ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 190007-01-2021-000748-96 от 27.04.2022 Боградского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-105/2022

УИД № 19RS0007-01-2021-000748-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Боград Боградского района Республики Хакасия 27 апреля 2022 года

Боградский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,

при секретаре Беляевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия к Комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы Боградского сельсовета, Бородачевой Н.И. о признании незаконными протоколов комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия (далее – Администрация Боградского сельсовета) обратилась в суд с исковым заявлением к Комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы Боградского сельсовета (далее – Комиссия), Бородачевой Н.И., в котором (с учетом уточнения требований) просит признать незаконными протоколы заседания Комиссии № 1 от 22 июня 2021 года и № 2 от 26 октября 2021 года, отменить решения Комиссии, содержащиеся в указанных протоколах. В обоснование требований указывает, что решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 08 февраля 2017 года утверждено Положение об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации Боградского сельсовета». В соответствии с п. 2.1.5 данного положения в стаж муниципальной службы комиссионно можно включить иные периоды работы (службы), включенные в стаж муниципальной службы периоды в совокупности не должны превышать пяти лет.

Решением Совета депутатов Боградского сельсовета № 100 от 08 февраля 2017 года создана Комиссия по решению вопросов включения иных периодов работы в стаж муниципальной службы.

10 июня 2021 года в Администрацию Боградского сельсовета поступило заявление Бородачевой Н.И. о включении в стаж муниципальной службы периода с 13 сентября 1990 года по 25 мая 2021 года.

Отмечает, что на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года № 383 «Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы Республики Хакасия», а именно п. 11, предписывающего, что отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы Республики Хакасия, подлежат зачету в стаж гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к пенсии на основании решения Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, принятого в соответствии с протоколом комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Хакасия, а также на основании вышеприведенного Положения о комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы, Комиссия большинством голосов засчитала 5 лет в стаж муниципальной службы Бородачевой Н.Н..

Указывает, что в дальнейшем, при возникновении вопроса о том, какой именно период работы зачтен в стаж муниципальной службы, повторно было проведено заседание Комиссии, на котором решался вопрос о периоде включения стажа Бородачевой Н.И., большинством голосов протоколом Комиссии № 2 от 26 октября 2021 года в стаж муниципальной службы Бородачевой Н.И. включили период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2015 года.

Ссылаясь на решение Боградского районного суда от 02 декабря 2021 года, которым в стаж муниципальной службы включен период работы Бородачевой Н.И. с 13 сентября 1990 года по 22 марта 2002 года, считает, что Комиссия незаконно включила в стаж муниципальной службы тот период работы, когда Бородачева Н.И. не являлась муниципальным служащим.

Приводя положения п. 1.2 Положения о комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы в стаж муниципальной службы о составе комиссии, указывает, что в состав Комиссии не были включены представители финансового органа и кадровой службы Администрации Боградского района, в этой связи полагает, что Комиссия в данном составе не имела права принимать решение о признании муниципального стажа.

Обращает внимание, что право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижению пенсионного возраста, а по совокупности всех установленных условий, в том числе увольнения с государственной (муниципальной) службы, что отражено в разъяснении Министерства труда и социальной защиты РФ от 01 июня 2020 года № 21-4/10/ФС-866.

Считает, что на основании оспариваемых протоколов Комиссии Администрацией Боградского сельсовета Бородачевой Н.И. будет производиться доплата к пенсии, которая ей не положена (л.д. 1-4, 18-20, 104-105).

В письменных возражениях ответчик Бородачева Н.И., подробно приводит нормы Положения об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации Боградского сельсовета, утвержденные решением Совета депутатов Боградского сельсовета № 99 от 08 февраля 2017 года, положения п. 20 Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 года № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», а также постановления Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года № 383.

Отмечает, что согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 года № 37, должность главного бухгалтера отнесена к разделу «должности руководителей». Указывает, что в соответствии с Законом Республики Хакасия «О муниципальной службе в Республике Хакасия» № 39-ЗРХ должность главного бухгалтера по настоящее время включена в Перечень должностей муниципальной службы органов местного самоуправления.

Цитируя содержание п. 1.2 Положения «О комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы», полагает, что его содержание истолковано Главой Боградского сельсовета неправильно. Приводит суждения о том, что в состав комиссии в обязательном порядке включаются представители финансового управления, то есть бухгалтерии Боградского сельсовета. Указывает, что представитель юридической службы – Терепенко Р.В. присутствовала, также был сотрудник кадровой службы администрации Боградского сельсовета – Васильева Н.Н.

Считает, что в пункте 1.2 Положения «О комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы» допущена ошибка в части указания в составе комиссии представителей финансового управления и юридической службы Боградского района, высказывая суждение о том, что данная ошибка возникла при копировании с решения Совета депутатов Боградского района об утверждении положения об указанной комиссии Боградского района.

Отмечает, что состав комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы изменялся неоднократно и утверждался решениями Совета депутатов Боградского сельсовета № 130 от 11 октября 2017 года и № 194 от 21 декабря 2018 года.

Поясняет, что для комиссии Администрация Боградского сельсовета должна была подготовить сведения об общем стаже муниципальной службы согласно данным трудовой книжки, но этого сделано не было.

Приводя нормы, содержащиеся в п. 4.3 Положения о Комиссии, о том, что решение комиссии принимается простым большинством голосов, при равенстве голосов мнение председателя является решающим, указывает, что согласно протоколу № 1 от 22 июня 2021 года комиссия проголосовала единогласно, а согласно протоколу № 2 от 26 октября 2021 года председательствующий предлагал включить в иные периоды период девяностых годов, что, по мнению ответчика, было сделано целенаправленно, так как в этот период она являлась муниципальной служащей, при этом председательствующий и секретарь проголосовали против, а трое членов комиссии проголосовали – «за».

Обращает внимание, что истцом, как председателем Комиссии неоднократно проводились заседания комиссии в том же составе, в котором было рассмотрено заявление ответчика о включении иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы, при этом председатель комиссии возражений по составу комиссии не вносил.

Также отмечает, что на рассмотрение сессии Совета депутатов Боградского сельсовета вопрос о внесении изменений либо уточнений в состав комиссии в части участия финансового органа и кадровой службы не вносились.

Полагает, что действия Комиссии являлись законными, при этом в случае удовлетворения требований об отмене оспариваемых протоколов, просит дать оценку действиям истца в части проведения заседания комиссии в ненадлежащем составе, повлекшим нарушение её прав и законных интересов.

Отмечая, что глава Администрации Боградского сельсовета Петров А.С. являлся председателем Комиссии, в этой связи, полагает, что он не мог не знать о нарушениях в составе комиссии, однако в установленный срок не обращался, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с пропуском срока на обжалование состава комиссии, считая, что срок для обжалования протоколов исчисляется с момента первого заседания комиссии (л.д. 69-70, 153-154).

В дополнительных письменных пояснениях представитель истца – Глава Боградского сельсовета Петров А.С. указывает, что решением Совета депутатов от 08 февраля 2017 года был утвержден состав комиссии по решению вопросов включения иных периодов в стаж муниципальной службы, далее решением Совета депутатов № 130 от 11 октября 2017 года состав комиссии был изменен. На сессию Совета депутатов 14 апреля 2022 года был вынесен вопрос о внесении изменений в состав Комиссии, решение Советом депутатов по данному вопросу не принято (л.д. 78-80)

В судебном заседании представитель истца Администрации Боградского сельсовета, одновременно являющийся председателем Комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы Боградского сельсовета – глава Боградского сельсовета Петров А.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении.

Ответчик Бородачева Н.И., поддержав письменное возражение на исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

По смыслу закона вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд исходя из характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу ч. 4 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий.

В этой связи, несмотря на указание истцом Администрацией Боградского сельсовета в исковом заявлении об обращении в суд в рамках административного судопроизводства, суд приходит к выводу, что данное заявление подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства.

Исходя из положений ст. 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»).

Положениями ч. 4 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» закреплено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с организацией муниципальной службы и основами правового положения муниципальных служащих в Республике Хакасия регулируются Законом Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия».

В соответствии с положениями ст. 12.1 Закона Республики Хакасия № 39-ЗРХ при исчислении стажа муниципальной службы муниципального служащего суммируются все включаемые (засчитываемые) в него в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», настоящим Законом и муниципальными правовыми актами периоды службы (работы) независимо от сроков перерыва в службе (работе).

Исчисление стажа муниципальной службы производится в календарном порядке (в годах, месяцах, днях). Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, военный билет, справка военного комиссариата и иные установленные законодательством Российской Федерации документы соответствующих государственных и муниципальных органов, архивных учреждений, содержащие сведения о служебной (трудовой) деятельности муниципального служащего.

Для рассмотрения вопросов по исчислению стажа муниципальной службы в органе местного самоуправления создается комиссия. Порядок создания и деятельности комиссии устанавливается муниципальным правовым актом. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решение комиссии должно быть доведено до муниципального служащего в течение 7 календарных дней со дня его принятия.

На основании решения комиссии представитель нанимателя (работодатель) издает правовой акт, определяющий стаж (общую продолжительность) муниципальной службы муниципального служащего (ч. 4 ст. 12.1 Закона Республики Хакасия № 39-ЗРХ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакассия» назначение и выплата пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) муниципальным служащим осуществляются в установленном муниципальным правовым актом порядке, аналогичном порядку назначения и выплаты пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Хакасия, установленному законом Республики Хакасия.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 декабря 2006 года № 383 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к государственной и страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Хакасия.

Нормами п. 11 вышеназванного Положения закреплено, что отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы Республики Хакасия, подлежат зачету в стаж гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к пенсии на основании решения Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, принятого в соответствии с протоколом комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Хакасия. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.

Решением Совета депутатов Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия от 08 февраля 2017 года № 99 утверждено Положение об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим выборные должности в органах местного самоуправления, членам выборного органа местного самоуправления, работавшим на постоянной основе, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации Боградского сельсовета (далее – Положение) (л.д. 24).

Согласно п. 2.1.5 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 08 февраля 2017 года № 99, при исчислении стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, учитывается время замещения государственных должностей гражданской службы Республики Хакасия и других субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей муниципальной службы, а также периоды замещения государственных должностей Республики Хакасия и других субъектов Российской Федерации, выборных должностей и должностей в выборных органах местного самоуправления, время работы в государственных органах, органах государственной власти Республики Хакасия и других субъектов Российской Федерации, в органах государственной власти и управления РСФСР и СССР и иные периоды работы (службы), определенные Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 1413 «Об утверждении Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих».

Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой выборной должности, должности в выборных органах местного самоуправления, должности муниципальной службы подлежат зачету в специальный стаж для выборного должностного лица, члена выборного органа местного самоуправления, муниципального служащего для установления ежемесячной доплаты к пенсии на основании решения комиссии по установлению трудового стажа администрации Боградского сельсовета, принятого в соответствии с протоколом комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы в стаж муниципальной службы. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет (л.д. 25-30).

Решением Совета депутатов Боградского сельсовета Боградского района от 08 февраля 2017 года № 100 утверждено Положение о комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы, которое регламентирует порядок работы Комиссии по определению стажа муниципальной службы и включению иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы (далее Положение о Комиссии). Также указанным решением утвержден состав Комиссии (п. 2) (л.д. 21, 22-23, 81).

Как следует из п. 1.2 Положения о Комиссии персональный состав Комиссии утверждается Советом депутатов Боградского сельсовета. В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители финансового управления, юридической и кадровой службы администрации Боградского района.

Решение Комиссии правомерно при присутствии на заседании не менее двух третей её членов (п. 1.3 Положения о Комиссии).

Согласно п. 3 вышеуказанного Положения о Комиссии, основными функциями Комиссии являются:

- рассмотрение заявлений муниципальных служащих администрации Боградского сельсовета по определению стажа муниципальной службы, включению иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы, установлению ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим администрации Боградского сельсовета и документов, прилагаемых к ним (п. 3.1);

- рассмотрение спорных вопросов, связанных с определением стажа муниципальной службы, включением иных периодов деятельности в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки за выслугу лет (п. 3.2);

- принятие решений и направление их для окончательного решения главе Боградского сельсовета (п. 3.3).

В соответствии с п. 4.1 Положения о Комиссии, служащий, замещавший должность муниципальной службы администрации Боградского сельсовета, обращается с заявлением на имя главы сельсовета о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы (службы), опыт и знания по которым были необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.

Глава Боградского сельсовета направляет в Комиссию ходатайство о включении иных периодов работы в стаж муниципальной службы. В ходатайстве указывается: общий стаж муниципальной службы лица, замещающего должность муниципальной службы, на момент подачи заявления; иные периоды, предлагаемые к включению в стаж муниципальной службы в государственных, муниципальных учреждениях и предприятиях.

При необходимости прилагаются: копия трудовой книжки; должностная инструкция по замещаемой должности муниципальной службы (п. 4.2)

Согласно п. 4.3, 4.4 Положения о Комиссии решение комиссии принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов мнение председателя является решающим. Секретарь Комиссии оформляет протокол заседания комиссии, который согласовывается всеми членами Комиссии, подписывается председателем и секретарем.

Пунктом 5 Положения о Комиссии закреплено, что иные периоды работы (службы), включенные в стаж муниципальной службы муниципального служащего администрации Боградского сельсовета, в совокупности не должны превышать пяти лет.

Решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 11 октября 2017 года № 130 внесены изменения в решение Совета депутатов от 08 февраля 2017 года № 100, а также утвержден состав комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы согласно приложению (л.д. 82-84)

21 декабря 2018 года Советом депутатов Боградского сельсовета принято решение № 194 «О внесении изменений в состав комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы», а именно выведен из состава Комиссии глава Боградского сельсовета Райков А.Н., введен в состав Комиссии глава Петров А.С. (л.д. 85).

Таким образом, с учетом внесенных изменений состав Комиссии, утвержденный решением Совета депутатов Боградского сельсовета на момент заседания Комиссии в 2021 году включал в себя: председатель комиссии – глава Боградского района Петров А.С., секретарь комиссии – Васильева Н.Н. – специалист администрации Боградского сельсовета; члены комиссии: Ольшевская Н.В. – заместитель главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета; Соловьева Ю.Ю. – и.о. начальника юридического отдела администрации Боградского района; Михель О.М. – депутат Совета депутатов Боградского сельсовета (л.д. 81-85).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 июня 2022 года Бородачева Н.И. обратилась к главе Боградского сельсовета и в Комиссию по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы с заявлением, в котором указывала, что с 13 сентября 1990 года по 25 мая 2021 года работала в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета и просила включить указанный период работы в стаж муниципальной службы (л.д. 106-107).

Как следует из протокола № 1 заседания комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы от 22 июня 2021 года, в заседании Комиссии принимали участие: председатель Петров А.С., секретарь Васильева Н.Н., члены: Ольшевская Н.В., Михель О.М., отсутствовала член комиссии Соловьева Ю.Ю. – председатель правового комитета администрации Боградского района. Рассмотрев вопрос о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности главного бухгалтера Бородачевой Н.И., руководствуясь решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 08 февраля 2017 года № 100 «Об утверждении Положения «О комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы», в соответствии с представленной копией трудовой книжки, Комиссия большинством голосов («за» - 4 человека, «против» - 0 человек) посчитала возможным заявление Бородачевой Н.И. о включении периодов работы в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета удовлетворить, зачесть Бородачевой Н.И., работавшей главным бухгалтером администрации Боградского сельсовета, в стаж за выслугу лет из запрашиваемых 30 лет 8 месяцев 12 дней – 5 лет 00 месяцев 00 дней. Протокол подписан председателем, секретарем, а также присутствовавшими членами комиссии (л.д. 11-12).

Из протокола № 2 заседания комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы от 26 октября 2021 года следует, что на заседании комиссии присутствовали: председатель Петров А.С., секретарь Васильева Н.Н., члены – Ольшевская Н.В., Михель О.М., Терепенко Р.В. – и.о. председателя правового комитета администрации Боградского района.

Рассмотрев вопрос об уточнении периода работы в должности главного бухгалтера Бородачевой Н.И. для включения в стаж муниципальной службы, Комиссия простым большинством голосов («за» - 3 человека, «против» - 2 человека) посчитала возможным из запрашиваемых 30 лет 8 месяцев 12 дней зачесть в стаж муниципальной службы Бородачевой Н.И., работавшей главным бухгалтером администрации Боградского сельсовета, 5 лет 00 месяцев 00 дней за период работы с 01 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Протокол подписан председателем, секретарем и членами комиссии (л.д. 13).

Доводы представителя истца Петрова А.С. о нелегитимном составе Комиссии, принявшей оспариваемые решения, содержащиеся в протоколах № 1 и № 2, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как следует из представленных документов, состав Комиссии был утвержден решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 11 октября 2017 года № 130 и от 21 декабря 2018 года № 194, и в заседаниях Комиссии 22 июня 2021 года и 26 октября 2021 года принимали участие именно те лица, которые указаны в приложениях к названным решениям Совета депутатов. То обстоятельство, что в заседании Комиссии 26 октября 2021 года принимала участие Терепенко Р.В., как исполняющая обязанности находящейся в отпуске по уход за ребенком Соловьевой (Чернышовой) Ю.Ю. (л.д. 149-152), не свидетельствует о незаконности состава Комиссии.

Ссылки представителя истца в исковом заявлении на то, что Комиссия незаконно, по его мнению, включила в стаж муниципальной службы тот период работы Бородачевой Н.И., когда она не являлась муниципальной служащей, не могут быть признаны состоятельными, поскольку как следует из Положения о Комиссии, данный орган специально и создан для разрешения вопросов о включении иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы.

Законодателем в вышеприведенных нормативно-правовых актах в данной сфере, в том числе и п. 20 Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141, на который ссылалась в своем отзыве ответчик Бородачева Н.И., закреплено, что для включения в муниципальный стаж периодов работы руководителей и специалистов предприятий требуется условие о том, что знание и опыт работы в указанных должностях были необходимы для замещения должности муниципального служащего.

Вместе с тем, содержание протоколов заседания Комиссии не позволяет сделать вывод о том, что Комиссия разрешала поставленный вопрос на основании исследования осуществлявшихся Бородачевой Н.И. функций и выполнявшихся ею должностных обязанностей, не выяснено, какие опыт и знания работы в должности главного бухгалтера администрации Боградского сельсовета за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2015 года были необходимы при исполнении ответчиком Бородачевой Н.И. обязанностей по замещаемой в период с 13 сентября 1990 года по 22 марта 2002 года должности муниципальной службы.

Более того, как следует из заявления Бородачевой Н.И. от 10 июня 2021 года, она обратилась в Комиссию с заявлением о включении периода работы в стаж муниципальной службы, однако согласно протоколу № 1 от 22 июня 2021 года, Комиссия, рассмотрев указанное заявление Бородачевой Н.И. и вопрос о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности главного бухгалтера Бородачевой Н.И., решила зачесть Бородачевой Н.Н. в стаж за выслугу лет 5 лет из запрашиваемых 30 лет 8 месяцев 12 дней, при этом какое-либо решение по вопросу о включении в муниципальный стаж периода работы, как следует из протокола, Комиссией не принято.

Как следует из указаний ответчика Бородачевой Н.И. и не оспаривается главой Боградского сельсовета Петровым А.С., сведения об общем стаже работы Бородачевой Н.И. и стаже её муниципальной службы для изучения Комиссии подготовлены не были.

Данные обстоятельства не позволяют расценивать решения, принятые Комиссией, содержащиеся в протоколах № 1 и № 2, как законные и обоснованные, а потому исковые требования в части признания решений Комиссии незаконными подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд находит не подлежащими удовлетворению исковые требования в части отмены решений Комиссии, содержащихся в протоколах № 1 и 2, поскольку в силу требований п. 3.3 Положения о Комиссии принятие окончательного решения по результатам рассмотрения принятых Комиссией решений отнесено к полномочиям главы Боградского сельсовета. При этом суд, соблюдая принципы объективности и беспристрастности, не может принять на себя не свойственные функции по исполнению действий, находящихся в компетенции органов местного самоуправления и должностных лиц.

При этом суд полагает необходимым обязать ответчика Комиссию по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы администрации Боградского сельсовета разрешить заявление Бородачевой Н.И. от 10 июня 2021 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», Положения об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной и страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации Боградского сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 08 февраля 2017 года № 99.

Доводы ответчика Бородачевой Н.И. о пропуске срока для обращения в суд за оспариванием протоколов Комиссии не могут быть признаны состоятельными, поскольку нормы ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ не подлежат применению к спору, рассматриваемому в рамках Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Боградского сельсовета Боградского района Республики Хакасия к Комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы Боградского сельсовета, Бородачевой Н.И. о признании незаконными протоколов комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы – удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Комиссии по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы администрации Боградского сельсовета, содержащиеся в протоколах № 1 от 22 июня 2021 года и № 2 от 26 октября 2021 года.

Обязать ответчика Комиссию по решению вопросов включения иных периодов работы (службы) в стаж муниципальной службы администрации Боградского сельсовета разрешить заявление Бородачевой Н.И. от 10 июня 2021 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия», а также в соответствии с нормами Положения об установлении, назначении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной и страховой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации Боградского сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов Боградского сельсовета от 08 февраля 2017 года № 99.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 года.

Председательствующий И.Н. Норсеева