городской отдел образования г. Саяногорска в течение одного месяца с момента выделения денежных средств на выполнение мероприятий, указанных в п. 3 довести их до МБОУ СОШ № 5; обязать МБОУ СОШ № 5 устранить нарушения требований санитарного законодательства, а также законодательства об образовании в здании, расположенном по адресу: <адрес>: в туалете для девочек на первом этаже возле кабинета МБОУ СОШ № 5, произвести ремонт двух кабинок, где отсутствуют двери, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20; в туалете для девочек на втором этаже МБОУ СОШ № 5 оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2.43648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, провести ремонтные работы по устранению неисправности одного унитаза; в туалете для мальчиков на втором этаже МБОУ СОШ № 5 оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2.4.3648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, провести ремонтные работы по устранению неисправности двух унитазов; в туалете для мальчиков на третьем этаже напротив кабинета МБОУ СОШ № 5 оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2,43648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы; в туалете для мальчиков на третьем этаже МБОУ СОШ № 5 оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2.43648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, провести ремонтные работы по устранению неисправности одного унитаза.

В судебном заседании помощник прокурора г. Саяногорска ФИО1 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, уточнила срок на устранение нарушения требований санитарного законодательства, а также законодательства об образовании в здании МБОУ СОШ № 5 – два месяца с момента получения финансирования школой. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ СОШ № 5 директор ФИО2 для участия в судебном заседании не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представила отзыв на иск, согласно которому нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства действительно имеют место и не устранены до настоящего времени ввиду отсутствия финансирования со стороны учредителя. Заявки на финансирование своевременно направлялись, однако денежные средства не поступали. Указала, что признают исковые требования, срок для устранения может быть не менее 120 календарных дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет школы.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Саяногорск ФИО4 в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна. Финансирование возможно только в 2023 г.

Представитель ответчика ГорОО г. Саяногорска ФИО3 в судебном заседании пояснила, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МОУ СОШ № 5 осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Администрацией муниципального образования г. Саяногорск. Городской отдел образования г. Саяногорска ежегодно вносит предложения по внесению изменений в МП «Развитие образования в муниципальном образовании г. Саяногорск» исходя из потребностей образовательных организаций. На 2022 год потребность образовательных организаций на укрепление материально-технической базы, в том числе исполнение предписаний надзорных органов составила 52128,48 тыс. рублей, в связи с дотационностью бюджета муниципального образования в бюджете предусмотрено всего 1000 тыс. рублей. Всего потребность всех общеобразовательных организаций в средствах на капитальный ремонт зданий составляет 52 128,48 тыс. рублей. Предусмотрено бюджетом муниципального образования г. Саяногорск на эти цели 1000,0 тыс.рублей. Полагает, что необходимо установить срок для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства по иску прокурора для Администрации муниципального образования город Саяногорск - март 2023 года, для ГорОО г. Саяногорска - май 2023 года.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 2 части 6 статьи 28 ФЗ от 29 декабря 2012 год N 272-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 2.4.11 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 (далее - СП 2.4.3648-20) на каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием оборудуются туалетные комнаты для детей (молодежи) разного пола. Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.Санитарно-техническое оборудование должно соответствовать гигиеническим нормативам, быть исправным и без дефектов.

В ходе проверки школы прокуратурой г. Саяногорска было установлено, что в нарушение п. 2.4.11. СП 2.4.3648-20 в МБОУ СОШ № 5 женский туалет на 2 этаже не оборудован туалетными кабинками, на 3 унитаза предусмотрено 1 мусорное ведро, 1 держатель для туалетной бумаги, отсутствует сиденье на одном из унитазов, один из унитазов является неисправным.

В мужском туалете на 3 этаже отсутствуют кабинки, на 3 унитаза предусмотрено 1 мусорное ведро, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на 2 унитазах, один из унитазов является неисправным.

В мужском туалете на 2 этаже отсутствуют кабинки, на 5 унитазов предусмотрено 2 мусорных ведра, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на всех унитазах, два унитаза является неисправными.

В мужском туалете на 3 этаже напротив кабинета отсутствуют кабинки, на 4 унитаза предусмотрено 2 мусорных ведра, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на всех унитазах.

В женском туалете на 1 этаже возле кабинета отсутствуют двери на двух кабинках, отсутствуют держатели для туалетной бумаги, отсутствуют сидения на всех унитазах.

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия в адрес руководителя образовательной организации неоднократно направлялись предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, что подтверждается предписанием № 865 - СЗ от ДАТА, предписанием № 716 - СЗ от ДАТА, предписанием № 21 - СЗ от ДАТА, содержащие требования о проведении мероприятий по устранению нарушений, предусмотренных п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20.

Согласно отзыва директора МБОУ СОШ № 5 нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены в связи с отсутствием финансирования.

Здание, где располагается МБОУ СОШ № 5, находится в собственности муниципального образования г. Саяногорск и передано учреждению в оперативное управление.

Учредителем является администрация муниципального образования г. Саяногорск.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.1 Положения о Городском отделе образования г. Саяногорска, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от 17.03.2017 № 172, в соответствии с возложенными задачами Городской отдел образования г. Саяногорска осуществляет следующие полномочия и функции в сфере образования, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно подпункта 31 пункта 3.1 названного Положения в соответствии с возложенными задачами Городской отдел образования г. Саяногорска осуществляет следующие полномочия и функции в сфере образования, в том числе, осуществление функции главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных образовательных организаций.

Согласно части 1 статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Факт ненадлежащего исполнения МБОУ СОШ № 5 требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 подтверждается представленными письменными доказательствами, правомерность выданных предписаний и результатов проверок соблюдения учреждением требований санитарных правил, которые до настоящего времени не устранены, ответчиками не оспорены, в связи с чем, оценивая все доказательства в совокупности, суд считает исковые требования прокурора г. Саяногорска к администрации муниципального образования г. Саяногорск, Городскому отделу образования г. Саяногорска, МБОУ СОШ № 5 о возложении обязанности выполнить работы по проведению мероприятий по устранению нарушения требований санитарного законодательства, законодательства об образовании обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Отсутствие финансирования на устранение выявленных нарушений не может являться основанием для освобождения ответчиков от необходимости устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выполнение возложенных предписанием обязанностей, которые направлены на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, не может быть поставлено в зависимость от уровня обеспеченности бюджета города.

Суд полагает необходимым возложить обязанность на администрацию муниципального образования город Саяногорск выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для проведения мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства в срок до ДАТА, возложить обязанность на Городской отдел образования г. Саяногорска довести до МБОУ СОШ № 5 выделенные администрацией муниципального образования г. Саяногорск денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства, законодательства об образовании в течение одного месяца с даты их выделения, обязать МБОУ СОШ № 5 устранить нарушения санитарного законодательства, законодательства об образовании в течение 2 месяцев с даты выделения Городским отделом образования г. Саяногорска денежных средств на финансирование соответствующих затрат.

Вмешательства в организацию бюджетного процесса не допущено, так как порядок осуществления прав МБОУ СОШ № 5 на закрепленное за ним имущество не предполагает самостоятельного получения финансирования на устранение требований санитарного законодательства.

Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению средств для целей функционирования подведомственного ему учреждения основана на законе, а потому констатация такой обязанности в судебном порядке для целей наиболее эффективного исполнения решения суда не может расцениваться как нарушение самостоятельности и ограничение прав местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Саяногорска к муниципальному бюджетному учреждению муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Администрации муниципального образования г. Саяногорск, Городскому отделу образования г. Саяногорска об обязании профинансировать и выполнить работы по проведению мероприятий по устранению нарушения требований санитарного законодательства, законодательства об образовании удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г. Саяногорск профинансировать работы по проведению мероприятий по устранению нарушений требований санитарного законодательства, законодательства об образовании в срок до ДАТА.

Обязать Городской отдел образования г. Саяногорска довести до муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 выделенные администрацией муниципального образования город Саяногорск денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений требований санитарного законодательства, законодательства об образовании в течение одного месяца с даты их выделения.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 в течение 2 месяцев с даты выделения Городским отделом образования г. Саяногорска денежных средств на финансирование соответствующих затрат устранить нарушения требований санитарного законодательства, а также законодательства об образовании в здании, расположенном по адресу: <адрес>:

- в туалете для девочек на первом этаже возле кабинета произвести ремонт двух кабинок, где отсутствуют двери, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20;

- в туалете для девочек на втором этаже оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2.43648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, провести ремонтные работы по устранению неисправности одного унитаза;

- в туалете для мальчиков на втором этаже оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2.4.3648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, провести ремонтные работы по устранению неисправности двух унитазов;

- в туалете для мальчиков на третьем этаже напротив кабинета оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2,43648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы;

- в туалете для мальчиков на третьем этаже оборудовать туалетными кабинками, согласно нормам, предусмотренным п. 2.4.11. СП 2.43648-20, туалетные кабинки оснастить мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы, провести ремонтные работы по устранению неисправности одного унитаза.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Плетнева Т.А.

Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2022

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022