ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190005-01-2022-000457-24 от 27.05.2022 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

УИД № 19RS0005-01-2022-000457-24

Дело № 2-289/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2022 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Туревич К.А., при секретаре Стегней Ю.С., с участием прокурора Алтайского района Республики Хакасия Бажана Д.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района Республики Хакасия к ООО «УК «Разрез Майрыхский» о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского района обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к ООО «УК «Разрез Майрыхский» об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности, а именно:

1) комплекс сушки длиннопламенных углей, построенный в соответствии с проектной документацией «Строительство комплекса сушки длиннопламенных углей класса 0-50 мм ООО «УК «Разрез Майрыхский» и эксплуатируемый ООО «УК «Разрез Майрыхский», зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке;

2) ввести в эксплуатацию сушильные установки (комплекс сушилки длинопламенных углей класса 0-50 мм) по результатам режимных испытаний (РИ);

3) заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей);

4) заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

5) разработать соответствующую проектную документацию по ведению работ на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002;

6) внести изменения сведений о составе опасного производственного объекта «Площадка обогащения угля» в результате изменения количественного и качественного состава технических устройств, обеспечить внесение сведений в государственный реестр опасных производственных объектов по двум транспортируемым установкам FGX-48А, фактически работающим на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002 ООО «УК «Разрез Майрыхский»;

7) на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, в установленном порядке, для каждой стадии осуществляемого производственного процесса, связанного с приемом, складированием, хранением, транспортированием, дроблением, сортировкой, механическим и физико-химическим обогащением, брикетированием, сушкой, погрузкой (отгрузкой) готовой продукции (концентрат, промпродукт, брикеты) и отходов переработки и обогащения, разработать технологические регламенты, в состав которых должны включаться технологические (режимные) карты, технологические и рабочие инструкции на процессы, паспорта, инструкции по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту технических устройств;

8) на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, в местах прохода под конвейерами (конвейер готовой продукции СУ поз. № 105, конвейер подачи угля на СУ поз. № 2) установить защитные полки или другие защитные средства, выступающие за габариты конвейера не менее чем на 1 м., для предохранения людей от возможного поражения кусками угля, падающего с ленты, или элементами конвейера (ролики);

9) на компрессорные установки и два сосуда работающих под давлением (технические устройства), являющихся составной частью двух транспортируемых установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, расположенных на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002 обеспечить наличие паспортов, руководств (инструкций) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оформленные на русском языке с указанием метрической системы измерений.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Алтайского района проведена проверка организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, соблюдения требований промышленной безопасности, об охране окружающей среды и иного законодательства, по результатам которой, в ООО «УК «Разрез Майрыхский» установлены существенные нарушения законодательства о промышленной безопасности, которые на протяжении длительного периода времени не устраняются.

В судебном заседании прокурор Алтайского района Республики Хакасия Бажан Д.Я. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ООО «УК «Разрез Майрыхский» ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии, предоставив отзыв на заявленные требования.

Из представленного в материалы дела отзыва на исковые требования следует, что требование прокуратуры и Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), изложенное в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписании к нему о том, что «Комплекс сушки длиннопламенных углей, построенный в соответствии с проектной документацией «Строительство комплекса сушки длиннопламенных углей класса 050 мм ООО «УК «Разрез Майрыхский» и эксплуатируемый ООО «УК «Разрез Майрыхский», зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке» не является корректным, поскольку не входит в полномочия Общества. Регистрация в государственном реестре ОПО осуществляет не ООО «УК «Разрез Майрыхский», а Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. На основании проекта ООО «УК «Разрез Майрыхский» в Департаменте по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу получено разрешение на строительство. Ростехнадзор при проведении внеплановой проверки указал, что комплекс сушки длиннопламенных углей класса 0-50 мм возможно относится к II классу опасности по количественному признаку хранения горючих веществ. Был проведен ряд мероприятий, предшествующих направлению проектной документации на государственные экспертизы, а именно корректировка проекта. В настоящее время проектная документация на комплекс сушки длиннопламенных углей загружена на Государственную экологическую экспертизу и находится на стадии рассмотрения. После прохождения вышеуказанных экспертиз, окончания строительства и ввода в эксплуатацию, объект будет зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке. Учитывая вышеизложенное, исполнить требование в течение трёхмесячного срока не представляется возможным. Удовлетворение судом данного требования, приведет к неисполнимости со стороны ООО «УК «Разрез Майрыхский» и нарушению прав и законных интересов ответчика. Комплекс сушки длиннопламенных углей, находится в стадии строительства и проведения режимных испытаний. По результатам режимных испытаний, будет принято решение о возможности его ввода в эксплуатацию. Требования заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей) и договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей), за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не могут быть удовлетворены. Прокуратура не является стороной по договору, о заключении которого требует. Проектная документация «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский» расширение с применением комплексов РОХ-48А» получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы и направлена на государственную экспертизу. Соответствующая проектная документация разработана, поэтому неконкретное требование прокуратуры не подлежит удовлетворению. В настоящее время ООО «УК «Разрез Майрыхский» разработана новая проектная документация «Углепогрузочный пункт ООО «УК «Разрез Майрыхский» расширение с применением комплексов РОХ-48А». Проектная документация ДД.ММ.ГГГГ получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы и направлена на государственную экспертизу. После проведения государственной экспертизы, завершения строительства и получения акта в сведения об ОПО, ООО «УК «Разрез Майрыхский» будет подано заявление в Ростехнадзор. Предписанием Ростехнадзора установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ. Технологические регламенты, в состав которых должны включаться технологические (режимные) карты, технологические и рабочие инструкции на процессы, паспорта, инструкции по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту технических устройств ООО «УК «Разрез Майрыхский» разрабатываются, будут представлены на проверку в Ростехнадзор. Таким образом, необходимости в мерах прокурорского реагирования не имеется. В местах прохода под конвейерами (конвейер готовой продукции СУ поз. № 105, конвейер подачи угля на СУ поз. № 2) установлены защитные полки, выступающие по габариту конвейера не менее чем на 1 м., для предохранения людей от возможного поражения кусками угля, падающего с ленты. Об исполнении п. 8, в Ростехнадзор направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Требование, обеспечить наличие паспортов, руководство (инструкции) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оформленные на русском языке с указанием метрической системы измерений на компрессорные установки и два сосуда работающих под давлением (технические устройства), являющихся составной частью двух транспортируемых установок по сортировке сыпучих материалов, расположенных на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» находится в процессе исполнения.

Представитель Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в суд не явился, уведомив о рассмотрении дела в отсутствие, предоставив свою позицию по делу в письменном виде. Управление считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. При вынесении решения суда, проси учесть сроки устранения нарушений, установленные в предписании.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федерального закона № 116-ФЗ) устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения названного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ указано, что промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением о проведении внеплановой проверки № Р-360-328 от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками Енисейского Управления Ростехнадзора проведена выездная проверка, по результатам которой были выявлены факты не устранения нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных проверок в 2020 году, что подтверждено документально.

При проверке исполнения обязательных требований, нарушение которых указано в предписаниях Енисейского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ-УС, от ДД.ММ.ГГГГ-У, установлено, что на момент проверки имеются следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности в деятельности ООО «УК «Разрез Майрыхский».

Комплекс сушки длиннопламенных углей, построенный в соответствии с проектной документацией «Строительство комплекса сушки длиннопламенных углей класса 0-50 мм ООО «УК «Разрез Майрыхский» и эксплуатируемый ООО «УК «Разрез Майрыхский» не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке в нарушение п.п. 1, 2 ст. 2. Федерального закона № 116-ФЗ; Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11 1998 г. «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

Вопреки требованиям ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 311 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует акт ввода в эксплуатацию сушильных установок (комплекс сушилки длинопламенных углей класса 0-50 мм) по результатам режимных испытаний (РИ).

В нарушение п. 1 ст. 9, ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей).

Несмотря на требования ст. 4 Федерального закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда на опасном объекте»; п. 1 ст. 9, ст. 15 Федерального закона № 116-ФЗ не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В нарушение ст. 2, ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 19, п. 25, п. 29, п. 74, п. 75, п. 102 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ведение работ на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002 осуществляется при отсутствии соответствующего проекта.

ООО «УК «Разрез Майрыхский» не внесены изменения сведений о составе опасного производственного объекта «Площадка обогащения угля», в результате изменения количественного и качественного состава технических устройств. В государственном реестре опасных производственных объектов не указаны сведения по двум транспортируемым установкам FGX-48А, фактически работающим на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002 ООО «УК «Разрез Майрыхский», ст. 2, ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»; п.п. 2, 3, 7, 8, 9, 27 «Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утв. приказом Ростехнадзора .

В нарушение ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п.п. 3, 14, 15, 16, 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утвержденных приказом Ростехнадзора в ООО «УК «Разрез Майрыхский», на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, в установленном порядке, для каждой стадии осуществляемого производственного процесса, связанного с приемом, складированием, хранением, транспортированием, дроблением, сортировкой, механическим и физико-химическим обогащением, брикетированием, сушкой, погрузкой (отгрузкой) готовой продукции (концентрат, промпродукт, брикеты) и отходов переработки и обогащения, не разработаны технологические регламенты (далее - ТР), в состав которых должны включаться технологические (режимные) карты, технологические и рабочие инструкции на процессы, паспорта, инструкции по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту технических устройств.

Вопреки требованиям ст. 9 Федерального закона ; п. 627 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утвержденных приказом Ростехнадзора , ООО «УК «Разрез Майрыхский на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, в местах прохода под конвейерами (конвейер готовой продукции СУ поз. , конвейер подачи угля на СУ поз. ) не установлены защитные полки или другие защитные средства, выступающие за габариты конвейера не менее чем на 1 м., для предохранения людей от возможного поражения кусками угля, падающего с ленты, или элементами конвейера (ролики).

В нарушение ст.ст. 7, 9 Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. 17, 18, 19 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, на компрессорные установки и два сосуда работающих под давлением (технические устройства), являющихся составной частью двух транспортируемых установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, расположенных на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, отсутствуют паспорта, руководство (инструкции) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оформленные на русском языке с указанием метрической системы измерений.

Ответчиком суду не предоставлено доказательств, что нарушения законодательства о промышленной безопасности устранены на момент рассмотрения искового заявления.

Разрешая вопрос об установлении срока, в течение которого ООО «УК «Разрез Майрыхский» обязано устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности, суд полагает разумным и достаточным срок выполнения указанных действий в течение 6 месяцев.

В силу ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования Алтайский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, исходя из требований неимущественного характера, заявленных прокурором Алтайского района Республики Хакасия (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия к ООО «УК «Разрез Майрыхский» о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Обязать ООО «УК «Разрез Майрыхский» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о промышленной безопасности, а именно:

1) комплекс сушки длиннопламенных углей, построенный в соответствии с проектной документацией «Строительство комплекса сушки длиннопламенных углей класса 0-50 мм ООО «УК «Разрез Майрыхский» и эксплуатируемый ООО «УК «Разрез Майрыхский», зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном порядке;

2) ввести в эксплуатацию сушильные установки (комплекс сушилки длинопламенных углей класса 0-50 мм) по результатам режимных испытаний (РИ);

3) заключить договор с профессиональными аварийно- спасательными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей);

4) заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта (комплекс сушки длиннопламенных углей) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

5) разработать соответствующую проектную документацию по ведению работ на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002;

6) внести изменения сведений о составе опасного производственного объекта «Площадка обогащения угля» в результате изменения количественного и качественного состава технических устройств, обеспечить внесение сведений в государственный реестр опасных производственных объектов по двум транспортируемым установкам FGX-48А, фактически работающим на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002 ООО «УК «Разрез Майрыхский»;

7) на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, в установленном порядке, для каждой стадии осуществляемого производственного процесса, связанного с приемом, складированием, хранением, транспортированием, дроблением, сортировкой, механическим и физико-химическим обогащением, брикетированием, сушкой, погрузкой (отгрузкой) готовой продукции (концентрат, промпродукт, брикеты) и отходов переработки и обогащения, разработать технологические регламенты, в состав которых должны включаться технологические (режимные) карты, технологические и рабочие инструкции на процессы, паспорта, инструкции по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту технических устройств;

8) на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002, в местах прохода под конвейерами (конвейер готовой продукции СУ поз. №105, конвейер подачи угля на СУ поз. № 2) установить защитные полки или другие защитные средства, выступающие за габариты конвейера не менее чем на 1 м., для предохранения людей от возможного поражения кусками угля, падающего с ленты, или элементами конвейера (ролики);

9) на компрессорные установки и два сосуда работающих под давлением (технические устройства), являющихся составной частью двух транспортируемых установок по сортировке сыпучих материалов FGX-48А, расположенных на опасном производственном объекте «Площадка обогащения угля» рег. № А65-02746-0002 обеспечить наличие паспортов, руководств (инструкций) по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оформленные на русском языке с указанием метрической системы измерений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья К.А. Туревич