ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 1/2002-20 от 18.01.2011 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Устиновский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Устиновский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-182 - 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» января 2011 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Полякова Д.В.

при секретаре судебного заседания Петуховой О.В.,

при участии: заявителя - ФИО2,

представителя заинтересованного лица (Управление ФМС России по УР) – ФИО3, действующей на основании доверенности № 1/ 2 -20 от 11.01.2011 года,

представителя Администрации Устиновского района г. Ижевска (орган опеки и попечительства несовершеннолетних) - ФИО4, действующего на основании доверенности № 01-09-2790 от 31.12.2010 года,

заинтересованного лица - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО2 на действия миграционной службы,

Установил:

Заявитель ФИО2 обратилась в суд с жалобой на действия миграционной службы, в котором просит суд признать действия ОУФМС России в Устиновском районе г. Ижевска по снятию с регистрационного учёта ФИО6 по месту жительства по адресу: <...> д. № # кв. № # незаконными, обязать ОУФМС России по Устиновскому району г. Ижевска зарегистрировать ФИО6 по адресу: <...> д. № # кв. № #.

Свою жалобу ФИО2 мотивировала тем, что в # году между заявителем и ФИО5 был заключён брак. В этом браке # года родился сын ФИО6.

# года несовершеннолетний сын ФИО7 Артём был зарегистрирован по месту жительства отца как член семьи нанимателя по адресу: УР, <...> дом #, квартира #. Ответственным нанимателем квартиры, состоящей из 4-х жилых комнат, находящейся по адресу: УР, <...> #-#, является ФИО8.

В # году по решению МСЭ несовершеннолетний ФИО6, был признан #.

В # году брак между ФИО2 и ФИО5 был расторгнут.

# года по своему месту жительства по адресу: УР, <...> #-# заявитель ФИО2 получила письмо с уведомлением, в которое был вложен адресный листок убытия, из чего заявителю стало известно, что несовершеннолетнего ФИО7 Артёма # года ОУФМС России по Удмуртской республике в Устиновском районе г. Ижевска сняло с регистрационного учёта по месту жительства. В листке убытия указан адрес выбытия - УР, <...> #-#.

В соответствии с п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Своего согласия на выписку ребёнка заявитель не давала, заявление о снятии с регистрационного учёта по месту жительства не писала.

Несмотря на то, что между заявителем и ФИО5 брак расторгнут, совместный ребёнок - ФИО6 не перестал быть членом семьи ФИО5 и родительских прав на него лишён не был.

Согласно статье 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.

В соответствии со ст. 84 Жилищного кодекса РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, производится в судебном порядке.

Заявитель ФИО2 полагает, что ОУФМС России по УР по Устиновскому району неправомерно сняло с регистрационного учёта малолетнего ФИО6, поскольку от меня как от матери - законного представителя ребёнка, не достигшего 14-летнего возраста, не получено письменное заявление о снятии с регистрационного учёта по месту жительства, как этого требует закон.

Согласно п. 13 Административного регламента снятие с регистрационного учёта без непосредственного участия гражданина производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования на это помещение на основании вступившего в законную силу решения суда.

Таким образом, малолетний ФИО6 не утратил самостоятельного права пользования квартирой и может быть зарегистрирован в квартире, находящейся по адресу: <...> #-#.

Несовершеннолетний ФИО7 Артём мог был снят с регистрационного учёта только случае подачи заявления о снятии с регистрационного учёта обоими законными представителями либо на основании решения суда. Данных условий соблюдено не было, а значит, снятие моего сына с регистрационного учёта по месту жительства является незаконным.

В судебном заседании заявитель ФИО2 доводы изложенные в жалобе поддержала, в своих объяснениях указала на незаконность действий ОУФМС России в Устиновском районе г. Ижевска о снятии с регистрационного учёта несовершеннолетнего сына ФИО6. По существу дела пояснила, что зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире по адресу: <...> д. № # кв. № #.

Вышеуказанная квартира находится в долевой собственности у ФИО2 и её матери. В данной квартире после расторжения брака ФИО2 временно зарегистрировала своего несовершеннолетнего сына. # года ей по месту жительства пришло письмо, в котором находился листок убытия, согласно которого несовершеннолетний ФИО7 Артём был снят с регистрационного учёта по месту своей регистрации по адресу: <...> д. № # кв. № # на основании заявления ФИО5 Полагает, что данное действие ОУФМС России в Устиновском районе г. Ижевска является незаконным и не обоснованным, нарушает права и интересы несовершеннолетнего ребёнка.

На основании определения Устиновского районного суда г. Ижевска от # года к участию в судебном разбирательстве гражданского дела по жалобе ФИО2 в целях представления интересов ребёнка привечён орган опеки и попечительства Администрации Устиновского района г. Ижевска.

В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства Администрации Устиновского района г. Ижевска ФИО4, действующий на основании доверенности № # от # года с жалобой ФИО2 не согласился, пояснив, что доводы жалобы являются необоснованными, недоказанными и как следствие этого не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС России по Удмуртской Республике - ФИО3, действующая на основании доверенности № 1/ 2 -20 от 11.01.2011 года с доводами жалобы ФИО2 не согласилась, пояснив, что снятие с регистрационного учёта ОУФМС России по Устиновскому району г. Ижевска несовершеннолетнего ФИО7 Артёма произведено в рамках действующего законодательства. Ссылки заявителя ФИО2 на нормы Жилищного Кодекса РФ необоснованны, и не могут являться предметом рассмотрения, в силу того, что в жалобе заявителем оспариваются действия миграционной службы по снятию ребёнка с регистрационного учёта, а не вопрос о праве ребёнка на пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <...> д. № # кв. № #. Кроме того, нормы Жилищного законодательства не могут быть применены, так как понятие «регистрационный учет» и понятие «право пользования жилым помещением» не совпадают по своему правовому значению.

Кроме того, в обоснование своей позиции по рассматриваемому делу представителем заинтересованного лица ФИО3 представлены письменные возражения, в которых указано следующее:

С доводами, изложенными в жалобе, УФМС России по Удмуртской Республике не согласно по следующим основаниям.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска от # года расторгнут брак между ФИО5 и ФИО2

После расторжения брака место жительства несовершеннолетнего ФИО6 определено по месту жительства матери, то есть по адресу: <...> #-#.

Заявителем данный факт не оспаривается, в предварительном судебном заседании также установлено, что несовершеннолетний ФИО10 в настоящее время проживает по месту жительства матери по вышеуказанному адресу.

Отец несовершеннолетнего ФИО6 - ФИО5 обратился в ОУФМС России по Удмуртской Республике в Устиновском районе г. Ижевска с заявлением о снятии ФИО7 Артёма с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <...> #-# в связи с выбытием его на новое место жительства.

На основании указанного заявления ФИО10 был снят с регистрационного учета.

Порядок постановки и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации регламентируется Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ» (далее - Закон), Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, а также Административным регламентом, утвержденным Приказом ФМС России от 20.09.2007 года № 208.

Так, согласно ст. 7 Закона, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится в случае изменения гражданином места жительства. В соответствии с пп. «а» п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится на основании заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Пунктом 94 Административного регламента предусмотрено, что от имени лица, не достигшего 14-летинго возраста, заявление пишет и подает его законный представитель. Причем в данном случае при подаче заявления обязательно указание адреса убытия, а также представление документа, удостоверяющего личность законного представителя. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление согласия другого родителя (законного представителя) на снятие несовершеннолетнего с регистрационного учета.

В соответствии со ст. 64 Семейного Кодекса РФ законными представителями несовершеннолетних являются их родители. Как отмечает заявитель, ФИО5 не был лишен родительских прав, а, следовательно, вправе осуществлять все действия, предусмотренные законодательством, от имени несовершеннолетнего ФИО6, в том числе и подавать заявление о снятии его с регистрационного учета.

Также следует отметить, что ФИО2 ссылается в своем заявлении на ст. 69 и 84 Жилищного кодекса РФ. Представитель УФМС России в УР полагает, что положения указанных статей не могут быть применены к данным правоотношениям, так как понятие «регистрационный учет» и понятие «право пользования жилым помещением» не совпадают по своему правовому значению. Понятие право пользования жилым помещением гораздо шире института регистрации. Несовершеннолетнего ФИО6 не выселяли из жилого помещения, он выехал вместе с матерью на постоянное место жительства по адресу: <...>.

Снятие с регистрационного учета не является основанием для признания лица утратившим право пользования жилым помещением, которое возможно только по решению суда, вступившему в законную силу.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО5 с доводами жалобы не согласился, полагал, что жалоба не подлежит удовлетворению. По существу доводов жалобы представил письменные возражения к которых указал, что согласно ч.2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Несовершеннолетний ФИО7 Артём снят с регистрационного учёта по адресу: <...> #-#, с оформлением листка убытия на адрес: <...> #-#, то есть по месту жительства его матери ФИО2 на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска УР от # года по гражданскому делу по иску ФИО5 к ФИО2 о расторжении брака, согласно которому место жительства несовершеннолетнего сына ФИО7 Артёма определено по месту жительства его матери. Данное решение ФИО2 не обжаловалось и вступило в законную силу.

Кроме того, в своей жалобе ФИО2 не отрицает, что её местом жительства является жилое помещение находящееся по адресу: <...> #-#, которое она указывает в своей жалобе. В данном жилом помещении ФИО2 зарегистрирована постоянно.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Таким образом, ФИО10 снят с регистрационного учета по адресу: <...> #-# органами миграционной службы правомерно.

Снятие с регистрационного учета ФИО10 по указанному адресу произведено, кроме того, в соответствии с требованиями пп. «а» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, п.15 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ММС России от 20.09.2007 г. № 208 на основании:

Заявления ФИО5 о снятии ФИО7 Артёма с регистрационного учёта по адресу: <...> #-# в связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу: <...> #-#, то есть по месту жительства его матери ФИО2, а также документов, удостоверяющих личность ФИО5 – паспорта гражданина РФ и свидетельства о рождении
несовершеннолетнего сына ФИО7 Артёма.

Предоставление письменного согласия, в том числе, при наличии судебного решения, на снятие с регистрационного учёта несовершеннолетнего ребенка указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

Таким образом, нарушений действующего законодательства при оформлении снятия с регистрационного учета по адресу: <...> #-# несовершеннолетнего ФИО7 Артёма сотрудниками отдела УФМС России по УР в Устиновском районе г. Ижевска допущено не было, в связи с чем, ФИО5 полагает, что доводы заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 на заданные вопросы пояснила, что является начальником Отдела УФМС России по Устиновскому району г. Ижевска. В # года в ОУФМС России по Устиновскому району г. Ижевска обратился гражданин ФИО5 с заявлением о снятии с регистрационного учёта по месту жительства (<...> д. № # кв. № #) несовершеннолетнего ФИО7 Артёма. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 и Административным регламентом ФИО7 Артём был снят с регистрационного учёта, так как ФИО5 являлся законным представителем несовершеннолетнего ФИО5, а также в связи с тем, что на основании решения мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска от # года при расторжении брака между ФИО5 и ФИО2, место жительства несовершеннолетнего сына ФИО7 Артёма было определено с матерью.

Данное снятие с регистрационного учёта является законным и обоснованным, так как действующим законодательством не требуется согласие второго родителя на снятие ребёнка с регистрационного учёта.

Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, заинтересованного лица и представителей заинтересованных лиц, свидетеля считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела:

В соответствии со свидетельством о рождении серии I – НИ № # от # года установлено, что # года родился ФИО6, родителями которого являются ФИО2 и ФИО5

Согласно справки МСЭ – # № # от # года ФИО7 Артём является ребёнком – #.

Согласно поквартирной карточки выданной # года следует, что в квартире по адресу: <...> д. № # кв. № # жилой площадью 50,6 кв. м. зарегистрированы наниматель жилого помещения ФИО8 и совершеннолетние члены семьи нанимателя жилого помещения - ФИО9, ФИО10 и поднаниматель жилого помещения ФИО11 Также в жилом помещении был зарегистрирован ФИО6, # года рождения, который был зарегистрирован с # года и # года, согласно отметки в поквартирной карточки снят с регистрационного учёта.

Из представленного в суд паспорта гражданина Российской Федерации серии # № #, выданного ОВД Устиновского района г. Ижевска от # года на имя ФИО2, # года рождения следует, что место регистрации ФИО2 находится по адресу: <...> д. № # кв. № #.

Согласно решению мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска от # года брак между ФИО2 и ФИО5 расторгнут, место жительства ребёнка – ФИО7 Артёма, # года рождения определено по месту жительства матери. Данное решение суда вступило в законную силу # года.

# года ФИО2 выдано свидетельство серии I – НИ № # о расторжении брака с ФИО5

В соответствии с заявлением о снятии с регистрационного учёта по месту жительства от # года, поступившего в ОУФМС России по Устиновскому району г. Ижевска следует, что законный представитель несовершеннолетнего ФИО7 Артёма – ФИО5 обратился с вышеуказанным заявлением о снятии с регистрационного учёта по адресу: <...> д. № # кв. № # в связи с регистрацией по новому месту жительства: <...> д. № # кв. № #.

Из адресного листка убытия от # года следует, что # года несовершеннолетний ФИО7 Артём, # года рождения ОУФМС России в Устиновском районе г. Ижевска снят с регистрационного учёта по адресу: <...> д. № # кв. № # в связи с убытием по адресу: <...> д. № # кв. № #.

Исходя из указанных выше обстоятельств, имеющих значения для рассмотрения дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При вынесении решения суд руководствуется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Согласно п. 28 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 судам разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с п. 25 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (части первая, вторая и четвертая статьи 3).

Согласно статье 6 названного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Приведенные законоположения об обязанности регистрации по месту жительства в полной мере распространяются и на несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий.

В силу пункта 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Из этого следует, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), также должна осуществляться по месту жительства их законных представителей, так как наличие права пользования жилым помещением служит предварительным условием регистрации гражданина по месту жительства. При этом Закон не содержит оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В соответствии с п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Как установлено из материалов гражданского дела и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами, на основании решения мирового судьи судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска от # года брак между ФИО2 и ФИО5 расторгнут, место жительства ребёнка – ФИО7 Артёма, # года рождения определено по месту жительства матери.

Исходя из удостоверения личности ФИО2 – паспорта гражданина РФ, следует, что ФИО2 зарегистрирована по адресу: <...> д. № # кв. № #.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В силу положений п. 3, 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713, регистрация производится по месту жительства, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированном доме (общежитии, гостинице-приюте, доме маневренного фонда, специальном доме для одиноких и престарелых, доме-интернате для инвалидов, ветеранов и других), либо в ином жилом помещении.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

Абзацем первым п. 28 Правил предусмотрено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путём внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Как следствие этого, ссылки заявителя жалобы ФИО2 на нормы жилищного законодательства, суд считает несостоятельными, в силу того, что из изложенного следует, что регистрация является техническим действием, установленным в целях исполнения гражданами обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация в силу специфики правовой природы не является основанием для возникновения гражданско-правовых (жилищных) отношений. Она является административным актом, не порождающим возникновение, прекращение либо изменение жилищных отношений.

Пункт 94 Приказа ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной Миграционной Службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает, что в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

Как установлено из материалов гражданского дела, в частности свидетельства о рождении несовершеннолетнего ФИО7 Артёма, # года рождения, его родителями являются ФИО2 и ФИО5

В соответствии с ч.1 ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

В судебном заседании заявитель ФИО2 не оспаривала и указала в своей жалобе, о том, что ФИО5 является законным представителем несовершеннолетнего ФИО7 Артёма.

Из заявления о снятии с регистрационного учёта по месту жительства, поданного # года ФИО5 следует, что в УФМС России по Устиновскому району г. Ижевска обращался отец ребёнка - ФИО5

Как следствие этого, суд приходит к выводу о том, что право обращения в миграционную службу с заявлением о снятии с регистрационного учёта имеет как мать так и отец несовершеннолетнего ребёнка, которые являются в силу закона законными представителями несовершеннолетнего.

Законодателем не предусмотрена обязанность совместно обращения в регистрирующий орган обоих родителей.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При вышеуказанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в судебном заседании не было установлено несоответствие закону обжалуемых заявителем ФИО2 действий ОУФМС в Устиновском районе г. Ижевска.

Таким образом, суд полагает необходимым в удовлетворении жалобы ФИО2 на действия миграционной службы отказать в полном объёме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд

Решил:

Жалобу ФИО2 на действия миграционной службы – оставить без удовлетворения  .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено судом в 08 часов 30 минут 24 января 2011 года.

Судья Д.В. Поляков