№2(1)-428/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Абдулино 20 июля 2017 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре Фроловой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, ФИО2, Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» о признании жилого дома многоквартирным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области об изменении назначения в пользовании жилого дома многоквартирным, указав, что решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от ... жилой дом по адресу: ..., признан принадлежащим двум собственникам, разделив дом на .... Решением суда прекращено право общей долевой собственности и образованы две квартиры: ... и .... Она обращалась в ГУП «Бюро технической инвентаризации» за оформлением технического паспорта на основании решения суда, ей отказали и направили в администрацию города. Из администрации получен ответ, что обращаться для регистрации прав в регистрирующий орган. Регистрационная палата обратно направила ее в ГУП «БТИ». В данное время ей необходимо в судебном порядке признать данный дом многоквартирным в связи с изменением назначения в пользовании для регистрации в последующем права собственности на ее .... Истица просит суд признать дом, расположенный по адресу: ..., многоквартирным в связи с изменением назначения жилого дома.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Истица ФИО1, представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании представитель администрации С.С. представила отзыв на исковое заявление, в коктором указала, что исковые требования к администрации не основаны на законе, так как процедуры признания жилых домов многоквартирными не установлена. Законодательством Российской Федерации признается такой вид объекта недвижимости как жилой дом. Однако не предусмотрены такие понятия и процедура как «присвоение статуса жилому дому» либо «изменение назначения жилого дома на многоквартирный». Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В исковом заявлении истица указывает, что она не может зарегистрировать право собственности на квартиру, так как ГУП «БТИ» отказано в оформлении технического паспорта, а регистрирующий орган отказал в регистрации права собственности на квартиру, образованную в результате разделения в натуре жилого дома на основании решения Абдулинского районного суда от .... Однако документов, подтверждающих, что истица обращалась с заявлением в ГУП «БТИ» и регистрирующий орган и ей было отказано (с обоснованием отказа) в подготовке технического плана и, соответственно, в регистрации права собственности истицей не представлено. Кроме того, решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих оспариваются в порядке административного судопроизводства. Статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Статьей 27 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона 218-ФЗ. В соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При не достижении участниками долевой
собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или
выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном
порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в подпункте «а» пункта 6 постановления Пленума №4 от 10.06.1980 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих
между участниками общей собственности на жилой дом», имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Из решения Абдулинского районного суда от ..., дело ... следует, что истице выделена доля жилого дома в натуре, то есть, передана в собственность отдельная изолированная часть жилого дома, что означает утрату ею права на долю в общем имуществе. При таких обстоятельствах, право на жилой дом, как на первичный объект недвижимости прекращено, а вновь образованная квартира, выделенная в натуре истице, подлежит кадастровому учету и соответственно государственной регистрации, как самостоятельный объект недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда. Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 года №ОГ-Д23-3939 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что в силу положений Закона №218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав. С учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга. Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса РФ. При этом следует учитывать, что упрощенная процедура согласования органами власти строительства (реконструкции) предусмотрена законодательством в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 Градостроиельного кодекса РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию). Решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования земельного участка. Учитывая изложенное, для того, чтобы разделить в натуре индивидуальный жилой дом на блоки жилого дома блокированной застройки, может потребоваться осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание «жилой дом блокированной застройки». В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах «заключение кадастрового инженера» технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложении к техническим планам. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года №953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений. Согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов «Описание местоположения объекта недвижимости», «Характеристики объекта недвижимости», «Заключение кадастрового инженера» (при необходимости), «Схема геодезических построений», «Схема», «Чертеж», «План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения» (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости. На основании статьи 41 Закона №218-ФЗ: в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимсти, переланировки помещений, изменений границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1). Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимоси осуществляются одновременно с государственный кадастровым учетом и государственной регистрации прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3). Таким образом, решение Абдулинского районного суда от ... является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и регистрации права собственности на квартиру при условии обеспечения автономности и независимости образуемых в результате раздела зданий друг от друга. При вышеизложенном администрация является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании представитель - специалист-техник обособленного подразделения в г.Абдулино ГУП «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» П.Т. представила отзыв, в котором указано, что согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47). В соответствии с частью 5 статьи 1, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), сооружений, помещений (жилое помещение, нежилое помещение), объектов незавершенного строительства. Сведения о виде жилого помещения (комната, квартира) вносятся в государственный кадастр недвижимости, если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме (пункт 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре). Одновременно обращаем внимание на положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (самовольная постройка), части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которым многоквартирный дом, построенный на земельном участке с разрешенным видом использования, предусматривающим индивидуальное жилищное строительство, без получения разрешительных документов (в соответствии со статьями 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), является самовольной постройкой. Учитывая изложенное, постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречат действующему законодательству.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от ..., принятым по делу по иску ФИО2 к ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о разделе жилого дома в натуре, прекращении права общей долевой собственности на дом, признании права собственности на квартиру, и по встречному иску ФИО1 к ФИО6 о разделе земельного участка в натуре, по встречному иску ФИО4 к ФИО1, ФИО2 о взыскании стоимости произведенных неотделимых улучшений в доме, по иску ФИО4 к ФИО7, ФИО3 о признании завещания недействительным, по иску ФИО1 к ФИО7, ФИО3 о признании права собственности на долю жилого дома и земельного участка, было постановлено:
«Признать за ФИО1 право собственности на ... долю жилого дома и земельного участка общей площадью ... кв.м, расположенных по адресу: ...».
Произвести раздел жилого дома литер ..., расположенного по адресу: ..., на два жилых помещения - ....
Прекратить право общей долевой собственности ФИО6 и ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: ....
Признать квартирой ... вновь образованное в результате разделения в натуре жилое помещение в составе комнат: помещение ... – площадью ... кв.м, помещение ... – площадью – ... кв.м, помещение ... – площадью ... кв.м, помещение ... – площадью ... кв.м.
Признать за ФИО2 право собственности на ..., расположенную по адресу: ....
Признать квартирой ... вновь образованное в результате разделения в натуре жилое помещение в составе комнат: помещение ... – площадью ... кв.м, помещение ... – площадью ... кв.м, помещение ... – площадью ... кв.м, помещение ... – площадью ... кв.м, помещение ... – площадью ... кв.м.
Признать за ФИО1 право собственности на ..., расположенную по адресу: ...».
Таким образом, истице ФИО1 была выделена доля жилого дома в натуре, то есть, передана в собственность отдельная изолированная часть жилого дома, что означает утрату ею права на долю в общем имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса РФ определяет назначение жилого помещения как предназначенное для проживания граждан.
Частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В то же время, согласно части 3 статьи 16Жилищного кодекса РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Одновременно с этим Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как: объекты индивидуального жилищного строительства, жилые дома блокированной застройки, а также многоквартирные дома.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Однако из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса РФ, статей131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 10.06.1980 года №4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом» следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Согласно статье 558 Гражданского кодекса РФ, существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
Таким образом, законодательством Российской Федерации признается такой вид объекта недвижимости, как жилой дом. Однако не предусмотрены такие понятия и процедура как «присвоение статуса жилому дому» и «изменение назначения жилого дома на многоквартирный».
Вместе с тем, постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений (в том числе квартир) в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством и вступившем в силу с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно части 7 статьи 41 которого государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме или в жилом строении не допускаются.
Согласно статье 27 Федеральный закон от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
8) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Любой объект недвижимого имущества должен обладать определенными индивидуализирующими признаками, подтверждаемыми данными кадастрового или технического учета.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрено описание и учет части жилого дома как самостоятельного объекта недвижимого имущества, равно как и не предусмотрена возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов его частей.
Таким образом, составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками и обладать равнозначным правовым статусом. Иными словами, не предусмотрен законом и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и частей жилого дома в отношении одного здания.
И это согласуется с Приказом Министерства экономического развития России от 14.10.2011 года №577, утратившим силу с 01.01.2013 года, и Федеральным законом РФ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми государственный учет частей объекта не производится. Согласно статье 24 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы.
В связи с тем, что в кадастре недвижимости уже имеется объект недвижимости - жилой дом, то признание дома многоквартирным не будет иметь правового значения для истицы. Федеральным законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный». Следовательно, требования ФИО1 о признании дома многоквартирным не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, по мнению суда, постановке на учет квартир, выделенных в индивидуальном жилом доме, в части изменения назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный» должен предшествовать учет изменений соответствующего здания, при этом такой учет никак не зависит от действии граждан, обратившихся за осуществлением кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО8, предъявленных к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, ФИО2, ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости», о признании жилого ... в ... многоквартирным в связи с изменением назначения жилого дома, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, ФИО2, Государственному унитарному предприятию Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» о признании жилого ... в ... многоквартирным в связи с изменением назначения жилого дома - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
...