РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-177/2020
УИД №19RS0006-01-2020-000188-67
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Плетневой Т.А.,
при секретаре Пискуновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Чебодаеву Михаилу Васильевичу о взыскании возврата бюджетных средств субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия обратилось в суд с иском к Чебодаеву М.В. о взыскании возврата бюджетных средств субсидии, мотивируя свои требования тем, что между истцом и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении субсидии на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2016 г. № от 29.04.2016 г. На основании указанного соглашения Чебодаеву М.В. 18.07.2018 г. Минсельхозпродом Республики Хакасия была предоставлена субсидия на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства (7.1) в размере 108100 рублей. По условиям соглашения ответчик обязался осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии. Данным соглашением также предусмотрена обязанность Минсельхозпрода Республики Хакасия потребовать вернуть предоставленные субсидии, в случае несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных п. 2.1 Соглашения. По сведениям из ЕГРИП КФХ главой которого является Чебодаев М.В., прекратило свою деятельность 02.04.2019 г., что является нарушением п. 2.1. соглашения. Письмом от 12.12.2019 г. №-П Чебодвев М.В. уведомлен о необходимости возврата бюджетных средств в размере 108100 рублей, однако возврат денежных средств ответчиком осуществлен не был. Просят суд взыскать с ответчика Чебодвева М.В. бюджетные средства субсидии в размере 108100 рублей.
От истца Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представитель по доверенности Полторацкий Д.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Ответчик Чебодаев М.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска возражал, полагал, что обязательства им выполнены в полним объеме.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, если не вытекают из договора или закона.
В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так согласно ч. 3.1. ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3, абз. 4 п. 8 и п. 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период с 2013 -2025 годы.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.02.2005 г. № 41 утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, в соответствии с п. 2.1.1. которого, Министерство осуществляет полномочия в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения Республики Хакасия в том числе предоставление государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия на цели, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Хакасия. Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса Республики Хакасия.
С целью стабилизации роста агропромышленного производства, повышения конкурентоспособности продукции и экономической эффективности агропромышленного производства, развития сельской местности Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 г. № 781 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», задачами которой является стимулирование развития отраслей сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Хакасия, увеличение объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства, развитие малого бизнеса на селе, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Республики Хакасия, исполнения государственных функций и услуг в агропромышленном комплексе Республики Хакасия.
Данной программой предусмотрен срок ее реализации с 2013 г. по 2021 г., а также объемы ее финансирования.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 19 Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 г. № 121-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» установлено, что в ходе исполнения настоящего Закона Министерство финансов Республики Хакасия вправе вносить изменения в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета в случаях, установленных ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, а также по следующим основаниям, связанным с особенностями исполнения республиканского бюджета в том числе перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия на государственную поддержку сельского хозяйства в рамках государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы» в связи с сезонными рисками.
Постановлением Правительства Республики Хакасии от 02.02.2016 г. № 25 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2016 году.
Целями предоставления субсидий являются, в том числе удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах сельскохозяйственного производства, произведенных на территории республики Хакасия, повышения эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, улучшения материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства (п. 3.1. Порядка).
Пунктом 7.2 Порядка предусмотрено предоставление субсидий на приобретение новой сельскохозяйственной техники и технологического оборудования за счет средств республиканского бюджета по следующим направлениям: возмещение части затрат на покупку техники и (или) оборудования (далее - техника, оборудование), в том числе в кредит под залог приобретаемой техники, оборудования (далее - кредит) или в лизинг; возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга) по кредитным договорам (договорам лизинга) (далее - возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга).
Перечень техники, оборудования, на приобретение которых предоставляются субсидии, с указанием предельных сумм субсидирования по видам техники, оборудования утверждается приказом Минсельхозпрода Республики Хакасия.
Из материалов дела следует, что между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и крестьянским (фермерским) хозяйством, в лице главы крестьянского фермерского хозяйства Чебодаевым М.В., заключено соглашение№ 419«О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2016 году» от 29.04.2016 г. в целях реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия 19.11.2012 г. № 781, с учетом Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717.
В соответствии с п. 3.2.1. Соглашения получатель субсидии обеспечивает выполнение условий, предусмотренных п. 2.1. Соглашения.
Подпунктом «в» п. 2.1. Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия, в течение 2016 года, а для субсидий, предусмотренных:
- п. 7.1 Порядка - в течение не менее 3-х лет с даты предоставления субсидии;
- п. 7.5.1, п. 7.6.2, п. 7.7.3, п. 7.8.2, п. 7,19 Порядка - в течение не менее 3-х лет с момента приобретения животных, оборудования.
Согласно п.п. 3.1.3. и 3.2.5. Соглашения Минсельхозпрод Республики Хакасия имеет право требовать вернуть предоставленные субсидии и возвращает неправомерно полученные субсидии в случаях: установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения; установления факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах.
Получатель субсидии обеспечивает выполнение условий, предусмотренных п. 2.1 Соглашения.
Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по соглашению№ 419«О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2016 году» от 29.04.2016 г. в случаях установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения.
Согласно дополнительного соглашения № 1 от 17.05.2016 г. к Соглашению № 419«О предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета Республики Хакасия в 2016 году» от 29.04.2016 г., приложению № 1 к данному дополнительному соглашению, Чебодаеву М.В. предоставлена субсидия на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в размере 108100 рублей.
Впоследствии с главой КФХ Чебодаевым М.В. 17.05.2016 г., 29.03.2017 г., 21.03.2018 г. были заключены дополнительные соглашения к указанному выше соглашению № 419 от 29.04.2016 г.
Платежным поручением № 27898 от 17.07.2018 г. подтверждено перечисление Чебодаеву М.В. субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в размере 108100 рублей.
Согласно выписке из ЕГРИП крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Чебодаев М.В., прекратило свою деятельность 02.04.2019 г.
Таким образом, условия Соглашения в части осуществления сельскохозяйственной деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, которому предоставлена субсидия в течение не менее 3-х лет с даты предоставления субсидии ответчиком не исполнены.
Разделом 6 Соглашения и разделом 6 Порядка предусмотрен соответствующий порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а именно Минсельхозпрод Республики Хакасия в течение 15 рабочих дней со дня установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, предусмотренных в п. 2.1. Соглашения, письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата полученной суммы (части суммы) субсидии с указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств. Получатель субсидии в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления производит возврат указанной в уведомлении суммы субсидии в добровольном порядке. В случае отказа от добровольного возврата указанной в уведомлении суммы субсидии или возврата ее не в полном объеме возврат производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В адрес ответчика Чебодаева М.В. истцом направлено требование о возврате бюджетных средств от 12.12.2019 г. № 33-3538-П, из которого следует, что сумма задолженности составляет 108100 рублей, предоставлен срок для уплаты в добровольном порядке в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления.
Факт направления требования Чебодаеву М.В. подтверждается списком № 164 (Партия 176) внутренних почтовых отправлений от 13.12.2019 г.
Согласно договора купли-продажи техники и/или оборудования от 19.06.2012 г., заключенного в рамках целевой программы ОАО «Россельхозбанк» «Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования», заключенного между ООО «Торговый дом Автоцентр Хакасии» и Чебодаевым М.В., последним приобретен Трактор «Беларус 320» за 512000 рублей. Данный факт подтверждается актом приема-передачи от 31.08.2012 г.
На основании кредитного договора № 123703/0252 от 30.08.2012 г. ОАО «Россельхозбанк» предоставил Чебодаеву М.В. денежные средства в размере 460800 рублей.
Из расшифровки платежа, осуществляемого продавцу за приобретаемое имущество (технику и/или оборудование) от 30.08.2012 г. следует, что продавцу перечислен аванс в счет приобретенного Трактора «Беларус 320», в размере 51200 рублей.
При разрешении дела по существу суд принимает во внимание доводы ответчика о полном исполнении им обязательств, считает его несостоятельным, поскольку смещение сроков предусмотрено дополнительным соглашением № 3 от 21.03.2018 г., подписанным лично Чебодаевым М.В., ответчик своей подпись подтвердил, что согласен со всеми условиями соглашения № 419 от 29.04.2016 г. По факту нарушения его прав и законных интересов не обращался, соглашение, и действия Министерства не обжаловал.
Принимая во внимание факт подписания ответчиком главой КФХ Чебодаевым М.В. Соглашения № 419 от 29.04.2016 г. и последующих дополнений к нему и получения предусмотренных им выплат бюджетных средств в виде субсидии, в данном случае стороны, руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, реализовали свои права, и определи обязанности, связанные с исполнением указанного соглашения, в том числе в части возврата предоставленной субсидии в случае нарушения получателем п. 2.1. Соглашения.
Поскольку судом установлено, что ответчиком нарушены императивные условия Соглашения, а также то обстоятельство, что в добровольном порядке полученная субсидия ответчиком не возвращена, то суд считает, исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Чебодаеву М.В. о взыскании возврата бюджетных средств субсидии подлежащими удовлетворению.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из цены иска и удовлетворенных требований к оплате подлежит государственная пошлина, при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Чебодаева М.В., не освобожденного от уплаты государственной пошлины в размере 3362,0 рубля.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к Чебодаеву Михаилу Васильевичу о взыскании возврата бюджетных средств субсидии удовлетворить.
Взыскать с Чебодаева Михаила Васильевича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия денежные средства субсидию по соглашению № 419 от 29.04.2016 г. в размере 108100 рублей.
Взыскать с Чебодаева Михаила Васильевича государственную пошлину в бюджет муниципального образования Бейский район Республики Хакасия в размере 3362,0 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бейский районный суд.
Судья Т.А.Плетнева
Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2020 г.
Мотивированное решение принято 20.04.2020 г.