К делу № –1974/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 15 сентября 2016 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Безроднева Г.Ю.
при секретаре Пидченко О.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 (она же в интересах н/с ФИО3 и ФИО4) к администрации ЕГП Ейского района и к Министерству ГО И ЧС Краснодарского края о предоставлении социальной выплаты,-
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд и уточнив (изменив) свои исковые требования просят за себя и своих несовершеннолетних детей признать решение главы Муниципального образования Ейский район от 20.08.2015г. № об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в отношении ФИО1 и членов его семьи супруги - ФИО2 и несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.
Обязать Главу Муниципального образования Ейский район включить ФИО1 и членов его семьи супругу - ФИО2 и несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.рождения в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края 24 сентября 2014г., утвержденным Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2015г. № 146.
Обязать Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Краснодарского края предоставить ФИО1 и членам его семьи супруге - ФИО2 и несовершеннолетним детям: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края 24 сентября 2014г., утвержденным Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2015г. № 146.
Представитель истцов адвокат Ревякин М.Н. поддержал иск.
Ответчик представитель администрации ЕГП Ейского района в судебное заседание явился. С заявленными исковыми требованиями администрация МО Ейский район не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном
настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, оспаривание решения главы муниципального образования Ейский район от 20.08.2015 г. № об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме — в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, подлежит рассмотрению в порядке предусмотренном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. ФИО1 и ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО3, ФИО4 обжалуют отказ от 20.08.2015 г. спустя 11 месяцев после получения отказа.
Ходатайства о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, истцы не заявили.
Согласно ст. 1 Закон Краснодарского края от 03.02.2015 № 3095-K3 "О государственной поддержке по обеспечению жильем граждан, утративших жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 24 сентября 2014 года на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края" право на получение меры государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений и совместно проживающие с ними родственники по прямой восходящей и нисходящей линии и их супруги, супруги собственников и их родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья собственников, их супруги и родственники по восходящей и нисходящей линии, являющиеся таковыми на дату возникновения чрезвычайной ситуации; родственники по прямой восходящей и нисходящей линии и их супруги, супруги собственников и их родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья собственников, их супруги и родственники по восходящей и нисходящей линии, являющиеся таковыми на дату возникновения чрезвычайной ситуации, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. Мера государственной поддержки предоставляется при условии отсутствия у граждан, утративших жилые помещения, в собственности иного жилого помещения. Таким образом, для решения вопроса о незаконности отказа необходима информация о зарегистрированных за заявителями правах собственности на объекты недвижимости. С учетом того, что исковые требования заявлены в рамках Гражданского процессуального кодекса РФ, а не в рамках Кодекса об административном судопроизводстве РФ, то в силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Следовательно, отсутствие других жилых помещений, принадлежащих на праве собственности истцам, в рамках данного искового заявления должно доказываться истцами. Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том, числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 8.1. ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права. В соответствии с письмом Минфина РФ от 23 августа 2011 г. № 03-04- 05/7-586 акт приема-передачи квартиры не является документом, подтверждающим наличие права собственности. Таким документом является свидетельство о регистрации права собственности на квартиру. Таким образом, из выше перечисленного следует, что право собственности на объект недвижимости возникает с момента регистрации права собственности, а не с момента заключения договора купли-продажи и подписания акта приема-передачи.
Следовательно, по состоянию на 24.09.2014 года истцы ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4 не являлись собственниками жилых помещений по адресу: <адрес>, что не позволяет включить истцов в список граждан на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты для приобретения жилья.
Ответчик представитель Министерства ГО И ЧС Краснодарского края в судебное заседание явился с иском не согласен.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ФИО1 до момента признания аварийным и фактического сноса являлся собственником ? доли жилого дома площадью 41,3 кв.м. по адресу: <адрес>
До 29 августа 2015г. собственником другой ? доли указанного жилого дома являлся ФИО6 (родной брат ФИО1).
ФИО2 (супруга ФИО1), а также их несовершеннолетние дети: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. рождения являлись сособственниками квартиры общей площадью 28,8 кв.м. по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что супруги ФИО1 и ФИО2 вместе со своими несовершеннолетними детьми в течение длительного периода времени проживали в жилом доме по адресу: <адрес>, а ФИО6 проживал в квартире по адресу <адрес> июле 2015г. было принято решение произвести обмен ? доли жилого дома, принадлежащего ФИО6 на квартиру, принадлежащую ФИО2 с несовершеннолетними детьми.
Обмен решили оформить двумя договорами купли-продажи по одной и той же стоимости.
В результате 06 августа 2014г. между ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей (Продавцом) и ФИО6 (Покупателем) был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес> соглашение о передаче денежных средств.
29 августа 2014г. был заключен основной договор купли-продажи этой квартиры.
В связи с тем, что продавцами являлись, в том числе несовершеннолетние дети 05 сентября 2014г. были вынесены Распоряжения № 1018, 1019 и 1020 начальника управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Ейский район «О разрешении продажи жилого помещения, <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>» в отношении каждого из несовершеннолетних детей.
В п. 1 данных Распоряжений было указано, что несовершеннолетним разрешается продажа их доли жилого помещения по адресу: <адрес> при условии, что одновременно по договору купли-продажи в собственность каждого из них будет приобретено 33/594 доли земельного участка общей площадью 594 кв.м. и расположенного на нем 1/6 доля жилого дома, общей площадью 41,3 кв.м., жилой 25,6 кв.м. по адресу: <адрес>.
Также 29 августа 2014г. между ФИО6 (Продавцом) и ФИО2, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей был заключен Предварительный договор купли-продажи ? доли жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что жилой дом находился на земельном участке, находящимся в собственности также и других лиц были получены нотариально удостоверенные отказы от приобретения доли земельного участка по указанному адресу: 08 сентября 2014г. от ФИО7, 08 сентября 2014г. от ФИО8, 11 сентября 2014г. от ФИО1.
23 сентября 2014г. был заключен Основной договор купли-продажи ? доли жилого дома и доли земельного участка по адресу: <адрес> между ФИО6 (Продавцом) и ФИО2, действующей в интересах своих несовершеннолетних детей (Покупателем).
24 сентября 2014г. произошло наводнение, в результате которого жилой дом был затоплен.
Согласно Заключению Межведомственной комиссии при Администрации Ейского городского поселения Ейского района № 7/2 от 29 сентября 2014г. «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» - «в результате нагонных явлений, вызванных ураганным ветром, обильного выпадения осадков в виде дождя, увеличился уровень воды в Таганрогском заливе и Ейском лимане, на территории Ейского городского поселения Ейского района 24 сентября 2014г. произошло подтопление жилого дома по адресу: <адрес> (литер «В»). В связи с чем конструктивные элементы жилого дома получили повреждения:
Деформация и частичное обрушение несущих конструкций; строительные конструкции и инженерное оборудование здания находятся в аварийном состоянии. Дальнейшая эксплуатация не является безопасной. Степень повреждения строения литер «В» составляет 73 %, что превышает предельно допустимые нормы для признания его пригодным для проживания, эксплуатации и подлежащим восстановлению. Выполнение капитального ремонта с доведением конструкций до работоспособного состояния нецелесообразно, так как потребует замены конструктивных элементов. При этом стоимость ремонта будет не менее стоимости нового строительства.
С учетом изложенного, Комиссия приняла решение: в соответствии с пунктом 34, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47, помещение, расположенное по адресу: <адрес> (литер «В»), не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодно для проживания.
Постановлением Администрации Ейского городского поселения Ейского района от 01.10.2014г. № 603, был утвержден реестр жилых помещений, расположенных на территории Ейского городского поселения Ейского района непригодных для проживания в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений 24 сентября 2014г., в который был включен жилой дом по адресу: <адрес><адрес>
Постановлением Администрации Ейского городского поселения Ейского района № 613 от 09.10.2014г. был утвержден перечень выводимых из жилого фонда жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате указанной чрезвычайной ситуации, в который был включен жилой дом по адресу: <адрес>, строение «В».
Согласно эвакуационному удостоверению серия № по адресу: <адрес> были эвакуированы 24.09.2014г. ФИО2, ФИО1 и их несовершеннолетние дети.
Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2015г. № 146 был утвержден Порядок предоставления мер государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края. 24 сентября 2014г. (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка – право на получение социальной выплаты имеют граждане РФ, если жилые помещения, принадлежавшие им на праве собственности, повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края 24 сентября 2014г., и признаны в порядке, установленном правительством РФ, непригодными для проживания, и (или) члены их семей) являющиеся гражданами РФ, проживавшие в этих жилых помещениях по состоянию на 24 сентября 2014г.
В силу п. 2 Порядка - Уполномоченным органом Краснодарского края по реализации меры государственной поддержки в соответствии с настоящим порядком является министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (далее уполномоченный орган).
Согласно п. 6 Порядка – меры государственной поддержки предоставляются при условии отсутствия у граждан, утративших жилые помещения, в собственности иного жилого помещения (доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на территории РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка – Списки граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район в разрезе городских (сельских) поселений) из числа граждан, утративших жилое помещение и представивших в соответствующий орган местного самоуправления муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район заявление о включении в список.
Согласно подпункту 1 п. 3 Порядка - Уполномоченный орган на основании утвержденного списка граждан, утративших жилые помещения и имеющих право на получение социальной выплаты (далее списки) производит расчет размера социальной выплаты.
В подпункте 2 пункта 3 Порядка указано, что Уполномоченный орган после получения списков в течение тридцати рабочих дней принимает решение о предоставлении социальной выплаты и уведомляет граждан о предоставлении социальной выплаты.
С целью получения социальной выплаты на себя и членов своей семьи ФИО1 обратился к Главе муниципального района Ейский район с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Однако, решением Главы муниципального образования Ейский район от 20.08.2015г. № – ФИО1 было отказано во включении с список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с тем, что члены его семьи: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент возникновения чрезвычайной ситуации обладали на праве общей долевой собственности (по ? доле каждый) жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Однако, данный отказ является незаконным, поскольку к моменту стихийного бедствия – 24 сентября 2014 – члены семьи ФИО1 уже не обладали на праве общей долевой собственности жилым помещением по вышеуказанному адресу.
Подтверждением этому является следующее:
Так основной договор купли-продажи. квартиры по адресу: <адрес> между ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей (Продавцом) и ФИО6 (Покупателем) был заключен 29 августа 2014г.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ – право собственности у приобретателя по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя по договору возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ – договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
При этом, в этой же статье указано, что «Правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в данной статье, не подлежит применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013г.».
Таким образом, заключенный 29.08.2014г. договор купли-продажи <адрес> в <адрес> не требовал государственной регистрации, а требовалась только регистрация перехода права собственности.
В связи с тем, что сам договор купли-продажи и соответственно отчуждение имущества, не требовало государственной регистрации, право собственности в силу ст. 223 ГК РФ у приобретателя вещи по договору возникало с момента передачи вещи.
В п. 8 Договора купли-продажи от 29.08.2014г. было указано, что жилое помещение, находящееся на праве общей долевой собственности, указанное в п. 1 настоящего договора передается Покупателю в момент подписания настоящего договора и является единственным документом, подтверждающим передачу недвижимости.
В связи с тем, что квартира была передана Покупателю в момент подписания договора купли-продажи квартиры 29.08.2014г. – с этого момента возникло право собственности у приобретателя по договору ФИО6 Соответственно ФИО2 и ее несовершеннолетние дети с этого момента утратили право собственности на указанное жилое помещение.
Таким образом, на момент возникновения чрезвычайной ситуации ФИО2 и ее несовершеннолетние дети не имели права общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>.
Заключение договора купли-продажи <адрес> в <адрес> 29 августа 2014г., а также наличие согласия органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения несовершеннолетними было подтверждено Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 8 апреля 2015г. по делу № 2-698/2015г. о признании права собственности на эту квартиру за ФИО6
Кроме того, в абз. 3 подпункта 2 п. 1 Порядка указано, что факт проживания граждан, утративших жилые помещения, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на 24 сентября 2014г. либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ в судебном порядке.
На момент стихийного бедствия 24 сентября 2014г. ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается домовой книгой
Проживания ФИО2 и троих несовершеннолетних детей подтверждается Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 10 октября 2014г. по делу № 2-2556/2014, согласно которому был установлен юридический факт их постоянного их проживания с 2009г. по настоящее время по адресу: <адрес>
Таким образом, имелись все предусмотренные Порядком основания для включения органом местного самоуправления ФИО1 и членов его семьи в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения и принятия Уполномоченным органом решения о предоставлении социальной выплаты.
На основании вышеизложенного, суд, с учетом материалов дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Признать решение главы Муниципального образования Ейский район от 20.08.2015г. № об отказе во включении в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в отношении ФИО1 и членов его семьи супруги - ФИО2 и несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.рождения - незаконным.
Обязать Главу Муниципального образования Ейский район включить ФИО1 и членов его семьи супругу - ФИО2 и несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.рождения в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края 24 сентября 2014г., утвержденным Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2015г. № 146.
Обязать Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края предоставить ФИО1 и членам его семьи супруге - ФИО2 и несовершеннолетним детям: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер государственной поддержки в денежной форме – в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ветром и (или) затоплением вследствие нагонных явлений на территориях муниципальных образований Ейский район и Приморско-Ахтарский район Краснодарского края 24 сентября 2014г., утвержденным Постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.03.2015г. № 146.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме 20 сентября 2016 г.
Председательствующий