ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190003-01-2022-001522-39 от 03.08.2022 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2 –900/2022

УИД № 19 RS 0003-01-2022-001522-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия

в составе

председательствующего судьи Казаковой Т.А.,

при секретаре Клейменовой К.Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саяногорска к администрации муниципального образования г. Саяногорск, Городскому отделу образования г. Саяногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

с участием представителя истца по должности помощника прокурора г. Саяногорска Дубковой П. Ю.,

представителя ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск по доверенности Юнг О. В.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Саяногорска обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Саяногорск, Городскому отделу образования г. Саяногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой города Саяногорска в рамках надзорных мероприятий проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности образовательных учреждений, в результате которой в деятельности ответчиков выявлены нарушения. Установлено, что Главным управлением МЧС по Республике Хакасия проведена работа по развертыванию системы приема извещений о возникновении пожара от объектов защиты на пульт централизованного наблюдения «Цербер». На объекте класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 (далее - Лицей № 7) отсутствует дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт централизованного наблюдения «Цербер» пожарной охраны без участия работников объектов. Проверкой установлено, что в соответствии с актом обследования и категорирования от 27.12.2019 Лицею № 7 присвоена 1 категория, утверждены мероприятия, срок исполнения которых установлен в течение 2 финансовых лет, следующих за текущим финансовым годом. Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Срок исполнения мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, истек 01.01.2022. На момент проверки в Лицее № 7 не исполнены следующие мероприятия: на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); объект не оборудован системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, а именно: система оповещения и управления эвакуацией людей должна быть автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, обеспечивать оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивать разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке объекта; объект не оборудован системой охранной сигнализации; объект не оборудован системой контроля и управления доступом; объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта. Образовательным учреждением в Городской отдел образования г. Саяногорска (далее - ГорОО) направлены заявки о добавлении (увеличении) лимитов бюджетных обязательств и выделении денежных средств. В связи с отсутствием возможности перераспределения бюджетных ассигнований, внутри главного распорядителя бюджетных средств, поскольку свободные лимиты отсутствуют, ГорОО обращался к Главе МО г. Саяногорск об увеличении бюджетных ассигнований за счет средств местного бюджета. Однако бюджетные ассигнования до ГорОО, образовательных учреждений не доведены. Указанное нарушение подтверждается информацией, представленной в прокуратуру города по результатам проверки, проведенной органом государственного надзора, сведениями, предоставленными учреждениями. Как установлено, здание, где располагается образовательное учреждение, находится в собственности муниципального образования г. Саяногорск и передано в оперативное управление. В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ учредителем является администрация муниципального образования г. Саяногорск. В соответствии с Уставом учреждения отдельные функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет ГорОО. Кроме того, согласно Уставу учреждения, школа находятся в ведении ГорОО, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Таким образом, к полномочиям ответчиков - администрации муниципального образования г. Саяногорск, ГорОО и учреждения относятся вопросы по обеспечению безопасности детей, их жизни и здоровья в образовательном учреждении. Ненадлежащее выполнение указанных обязанностей создает угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также опасность причинения вреда их жизни и здоровью. При таких обстоятельствах на ответчиков должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений. Просил обязать администрацию муниципального образования г. Саяногорск в срок до 01.08.2022 осуществить финансирование затрат МБОУ г. Саяногорск Лицей № 7 на выполнение мероприятий, обязать Городской отдел образования г. Саяногорска в течение 7 дней с момента выделения денежных средств довести их до МБОУ МО г. Саяногорск Лицей № 7, обязать МБОУ г. Саяногорск Лицей № 7 в течение 1 месяца
с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих
затрат Городским отделом образования г. Саяногорска обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать объект системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, а именно: система оповещения и управления эвакуацией людей должна быть автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, обеспечивать оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивать разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке объекта; оборудовать объект системой охранной сигнализации; оборудовать объект системой контроля и управления доступом; оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта.

В судебном заседании представитель истца по должности помощник прокурора г. Саяногорска Дубкова П.Ю. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию МО г. Саяногорск выделить денежные средства для выполнения мероприятий в срок до 01.09.2022, в остальной части поддержала уточненные исковые требования, привела те же доводы, что и в иске, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск по доверенности Юнг О.В. в судебном заседании согласилась с иском в части, пояснила, что мероприятие по подаче светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации профинансировано, до МБОУ Лицей № 7 доведены лимиты, данное мероприятие будет исполнено в срок до ДАТА. В муниципальном образовании г. Саяногорск ДАТА была рассмотрена заявленная на ближайшую корректировку бюджета потребность Городского отдела образования г. Саяногорска. С учетом максимально возможного объема поступления доходов в местный бюджет и уровня дефицита между ГРБС было распределено 39 822,9 тыс. руб., в т.ч. Городскому отделу образования г. Саяногорска объем бюджетных ассигнований увеличен на 17 530,9 тыс. руб. при дополнительной потребности 205 155,5 тыс. руб., недостаток средств составил 187 624,6 тыс. руб. Дополнительных доходных источников в целях обеспечения расходной части бюджета нет, в связи с чем, просила установить срок исполнения требований по иску прокурора г. Саяногорска о финансировании остальных мероприятий до 01 марта 2023 года, поскольку для финансирования мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (далее - мероприятии 2) МБОУ Лицей №7 требуются затраты в размере 216 000 рублей. Для финансирования мероприятия по оборудованию объекта системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, а именно: система оповещения и управления эвакуацией людей должна быть автономной и оборудована источниками бесперебойного электропитания, обеспечивать оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, обеспечивать разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке объекта) (далее - мероприятие 3) МБОУ Лицей №7 требуются затраты в размере 1 075 000 рублей. Оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (далее - мероприятие 4) МБОУ Лицей №7 требуются затраты в размере 253 000 рублей.

Представитель ответчика Городского отдела образования г. Саяногорска в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Городского отдела образования г. Саяногорска.

Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 (далее - МБОУ Лицей №7) по должности Букатова И.П. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и мете рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица ОНДПР по г. Саяногорску, Бейскому и Алтайскому районам УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, дело рассмотрено в отсутствие их представителя.

Выслушав объяснения представителя истца по должности помощника прокурора г. Саяногорска Дубковой П.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск по доверенности Юнг О.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из пункта 13 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования г. Саяногорск к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Республики Хакасия), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В судебном заседании на основании материалов дела установлено, что здание, находящееся по адресу: , 15, где располагается образовательное учреждение МБОУ Лицей № 7, находится в собственности муниципального образования г. Саяногорск и передано МБОУ Лицей №7 в оперативное управление.

В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ учредителем МБОУ Лицей №7 является администрация муниципального образования г. Саяногорск, отдельные функции и полномочия Учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Городской отдел образования г. Саяногорска.

Кроме того, согласно Уставу Учреждения, школа находится в ведении Городского отдела образования г. Саяногорска, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Из положений пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), следует, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

В статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), определены такие цели как защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Федеральным законом № 123-ФЗ установлены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно части 7 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 1.2, Ф 4.1, Ф 4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Установлено, что Главным управлением МЧС по Республике Хакасия проведена работа по развертыванию системы приема извещений о возникновении пожара от объектов защиты на пульт централизованного наблюдения «Цербер».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).

При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).

Образовательным учреждением МБОУ Лицей №7 в Городской отдел образования г. Саяногорска направлены заявки от ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, о добавлении (увеличении) лимитов бюджетных обязательств и выделении денежных средств.

Работы по установке объектовой станции передачи извещений на объекте МБОУ Лицей №7 по адресу: , 15, оплачены и выполнены, что подтверждается контрактом -М на выполнение работ ИКЗ от ДАТА, заключенным между МБОУ Лицей и ООО «Сервис-Бест А» на выполнение работ по установке объектовой станции передачи извещений на объекте МБОУ Лицей , со сроком выполнения с ДАТА до ДАТА, платежным поручением от ДАТА на оплату ОО «Сервис-Бест А» работ по установке объектов станции передачи извещений, актом выполненных работ от ДАТА, согласно которому приняты работы по установке объектов станции передачи извещений на объекте МБОУ Лицей №7.

Вместе с тем, сведений о приемке выполнение работ по установке объектовой станции передачи извещений на объекте МБОУ Лицей органом, имеющим соответствующую лицензию, ввод станции передачи извещений в МБОУ Лицей № 7 в материалах дела не имеется.

Кроме того, бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий по оборудованию на 1-м этаже МБОУ МО г. Саяногорск Лицей № 7 помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию МБОУ МО г. Саяногорск Лицей № 7 автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке МБОУ МО г. Саяногорск Лицей № 7 системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по оборудованию МБОУ МО г. Саяногорск Лицей № 7 системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно - пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ МО г. Саяногорск Лицей № 7 ответчиком муниципальным образованием г. Саяногорск до Городского отдела образования г. Саяногорска, и, впоследствии до образовательного учреждения МБОУ Лицей № 7 не доведены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ») противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с пунктами 24, 25, 26, 27 Требований в отношении объектов, относящихся к первой категории опасности, предусматриваются мероприятия по оборудованию контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории), оснащению въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Согласно подпункта «е» пункта 11 Требований комиссия по обследованию и категорированию объекта определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (пункт 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (пункты 8, 9 Требований к защищенности объектов).

Порядок работы и состав комиссии определены пунктом 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (пункт 15 Требований к защищенности объектов).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 Требований к защищенности объектов).

Постановлением Правительства от 25.03.2015 № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункта 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (пункт 5 Требований к защищенности ММПЛ).

В соответствии с пунктом 10 Требований к защищенности ММПЛ - место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Согласно пункта 24 Требований к защищенности ММПЛ, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

В соответствии с пунктом 25 Требований к защищенности ММПЛ, в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что здание МБОУ МО Лицей № 7, расположенное по адресу: , 15, находится в собственности муниципального образования и передано МБОУ МО Лицей № 7 в оперативное управление, полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляет Городской отдел образования г. Саяногорска, школа находится в ведении Городского отдела образования г. Саяногорска, при этом МБОУ МО Лицей № 7 не соблюдаются вышеуказанные требования антитеррористической безопасности, чем создается реальная угроза для безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних детей, являющихся посетителями данного учреждения, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений, а именно: на ответчика администрацию муниципального образования г. Саяногорск в срок до 01.09.2022 осуществить финансирование затрат МБОУ МО Лицей №7 на выполнение указанных выше мероприятий, на Городской отдел образования г. Саяногорска в течение 7 дней с момента выделения денежных средств на выполнение мероприятий довести их до МБОУ МО Лицей № 7, на МБОУ МО Лицей № 7 обязанности в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат Городским отделом образования г. Саяногорска обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; оборудовать на 1-м этаже МБОУ МО Лицей №7 помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать МБОУ МО Лицей №7 автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц на всей территории МБОУ МО Лицей №7 о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке МБОУ МО Лицей №7 системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на МБОУ МО Лицей №7 и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать МБОУ МО Лицей №7 системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно - пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию МБОУ МО Лицей № 7.

Поскольку финансирование мероприятия по обеспечению подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации ответчиками администрацией муниципального образования г. Саяногорск, Городским отделом образования г. Саяногорска произведено, МБОУ Лицей № 7 приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации установлено требования прокурора г. Саяногорска Республики Хакасия в указанной части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Саяногорска к администрации муниципального образования г. Саяногорск (ИНН 1902007863), Городскому отделу образования г. Саяногорска (ИНН 1902007863), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 (ИНН 1902011475) о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Обязать ответчика администрацию муниципального образования г. Саяногорск в срок до 01.09.2022 включительно осуществить финансирование затрат муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 на выполнение мероприятий по оборудованию на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории объекта о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно -пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7.

Обязать ответчика Городской отдел образования г. Саяногорска в течение 7
дней с момента выделения денежных средств на выполнение мероприятий по оборудованию на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц, на всей территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на объекте и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; по оборудованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно - пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7.

Обязать ответчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 в течение 1 месяца с момента выделения денежных средств на финансирование соответствующих затрат Городским отделом образования г. Саяногорска обеспечить подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, с дублированием этих сигналов на пульт централизованного наблюдения «Цербер» 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; оборудовать на 1-м этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 автономной, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, обеспечивающей оперативное информирование работников, обучающихся и иных лиц на всей территории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращения паники, обеспечивающей разборчивость передаваемой информации и уровень громкости выше допустимого уровня шума в любой точке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся на муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оборудовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7 системой охранной сигнализации, системой контроля и управления доступом, контрольно - пропускным пунктом при входе (въезде) на прилегающую территорию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск Лицей № 7.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Казакова

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2022.

Решение в окончательной форме принято 10.08.2022.