ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1941-1945 от 09.02.2011 Волжского городского суда (Волгоградская область)

                                                                                    Волжский городской суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Волжский городской суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-983/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Волжский Волгоградской области 09 февраля 2011 года

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего Рыжовой Л.А.

при секретаре Калашниковой Т.А.,

с участием представителя заявителя ФИО1- ФИО2, представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области ФИО3,

09 февраля 2011 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области, понуждении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, указав в обоснование заявления, что он является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, постановлением администрации городского округа – город Волжский .... от .... года он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский, постановлением .... от .... года признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» и его учетное дело было направлено в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области администрацию Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В ноябре 2010 года сотрудники управления муниципальным жилищным фондом администрации городского округа-город Волжский вручили ему письмо от .... года за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, в котором указано, что его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. Считает, что данный отказ нарушает его законные права, гарантированные Законом РФ «О ветеранах» и другими законами, Комитет по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству, возвращая его учетное дело, вышел за пределы своих полномочий, так как на него не возложены полномочия по решению вопроса о признании граждан нуждающимися в жилом помещении, данные вопросы отнесены к ведению органов местного самоуправления. Согласно действующему законодательству, в том числе в соответствии с Порядком предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области наделен полномочиями проверять комплектность документов, находящихся в учетных делах граждан, проверка оснований постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не входит в его компетенцию. Кроме того, он зарегистрирован с .... года и проживает в квартире, собственниками которой является ФИО4 и ФИО5, кроме него в квартире проживают собственники, муж ФИО4- ФИО2, внучка Г, правнучка ФИО6, правнуки В и В, правнучка В, членами их семьи он не является, право на проживание, а также в собственности других жилых помещений не имеет. Такие действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области он считает незаконными, просил суд устранить нарушение его прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению его учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, поскольку согласно постановлению Администрации Волгоградской области от .... года N301-п «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области определено органом, ответственным за формирование сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от .... N 5-ФЗ "О ветеранах".

Впоследствии ФИО1 уточнил заявленные требования, просил устранить нарушение его прав, признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению его учетного дела по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать ему субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д. 61-65).

В судебное заседание ФИО1 не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 28).

Представитель заявителя ФИО1- ФИО2 в судебном заседании поддержал уточненные требования, указав, что поскольку установлено, что Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области не наделен полномочиями по включению в списки ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненных к ним, проживающих на территории Волгоградской области получателей социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета, поэтому просит признать незаконными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела ФИО1 по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать ФИО1 субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области ФИО3, действующий на основании доверенности от 11 января 2011 года, в судебном заседании просил признать заявление ФИО1 необоснованным и отказать в его удовлетворении, указав, что Комитет, являясь главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по координации органов местного самоуправления по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со ст. 18 Закона Волгоградской области ....-ОД и Положением о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденным Постановлением Главы Администрации Волгоградской области, при проверке учетного дела ФИО1 установил необоснованное принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку согласно копии лицевого счета собственником четырехкомнатной квартиры № 228 по улице Дружбы, дом 79 города Волжского является ФИО4- дочь заявителя, общая площадь квартиры составляет 86,8 квадратных метра, совместно с ФИО1 в данной квартире зарегистрированы еще семь человек, в том числе дочь ФИО4, зять ФИО2, внучка Г, правнучка ФИО6, .... года в квартире зарегистрированы правнуки В, В, В, которые были до этого зарегистрированы по адресу: ...., собственником которой является зять заявителя- ФИО2, площадь указанной квартиры составляет 57,5 квадратных метра, при постановке на учет ФИО1 данная площадь администрацией городского округа-город Волжский не учтена, поскольку в соответствии с Городским положением об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, утвержденного постановлением Волжской городской Думы установлена учетная норма площади жилого помещения менее 11 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека, у ФИО1 на каждого проживающего общая площадь составляет 18,0 квадратных метра, то есть более учетной нормы. Таким образом, заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий граждан с нарушением действующего законодательства, соответственно не имеет права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств Федерального бюджета. Комитет, возвращая в орган местного самоуправления учетное дело заявителя, неправомерно принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и направляя письмо в адрес Администрации городского округа-город Волжский о необходимости снятия ФИО1 с учета, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Представитель Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен, о причине неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, считает заявление частично обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

В силу ст.8 ФЗ РФ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: 1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; 2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; 3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе; 4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 23.2 указанного закона, порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации, форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 квадратных метра; предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем указанной категории граждан.

Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, полномочия органов, уполномоченных на признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, определен Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу ст.51 ЖК РФ признаются нуждающимися граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, данный факт в судебном заседании не оспаривался и подтвержден документально.

Постановлением администрации городского округа – г. Волжский .... от .... года ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма при администрации городского округа – г. Волжский (л.д. 41). Постановлением администрации городского округа – г. Волжский .... от .... года он признан получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» (л.д. 45) и его учетное дело было направлено в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. .... года письмом за подписью председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области его учетное дело по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов было возвращено без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, о чем он был поставлен в известность управлением муниципальным жилищным фондом администрации городского округа - г. Волжский.

Указанных обстоятельств представители заявителя и заинтересованного лица не оспаривают.

Заявитель оспаривает возвращение Комитетом его учетного дела, данные действия комитета просит признать незаконными, как нарушающие его права на получение гарантированных государством выплат, предусмотренных для ветеранов Великой Отечественной войны.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий органов и должностных лиц, чьи действия оспариваются возлагаются на органы и должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области ссылается в обоснование своих доводов о необоснованности заявления ФИО1 на то, что Комитет действовал в соответствии с возложенными на него обязанностями, в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.

Суд не может признать обоснованным указанный вывод и законными действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возврату учетного дела ФИО1 по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов без исполнения в администрацию городского округа на том основании, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

Постановлением Администрации Волгоградской области от .... года ....-п «О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета» (с изменениями) утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, в котором указано, что он разработан в соответствии с ФЗ «О ветеранах»… и определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета. Документом, удостоверяющим право на получение социальной выплаты, является гарантийное письмо Главы администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах»… Предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, заявление подается гражданином или его полномочным представителем. Для получения социальной выплаты гражданин представляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области заявление и необходимые документы, которые орган местного самоуправления принимает и в течение одного рабочего дня регистрирует заявление, производит проверку предоставленных документов, не позднее 30 рабочих дней со дня предоставления документов принимает решение о признании гражданина получателем социальной выплаты, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина получателем социальной выплаты письменно уведомляет об этом гражданина; заводит учетное дело, которое должно содержать необходимые документы и выписку из решения о признании гражданина получателем социальной выплаты; совместно с центрами социальной защиты населения впоследствии формируют и направляют в Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области осуществляет проверку полученных от органов местного самоуправления списков и формирует Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», информирует органы местного самоуправления о необходимости исключения из поданных списков тех граждан, которые на момент предоставления списков не относились к категориям, предусмотренным ФЗ «О ветеранах» или утратили данное право. Уполномоченный орган формирует и утверждает Сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», изъявивших желание получить социальную выплату, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения Сводного списка направляет органам местного самоуправления выписки из названного Сводного списка. На основании полученных выписок органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней представляют в Уполномоченный орган учетные дела граждан-получателей социальных выплат. Уполномоченный орган по мере поступления учетных дел граждан-получателей социальной выплаты проводит их проверку, производит расчет размера социальной выплаты, готовит проект распоряжения Главы администрации Волгоградской области об утверждении списка получателей социальной выплаты; в течение 10 дней со дня выхода распоряжения Главы администрации Волгоградской области об утверждении списка получателей социальной выплаты направляет органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма. Впоследствии уполномоченный орган представляет в управление социальной защиты населения Волгоградской области сведения об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, в Министерство регионального развития Российской Федерации- отчетность по установленной форме…

Постановлением Администрации Волгоградской области от .... года N301-п «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» (с изменениями) Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области определен уполномоченным органом по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и приравненным к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области определено органом, ответственным за формирование сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от .... N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно Порядку предоставлении социальных выплат…, утвержденному постановлением, социальная выплата осуществляется единовременно на основании сводного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет федерального бюджета, установленные ФЗ «О ветеранах», сформированного Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета. Гражданин, включенный в сводный список граждан и изъявивший желание улучшить свои жилищные условия посредством получения социальной выплаты предоставляет в орган местного самоуправлении, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, заявление, копию паспорта, копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории граждан, указанных в пункте 2 постановления, выписку из домовой книги или финансового лицевого счета за текущий год, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, документ, подтверждающий право заявителя являться полномочным представителем гражданина. Органы местного самоуправления принимают от граждан заявления и документы, регистрируют их, производят проверку представленных документов, принимают решение о признании гражданина получателем социальных выплат, о чем извещает гражданина, заводят учетное дело, комплектует его выпиской из решения о признании гражданина получателем социальной выплаты и направляет учетное дело в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, который осуществляет проверку комплектности документов, находящихся в учетном деле, производит расчет размера социальной выплаты, готовит и представляет на утверждение Главы администрации Волгоградской области проект распоряжения об утверждении списка; оформляет и передает органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты.

Решение о признании ФИО1 получателем социальных выплат, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» было принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции и не отменено в установленном законом порядке, чего лица, участвующие в деле, не оспаривали, кроме того, представленной представителем Комитета справкой (л.д. 60), подтверждается, что ФИО1 включен в списки лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, обладающих правом на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах», дата постановки на чует .... года. Основанием для признания ФИО1 нуждающимся в жилом помещении стал тот факт, что он не является нанимателем и собственником жилых помещений по договорам социального найма. Собственником жилого помещения, где проживает ФИО1, являются его дочь ФИО4, заявитель ФИО1 жилого помещения в собственности не имеет, поэтому при получении заявления от ФИО1 администрация городского округа - г. Волжский обоснованно признала его нуждающимся в жилом помещении и признала получателем социальных выплат, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Довод представителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области о том, что Комитет, имеет полномочия по возвращению учетного дела и проверять законность признания гражданина нуждающимся и имеющим право на социальную выплату, поскольку Комитет является администратором указанных средств и на него в соответствии с Постановление Администрации Волгоградской обл. от .... N 388-п "Об утверждении Порядка расходования и учета средств областного бюджета, поступивших из федерального бюджета в виде субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области» возложены полномочия по контролю, Комитет, являясь главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по координации органов местного самоуправления по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, что включает в себя и проверку законности решений органов местного самоуправления о признании нуждающимися, принятии на учет граждан указанной категории и признании их получателями социальных выплат, суд находит несостоятельным, поскольку указанным постановлением таких полномочий на Комитет не возложено, им утвержден Порядок расходования и учета средств областного бюджета, поступивших из федерального бюджета в виде субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области определен органом, уполномоченным осуществлять взаимодействие с Министерством регионального развития Российской Федерации по вопросам расходования субвенций, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов…, проживающих на территории Волгоградской области, указано, что Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, как администратор доходов уведомляет Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области об объемах поступивших средств в день поступления выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета, открытого в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитет по строительству и ЖКХ как главный распорядитель средств областного бюджета формирует и представляет в Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства в установленном порядке реестр распределения межбюджетных трансфертов по уровню главного распорядителя бюджетных средств и реестр распределения межбюджетных трансфертов по уровню получателя бюджетных средств для зачисления объемов финансирования на лицевой счет получателя средств областного бюджета - Комитета по строительству и ЖКХ, открытый в Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства; представляет в Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства копии договоров купли-продажи жилых помещений и формирует в программном комплексе "АЦК-Финансы" заявки на оплату для зачисления объемов финансирования на счета продавцов жилых помещений. Кроме того, определено, что Комитет по строительству и ЖКХ несет ответственность за целевое расходование средств.

Как следует из п. 2.20 Положения о Комитете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы администрации Волгоградской области от .... года .... (в редакции от .... .... и от .... ....), Комитет является уполномоченным органом на территории Волгоградской области по координации деятельности органов местного самоуправления в сфере признания граждан малоимущими и учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако, из этого не следует, что он имеет полномочия по отмене состоявшихся решений (постановлений) органов местного самоуправления или возврату без исполнения указанных решений (постановлений). Согласно п. 9 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов и приравненных к ним лицам, проживающим на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета (в редакции постановлений администрации Волгоградской области от .... .... - п, от .... .... – п, от .... .... – п) Комитет по строительству и ЖКХ не наделен полномочиями по возвращению учетных дел по мотиву несогласия с представленными решениями (выписками из решений) органов местного самоуправления, доказательств обратного Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации .... не представил.

В то же время требования ФИО1 об обязании Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать ему субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно действующим нормативным актам для предоставления субсидии указанной категории граждан предусмотрен определенный порядок-Уполномоченный орган- Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по мере поступления учетных дел граждан-получателей социальной выплаты проводит их проверку, производит расчет размера социальной выплаты, готовит проект распоряжения Главы администрации Волгоградской области об утверждении списка получателей социальной выплаты; в течение 10 дней со дня выхода распоряжения Главы администрации Волгоградской области об утверждении списка получателей социальной выплаты оформляет и передает органам местного самоуправления для вручения гражданам гарантийные письма администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты… Таким образом, требование заявителя обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать ему субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов без соответствующего распоряжения Главы администрации Волгоградской области и соблюдения Порядка реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета, незаконно, поскольку Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области как главный распорядитель средств областного бюджета, формирует и представляет в Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства в установленном порядке реестр распределения межбюджетных трансфертов по уровню главного распорядителя бюджетных средств и реестр распределения межбюджетных трансфертов по уровню получателя бюджетных средств для зачисления объемов финансирования на лицевой счет получателя средств областного бюджета - Комитета по строительству и ЖКХ, открытый в Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства; представляет в Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства копии договоров купли-продажи жилых помещений и формирует в программном комплексе "АЦК-Финансы" заявки на оплату для зачисления объемов финансирования на счета продавцов жилых помещений, несет ответственность за целевое использование выделяемых из федерального бюджета денежных средств и соблюдение установленного порядка осуществления указанных социальных выплат.

Статьей 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от .... N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия (п. 28).

Поскольку судом достоверно установлено, что возвратив учетное дело заявителя в администрацию городского округа -город Волжский, полагая, что у ФИО1 отсутствует право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, вставших на учет, обладающих правом на меры социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, установленные Федеральным законом от .... N 5-ФЗ "О ветеранах" и получение соответствующей социальной выплаты, несмотря на то, что постановление органа местного самоуправления о признании за ФИО1 такого права не отменено, не признано незаконным, и в учетном деле находятся все документы, предусмотренные действующим федеральным законодательством и Постановлением Администрации Волгоградской области, чего не отрицал представитель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, однако Комитет нарушил право участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ФИО1 на получение предусмотренной действующим законодательством социальной выплаты, поскольку как установлено в судебном заседании, возвратив учетное дело, несмотря на то, что ФИО1 был в установленном порядке и полномочным органом признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и получателем социальных выплат, Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области фактически отказал заявителю в социальной выплате: не было издано соответствующее распоряжение- распоряжение Главы администрации Волгоградской области об утверждении списка получателей социальной выплаты, проект которого подготавливает Комитет; не направлено органам местного самоуправления для вручения ФИО1 гарантийное письмо, поэтому права заявителя подлежат защите, действия Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области, выразившиеся в необоснованном возвращении учетного дела ФИО1, суд признает незаконными и, учитывая то, что ФИО1 является участником Великой Отечественной войны то есть лицом, перед которыми государство имеет особые обязательства, предусматривая в действующем законодательстве повышенные льготы и гарантии, что также подтверждается установленными сокращенными сроками рассмотрения заявлений указанной категории граждан и принятии соответствующих решений, суд считает необходимым Комитету по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области установить срок для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу,

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать заявление ФИО1 о признании незаконными действий Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области по возвращению учетного дела ФИО1 по заявлению о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов обоснованным, обязать Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области для восстановления в полном объеме нарушенных прав заявителя и устранения препятствий к их осуществлению принять учетное дело ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Отказать в удовлетворении требований ФИО1 о понуждении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Волгоградской области выдать субсидию на приобретение жилья как ветерану Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Справка: мотивированный текст решения суда изготовлен .... года.

Судья: