ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190003-01-2022-001521-21 от 03.08.2022 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2 –896/2022

УИД № 19 RS 0003-01-2022-001521-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия

в составе

председательствующего судьи Казаковой Т.А.,

при секретаре Клейменовой К.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора к администрации муниципального образования , Городскому отделу образования , муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности устранить допущенные нарушения

с участием представителя истца по должности помощника прокурора Дубковой П. Ю.,

представителя ответчика администрации муниципального образования по доверенности Юнг О. В.,

представителя ответчика муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования средняя общеобразовательная школа по должности Ююкиной Е. А.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования , Городскому отделу образования муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой в рамках надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности образовательных учреждений, в результате которой в деятельности ответчиков выявлены нарушения. Установлено, что Главным управлением МЧС по проведена работа по развертыванию системы приема извещений о возникновении пожара от объектов защиты на пульт централизованного наблюдения «Цербер». На объекте класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования средняя общеобразовательная школа (далее – МБОУ МСШ) отсутствует дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт централизованного наблюдения «Цербер» пожарной охраны без участия работников объектов. Проверкой установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования от ДАТА МБОУ МСШ присвоена 3 категория, утверждены мероприятия, срок исполнения которых установлен в течение 2 финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом. Согласно статьи 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Срок исполнения мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, истек ДАТА. На момент проверки в МБОУ МСШ не исполнены следующие мероприятия: на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); объект не оборудован системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от ДАТА, а именно система оповещения и управления эвакуацией людей должна быть автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, обеспечивать оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивать разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке объекта; объект не оборудован системой охранной сигнализации. Образовательным учреждением в Городской отдел образования (далее - ГорОО) направлены заявки о добавлении (увеличении) лимитов бюджетных обязательств и выделении денежных средств. В связи с отсутствием возможности перераспределения бюджетных ассигнований, внутри главного распорядителя бюджетных средств, поскольку свободные лимиты отсутствуют, ГорОО обращался к Главе МО об увеличении бюджетных ассигнований за счет средств местного бюджета. Однако бюджетные ассигнования до ГорОО, образовательных учреждений не доведены. Указанное нарушение подтверждается информацией, представленной в прокуратуру города по результатам проверки, проведенной органом государственного надзора, сведениями, предоставленными учреждениями. Как установлено, здание, где располагается образовательное учреждение, находится в собственности муниципального образования и передано им в оперативное управление образовательного учреждения. В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ учредителем образовательного учреждения является администрация муниципального образования . В соответствии с Уставом учреждения отдельные функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет ГорОО. Кроме того, согласно Уставу учреждения, школа находятся в ведении ГорОО, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Таким образом, к полномочиям ответчиков администрации муниципального образования , ГорОО и учреждения, относятся вопросы по обеспечению безопасности детей, их жизни и здоровья в образовательном учреждении. Ненадлежащее выполнение указанных обязанностей создает угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также опасность причинения вреда их жизни и здоровью. При таких обстоятельствах, на ответчиков должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений. Просил обязать администрацию МО в срок до ДАТА осуществить финансирование затрат МБОУ МСШ на выполнение мероприятий; обязать Гор ОО в течение 7 дней с момента выделения денежных средств довести их до МБОУ МСШ; обязать МБОУ МСШ в течение 1 месяца
с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих
затрат ГорОО обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать объект системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от ДАТА, а именно система оповещения и управления эвакуацией людей должна быть автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, обеспечивать оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивать разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке объекта.

В судебном заседании представитель истца по должности помощника прокурора Дубкова П.Ю. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию МО выделить денежные средства для выполнения мероприятий в срок до ДАТА, поддержала уточненные исковые требования, привела те же доводы, что и в иске, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования по доверенности Юнг О.В. в судебном заседании не согласилась с иском в части срока, в течение которого истец просит обязать их выполнить мероприятия по финансированию, пояснила, что мероприятие по подаче светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации профинансировано, до МБОУ МСШ доведены лимиты, данное мероприятие будет исполнено в срок до ДАТА. В муниципальном образовании ДАТА была рассмотрена заявленная на ближайшую корректировка бюджета потребность ГорОО . С учетом максимально возможного объема поступления доходов в местный бюджет и уровня, дефицита между ГРБС было распределено 39 822,9 тыс. руб., в т.ч. Городскому отделу образования объем бюджетных ассигнований увеличен на 17 530,9 тыс. руб. при дополнительной потребности 205 155,5 тыс. руб.; недостаток средств составил 187 624,6 тыс. руб. Дополнительных доходных источников в целях обеспечения расходной части бюджета нет, в связи с чем, просила установить срок исполнения требований по иску прокурора о финансировании остальных мероприятий до ДАТА, поскольку для финансирования мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (далее - мероприятии 2) МБОУ МСШ требуются затраты в размере 120 000 рублей. Для финансирования мероприятия оборудовать объект системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от ДАТА, а именно система оповещения и управления эвакуацией людей должна быть автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, обеспечивать оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации й других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивать разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке объекта) (далее - мероприятие 3) МБОУ МСШ требуются затраты в размере 500000 рублей.

Представитель ответчика ГорОО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкина Е.А. в судебном заседании признала исковые требования в полном объеме, после окончания перерыва в суденое заседание не явилась.

Представитель третьего лица ОНДПР по , Бейскому и м УНДПР ГУ МЧС России по в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения представителя истца по должности помощника прокурора Дубковой П.Ю., представителя ответчика администрации МО по доверенности Юнг О.В., исследовав материалы дела, оценив признание иска представителем ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкиной Е.А., суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкина Е.А. признала иск, заявленный прокурором Республики Хакасия.

Признание иска представителем ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкиной Е.А. оформлено в письменной форме, приобщено к материалам дела.

Учитывая, что признание представителем ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкиной Е.А. иска прокурора Республики Хакасия не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, суд принимает признание представителем ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкиной Е.А. названного иска прокурора Республики Хакасия, заявленного к МБОУ МСШ.

В связи с принятием признания представителем ответчика МБОУ МСШ по должности Ююкиной Е.А. иска прокурора Республики Хакасия иск в указанной части подлежит удовлетворению.

Пунктом 13 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Республики Хакасия), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 1 статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании на основании материалов дела установлено, что здание, где располагается образовательное учреждение МДОУ МО МСШ, находится в собственности муниципального образования и передано МДОУ МО МСШ в оперативное управление.

В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ учредителем МДОУ МО МСШ является администрация муниципального образования .

В соответствии с Уставом учреждения отдельные функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет ГорОО, школа находятся в ведении ГорОО, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Из положений пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДАТА № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), следует, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (статья 3 Федерального закона от ДАТА N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

В статье 1 Федерального закона от ДАТА № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), определены такие цели как защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Федеральным законом № 123-ФЗ установлены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Установлено, что Главным управлением МЧС по проведена работа по развертыванию системы приема извещений о возникновении пожара от объектов защиты на пульт централизованного наблюдения «Цербер».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДАТА № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Установлено, что Главным управлением МЧС по проведена работа по развертыванию системы приема извещений о возникновении пожара от объектов защиты на пульт централизованного наблюдения «Цербер».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДАТА N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (статья 3 Федерального закона от ДАТА N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Согласно статье 5 Федерального закона от ДАТА N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).

Образовательным учреждением МБОУ МСШ в Городской отдел образования направлены заявки от ДАТА, ДАТА,ДАТА, ДАТА,ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, о добавлении (увеличении) лимитов бюджетных обязательств и выделении денежных средств.

ДАТА между МБОУ МСШ и ООО «Компания «Информационные технологии» заключен контракт на выполнение работ по монтажу системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МБОУ МСШ, в локальном сметном расчете (смете) заложены работы на установку системы, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Вместе с тем, сведений о приемке системы, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал органом, имеющим соответствующую лицензию, ввод системы в МБОУ МСШ в материалах дела не имеется.

Кроме того, бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий по оборудованию на 1-м этаже МБОУ МО МБОУ МСШ помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию МБОУ МСШ автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке МБОУ МСШ системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до Гор ОО, образовательного учреждения МБОУ МСШ не доведены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДАТА № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ») противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от ДАТА утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с пунктами 24, 25, 26, 27 Требований в отношении объектов, относящихся к первой категории опасности, предусматриваются мероприятия по оборудованию контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащению въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Согласно подпункта «е» пункта 11 Требований комиссия по обследованию и категорированию объекта определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (пункт 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (пункты 8, 9 Требований к защищенности объектов).

Порядок работы и состав комиссии определены пунктом 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (пункт 15 Требований к защищенности объектов).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 Требований к защищенности объектов).

Постановлением Правительства от ДАТА утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункта 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (пункт 5 Требований к защищенности ММПЛ).

В соответствии с пунктом 10 Требований к защищенности ММПЛ - место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Согласно пункта 24 Требований к защищенности ММПЛ, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

В соответствии с пунктом 25 Требований к защищенности ММПЛ, в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что здание МБОУ МСШ, расположенное по адресу: , рп. Майна, , находится в собственности муниципального образования и передано МБОУ МСШ в оперативное управление, полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Гор ОО, школа находится в ведении Гор ОО, при этом Учреждением не соблюдаются вышеуказанные требования антитеррористической безопасности, чем создается реальная угроза для безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних детей, являющихся посетителями данного учреждения, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанностей по устранению выявленных нарушений, в частности, на ответчика администрацию МО в срок до ДАТА осуществить финансирование затрат МБОУ МСШ на выполнение мероприятий; на Гор ОО в течение 7 дней с момента выделения денежных средств на выполнение мероприятий довести их до МБОУ МСШ; на МБОУ МСШ обязанности провести мероприятия по оборудованию на 1-м этаже МБОУ МСШ помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию МБОУ МСШ автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке МБОУ МСШ системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

При этом, при определении срока выполнения ответчиками мероприятий суд принимает во внимание, что в соответствии с актом обследования и категорирования от ДАТА МБОУ МСШ были утверждены мероприятия по антитеррористической защищенности, срок исполнения которых установлен в течение 2 финансовых лет, который истек ДАТА, пожарной безопасности, направленность мероприятий на обеспечение безопасности людей, несовершеннолетних детей, их жизни и здоровья, и приходит к выводу об обоснованности требований истца об установлении срока выполнения ответчиком администрацией муниципального образования финансирования указанных выше мероприятий в срок до ДАТА.

Поскольку финансирование мероприятия по обеспечению подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации ответчиками администрацией муниципального образования , Городским отделом образования произведено, требования прокурора Республики Хакасия в указанной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Принять признание представителем ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа по должности Ююкиной Е. А. иска, заявленного прокурором о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Иск прокурора к администрации муниципального образования (ОГРН 1021900671187), Городскому отделу образования (ОГРН 1021900676214), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования средняя общеобразовательная школа (ОГРН 1021900676148) о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Обязать ответчика администрацию муниципального образования в срок до ДАТА включительно осуществить финансирование затрат муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа на выполнение мероприятий по оборудованию на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно -пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа.

Обязать ответчика Городской отдел образования в течение 7
дней с момента выделения денежных средств на выполнение мероприятий по оборудованию на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно - пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа.

Обязать ответчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования средняя общеобразовательная школа в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат Городским отделом образования обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; оборудовать на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования средняя общеобразовательная школа автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц на всей территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования средняя общеобразовательная школа системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно - пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования средняя общеобразовательная школа.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Казакова

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2022.

Решение в окончательной форме принято 10.08.2022.