Дело №2-121\2020
УИД № 19RS0005-01-2020-000073-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Белый Яр, РХ 12 марта 2020 года
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Шатковой Е.А.,
при секретаре Хардиковой В.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Алтайского района Ковалевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-121\2020 по исковому заявлению прокурора Алтайского района к Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района об обязании произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Бажан Д.Я. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности гидротехнических сооружений в деятельности Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, в ходе которой выявлены нарушения, а именно: не разработаны и не согласованы с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правила эксплуатации ГТС; не разработаны и не утверждены инструкция о порядке ведения мониторинга ГТС, отсутствует проект мониторинга ГТС; не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, в том числе не установлены критерии безопасности ГТС, ГТС не оснащены техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; эксплуатация ГТС осуществляется без разработанной декларации безопасности, не получено разрешение на их эксплуатацию; не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС, отсутствуют сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений.
Просит обязать Администрацию Аршановского сельсовета Алтайского района в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить указанные нарушения.
В судебном заседании представитель прокурора Алтайского района – помощник прокурора Ковалева А.Н. заявленные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Глава Администрации Аршановского сельсовета Танбаев Н.А. в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал о признании в полном объеме ответчиком исковых требований прокурора Алтайского района.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, что не противоречит положениям ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Право прокурора на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117 – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117–ФЗ) к гидротехническим сооружениям относятся - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статьей 8 Закона № 117–ФЗ установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
В соответствии со статьей 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно ст. 10 Закона № 117–ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Нарушениями норм и правил безопасности ГТС в силу ст. 19 Закона № 117- ФЗ являются также: невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; невыполнение предписаний органов государственного надзора.
Согласно п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
Пункты 13, 14 указанного Положения предусматривают, что орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности.
Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях, достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер нормам и правилам.
Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешений на эксплуатацию, вывод из эксплуатации, восстановление или консервацию гидротехнического сооружения. Указанные разрешения выдаются органом надзора на срок действия декларации безопасности (пункт 25 Положения).
Из изложенного следует, что декларированию подлежат все гидротехнические сооружения (независимо от класса), созданные искусственным путем для определенных целей.
Исследованными в судебном заседании материалами дела, подтверждается, что плотина, расположенная 12,0 км юго-западнее деревни Смирновка, оз. Заливное (Маячное, Тираколь) Алтайский район, Республика Хакасия; плотина, расположенная 10,0 км восточнее села Аршаново, оз. Кошкарное (Майрыхколь) на Сорокоозерном сбросе Кайбальской ОС, Алтайский район, Республика Хакасия; плотина, расположенная 6,5 км восточнее села Аршаново, оз. Турпанье (Чаласколь), Алтайский район, Республика Хакасия, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Аршановский сельсовет.
В апреле 2018 года прокуратурой Алтайского района проведена проверка, по результатам которой установлено, что администрацией Аршановского сельсовета указанные требования законодательства исполняются не в полной мере.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой Алтайского района 16.04.2018 в адрес администрации Аршановского сельсовета было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В результате проверки, проведенной Енисейским управлением Ростехнадзора Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, следует, что выявленные ранее нарушения закона не устранены до настоящего времени. Данный факт подтверждается актом проверки №16\072\5516\2019 от 26.11.2019.
Так, в нарушение п. 11 ст. 3, ч. 1 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений, правила эксплуатации ГТС до настоящего времени не разработаны, с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, не согласованы.
Ответчиком не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, а именно: не разработаны и не утверждены инструкция о порядке ведения мониторинга ГТС, отсутствует проект мониторинга ГТС.
В нарушение ст. 8, 10 Закона № 117-ФЗ собственником ГТС не осуществляются меры по обеспечению безопасности ГТС, в том числе не установлены критерии безопасности ГТС, ГТС не оснащены техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием.
В нарушение ч. 4, 6 ст. 10 Закона № 117-ФЗ эксплуатация ГТС осуществляется без разработанной декларации безопасности, не получено разрешение на их эксплуатацию.
Также установлено, что в нарушение ст. 17 Закона № 117-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС, отсутствуют сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и сторонами не оспариваются.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства настоящего дела, суд полагает, что требования прокурора законны и обоснованны, так как невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством о предупреждении возникновения чрезвычайных ситуаций и о безопасности гидротехнических сооружений на собственников гидротехнических сооружений, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, так и временно находящихся в указанном населенном пункте граждан.
С учетом характера возложенной на орган местного самоуправления обязанности срок решения исполнения суда является разумным. Ответчик не лишен права обратиться в суд с ходатайством о представлении отсрочки в исполнении решения суда.
На основании п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокурор, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Алтайского района к Администрации Аршановского сельсовета об обязании произвести определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию Аршановского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия в отношении гидротехнических сооружений - плотины, расположенной 12,0 км юго-западнее деревни Смирновка, оз. Заливное (Маячное, Тираколь) Алтайский район, Республика Хакасия; плотины, расположенная 10,0 км восточнее села Аршаново, оз. Кошкарное (Майрыхколь) на Сорокоозерном сбросе Кайбальской ОС, Алтайский район, Республика Хакасия; плотины, расположенная 6,5 км восточнее села Аршаново, оз. Турпанье (Чаласколь), Алтайский район. Республика Хакасия:
- разработать критерии безопасности ГТС;
- разработать и согласовать в управлении Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС;
- составить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС;
- получить разрешение на эксплуатацию ГТС;
- разработать и утвердить инструкцию о порядке ведения мониторинга за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;
- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах.
Установить Администрации Аршановского сельсовета Алтайского района срок для устранения данных нарушений законодательства в течении 1 (одного) года 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Алтайский районный суд Республики Хакасия.
Судья Е.А. Шаткова
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2020 года.