ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2(1)-42/2018 от 15.01.2018 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

гр.д.№2(1)-42/2018

Решение

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи М.Н.Макуровой,

при секретаре Е.И.Башкевич,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) об оспаривании отказа в назначении пенсии, включении периодов в стаж и возложении обязанности назначить пенсию,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное), указывая на то, что решением ответчика № 745 от 01 ноября 2017 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В трудовой стаж, дающий прав на назначении трудовой пенсии досрочно, не засчитаны следующие периоды:

с 05.06.2006 года по 12.06.2008 года (02г.00м.08д.) в должности инженера по бурению ООО «<данные изъяты>»;

с 13.06.2008 года по 31.10.2008 года в должности инженера по бурению (супервайзинг) ООО «<данные изъяты>»;

с 01.08.2013 года по 10.03.2014 года (00л.07м.10д.) в должности инженера 2 категории по бурению ЗАО «<данные изъяты>»;

с 11.01.2016 года по 31 декабря 2016 года (00л.11м.21д.) в должности инженера по бурению ООО «<данные изъяты>»

на том основании, что согласно Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года № 10 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются инженеры по бурению (буровым работам), непосредственно занятых на буровых работах;

с 08.02.2010 года по 06.05.2011 года (01г.02м.29д.) в должности инженера 2 категории-супервайзера по бурению ООО «<данные изъяты>»;

с 11.05.2011 года по 30.06.2012 года (01г.01м.20д.) в должности супервайзера по бурению и зарезке боковых стволов ЗАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> филиал супервайзинг;

с 12.09.2012 года по 29.11.2012 года (00л.02м.18д.) в должности супервайзера по бурению ЗАО «<данные изъяты>»;

с 05.02.2013 года по 16.06.2013 года (00л.04м.12д.) в должности инженера по бурению (супервайзинг) ООО «<данные изъяты>»;

с 17.06.2013 года по 05.07.2013 года (00л.00м.19д.) в должности инженера по бурению-полевого супервайзера ООО «<данные изъяты>»;

с 11.03.2014 года по 31.01.2015 года (00л.10м.21д.), с 17.02.2015 года по 17.02.2015 года (00л.00м.01д.) в должности супервайзера по бурению ООО «<данные изъяты>»

на том основании, что указанные должности Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 не предусмотрены.

В оспариваемые периоды он фактически выполнял должностные функции инженера по бурению (буровым работам), непосредственно занятым на буровых, что подтверждается должностными инструкциями, типовыми инструкциями, трудовыми договорами и медицинскими документами, подтверждающими вредные условия труда.

Ответчиком не учтены положения Приказа Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2014 года № 942н «Об утверждении профессионального стандарта «Буровой супервайзер в нефтегазовой отрасли», согласно которому к должностным функциям бурового супервайзера относится технологический контроль и управление процессом бурения скважин, при этом одно из возможных наименований, в том числе «буровой супервайзер», особенностью работы на данной должности согласно указанного правового акта является обязательное прохождение медицинского осмотра (обследования) в связи с вредными условиями труда.

Просил признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане от 01.11.2017 года № 745 об отказе в назначении ему страховой пенсии по старости досрочно незаконным. Обязать ответчика включить в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды: с 05.06.2006 года по 12.06.2008 года (02г.00м.08д.) в должности инженера по бурению ООО «<данные изъяты>»; с 13.06.2008 года по 31.10.2008 года в должности инженера по бурению (супервайзинг) ООО «<данные изъяты>»; с 01.08.2013 года по 10.03.2014 года (00л.07м.10д.) в должности инженера 2 категории по бурению ЗАО «<данные изъяты>»; с 11.01.2016 года по 31 декабря 2016 года (00л.11м.21д.) в должности инженера по бурению ООО <данные изъяты>»; с 08.02.2010 года по 06.05.2011 года (01г.02м.29д.) в должности инженера 2 категории-супервайзера по бурению ООО «<данные изъяты>»; с 11.05.2011 года по 30.06.2012 года (01г.01м.20д.) в должности супервайзера по бурению и зарезке боковых стволов ЗАО «<данные изъяты>» Отрадненский филиал супервайзинг; с 12.09.2012 года по 29.11.2012 года (00л.02м.18д.) в должности супервайзера по бурению ЗАО «<данные изъяты>»; с 05.02.2013 года по 16.06.2013 года (00л.04м.12д.) в должности инженера по бурению (супервайзинг) ООО «<данные изъяты>»; с 17.06.2013 года по 05.07.2013 года (00л.00м.19д.) в должности инженера по бурению-полевого супервайзера ООО «<данные изъяты>»; с 11.03.2014 года по 31.01.2015 года (00л.10м.21д.), с 17.02.2015 года по 17.02.2015 года (00л.00м.01д.) в должности супервайзера по бурению ООО «<данные изъяты>». Обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 20 июля 2017 года. Взыскать с ответчика в его пользу в счет возмещения расходов по оплате услуг адвоката по составлению искового заявления 2000 рублей, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил, что он по направлению работодателей проходил медицинские осмотры в связи с вредными и опасными условиями труда. Организации, где он работал, отказались предоставить ему справки, уточняющие льготный характер работы. Он основную часть времени работал непосредственно на буровых.

Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, пояснив, что справки, подтверждающие льготный характер работы, работодателями не представлены, сведения ими сданы без кода льгот, наименование должности «супервайзер» не предусмотрено Списком № 2, отсутствуют документы, подтверждающие занятость истца в течение полного рабочего времени непосредственно на буровых.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее -Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет

(часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Разделом XXII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы ФИО1, предусмотрена должность инженера по бурению (буровым работам), непосредственно занятого на буровых (подраздел «Бурение», код позиции 2130100б-22247).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 25 8н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. К таким документам подпунктом «а» пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определённой продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 55 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 12 лет и 6 месяцев. Вместе с тем законом предусмотрена возможность назначения таким лицам досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, если указанные лица поработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующим Списком, при условии, если они заняты в производствах, определённых Списком. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Как усматривается из трудовой книжки ФИО1, с 06.06.2006 года по 12.06.2008 года он работал в ООО «<данные изъяты>» инженером по бурению вахтовым методом. С 13.06.2008 года по 31.10.2008 года работал в ООО «<данные изъяты>) инженером по бурению (супервайзинг) вахтовым методом. С 08.02.2010 года по 06.05.2011 года работал в ООО «<данные изъяты>» инженером 2 категории – супервайзером по бурению. С 11.05.2011 года по 30.06.2012 года работал в ЗАО «<данные изъяты>» в должности супервайзера по бурению и зарезке боковых стволов. С 12.09.2012 года по 29.11.2012 года работал в ЗАО <данные изъяты>» супервайзером по бурению. С 05.02.2013 года по 16.06.2013 года работал в ООО «<данные изъяты>» инженером по бурению (супервайзинг) вахтовым методом. С 17.06.2013 года по 05.07.2013 года работал инженером по бурению – полевым супервайзером в ООО «<данные изъяты>». С 01.08.2013 года по 10.03.2014 года работал в ЗАО «<данные изъяты>» в должности инженера 2-й категории по бурению, испытанию и ремонту скважин. С 11.03.2014 года по 17.02.2015 года работал в ООО «<данные изъяты>» супервайзером по бурению. С 11.01.2016 года по 31.12.2016 года работал в ООО «<данные изъяты>» в должности инженера по бурению вахтовым методом.

Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бугуруслане (межрайонное) N 745 от 01 ноября 2017 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом пенсионным органом при подсчете специального стажа истцу не включены вышеуказанные периоды работы, поскольку Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются инженеры по бурению, непосредственно занятые на буровых. В специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, выполняемой в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Наименование должностей «инженер-супевайзер по бурению», «супервайзер по бурению», «инженер по бурению (супервайзинг)», «инженер по бурению – полевой супервайзер» Списком № 2 не предусмотрены. Кроме того, за указанные периоды работы страхователями сведения индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР сданы без кода льгот – общие условия труда.

Истцом в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств выполнения им в должности инженера по бурению работы с непосредственной занятостью на буровых в течение полного рабочего дня. Сам по себе факт прохождения им медицинских осмотров по направлению работодателя не свидетельствует о том, что им в течение полного рабочего времени выполнялась работа непосредственно на буровых. Напротив, в представленном им срочном трудовом договоре № 30/16 от 11 января 2015 года, заключенным с ООО «<данные изъяты>», в п.1.5 имеется условие о том, что трудовые обязанности работника не связаны с выполнением тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

Представленные истцом трудовые договоры и должностные инструкции также не свидетельствуют о том, что им в течение полного рабочего дня выполнялись трудовые функции непосредственно на буровых.

Доводы истца о тождественности должностей «инженер по бурению» и «супервайзер», суд находит необоснованными.

В силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачёту в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного

пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учёт – это организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Как видно из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте» был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 22 декабря 1998 года. По данным индивидуального персонифицированного учёта спорные периоды работы истца отражены без указания кода льготных условий труда. Справки, уточняющие особый характер работы, работодателями истцу не выдавались.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для включения спорных период в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и, соответственно, назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с 20 июля 2017 года, в связи с чем заявленные исковые требования истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) об оспаривании отказа в назначении пенсии, включении периодов в стаж и возложении обязанности назначить пенсию – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.Н.Макурова

Текст мотивированного решения изготовлен 16 января 2018 года.